Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Борский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Устиновой Е.Б, при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда РФ по <адрес> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии, У С Т А Н О В И Л: ФИО1 обратилась в суд с иском к УПФ РФ по <адрес> о признании за ней права на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой в плавсоставе на судах речного флота. В обосновании исковых требований ФИО1 пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в УПФ РФ по <адрес> с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии с в связи с тем, что в 1981-1982г.г.; 1984-1986 г.г.; 1989-1991 г.; 1993-1998 г.г.; 2000-2005 г.г. трудилась на судах речного флота в периоды навигации судов в должности повара судового ресторана; в 1988 и 1992 г. работала в должности проводника в ОАО СК «Волжское пароходство» Октябрьской базы технического обслуживания. В назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано по тем основаниям, что работа в ресторанах судов не дает права на досрочное назначение пенсии. Она считает, что, работая на судне в период навигации, относилась к плавсоставу, поэтому периоды ее работы на судах речного флота должны быть зачтены в специальный стаж, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Представитель УПФ РФ по <адрес> ФИО3, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, иск ФИО1 не признала, пояснив, что должности повара судового ресторана и проводника в ОАО СК «Волжское пароходство» Октябрьской базы технического обслуживания не относятся к плавсоставу, поэтому истица не имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с подпунктом 9 пункта 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно подпункта 9 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет в плавсоставе на судах речного флота (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно- вспомогательных и разъездных судов, также судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 20 лет. Согласно записей в трудовой книжки ФИО1 работала: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 от Нижегородской конторы судовых ресторанов поваром на теплоходах «Федин», «Ленин»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проводником на теплоходе «Ленин» от ССРЗ им. 40-ой годовщины Октября, впоследствии реорганизованного в АООТ «Октябрьский судостроительно-судоремонтный завод»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поваром судового ресторана теплохода «Ленин» Нижегородской конторы судовых ресторанов; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поваром в фирме «Ортодокс», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поваром на теплоходах «Ленин», «Ильич» АООТ «Волга-Ресторон-Сервис» (л.д.17,18). В соответствии с подпунктом 9 п.1 ст. 27 ФЗ № «О трудовых пенсиях в РФ» плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуются правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно- правовая форма и форма собственности судовладельца. В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения. В суде установлено, что ФИО1 работала поваром и проводником на судах речного флота в периоды навигации теплоходов «Федин», «Ленин», которые относились к пассажирским судам и не являлись портовыми, постоянно работающими в акватории порта, служебно- вспомогательными и разъездными судами, а также судами пригородного и внутригородского сообщения (л.д.15,16). Доводы УПФ РФ по <адрес> о том, что в плавсостав входят исключительно лица, состоящие в штате экипажа судна, а должности, которые занимала истица не входят в состав экипажа судна, суд считает необоснованными, поскольку под плавсоставом следует понимать не только экипаж судна, но и должности, без выполнения которых, судно не может выполнять работу, в данном случае, перевозить пассажиров. В соответствии с приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об улучшении организации медико-санитарного обеспечения работников морского, речного флота и рыбного хозяйства, к прочему плавсоставу относятся работники пищеблоков и судовых ресторанов: кладовщики, директора, заведующие производством, официанты, повара, буфетчики, посудомойки, бармены и др. Согласно СанПиНа 2.5.2.-703-98 (Водный транспорт, Суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания), утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, экипаж судна -это лица, внесенные в судовой штат, обеспечивающие управление, движение, живучесть и безопасность эксплуатации судна, включая персонал, обслуживающий как личный состав судна. так и пассажиров; командный состав- администрация судна: капитан (командир) и его помощники (штурманы), судовые механики (электромеханики), медработники, директор ресторана (на пассажирских судах); рядовой состав - члены экипажа, не входящие в состав администрации судна: матросы, мотористы, электрики, радисты, повара, проводники, официанты, буфетчики. Согласно Устава службы на судах Министерства речного флота РСФСР, утвержденного приказом Министерства речного флота РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, судовой врач (фельдшер), персонал ресторанов, и другие работники, не входят в штат экипажа судна, при этом медицинские работники, работающие на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, относятся к плавсоставу и имеют право на досрочное назначение пенсии, в соответствии с п. «и» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», (п.п.9 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») на основании письма Министерства труда от ДД.ММ.ГГГГ №-РБ и письма заместителя Министра здравоохранения РФ и Председателя ЦК профсоюза работников здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ С учетом изложенного суд считает, что должности повара ресторана теплохода, проводника относятся к плавсоставу судна. ФИО1, как работнику плавсостава, осуществляющей работу на судах речного флота в периоды навигаций судов, предоставлялись межнавигационные отпуска, что подтверждается записями в трудовой книжке. Навигация- это период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Продолжительность навигационного периода определяется в зависимости от климатических условий отдельных регионов страны, позволяющих осуществлять судоходные работы на водном транспорте. На основании Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 24-ФЗ условия плавания судов по внутренним водным путям устанавливается бассейновыми органами государственного управления на внутреннем водном транспорте. Государственные бассейновые управления водных путей ежегодно издают приказы об открытии (весной) и закрытии (осенью) навигации на определенных участках бассейновых рек. В соответствии с пунктом 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27, 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год. Аналогичные положения содержались в ст. 94 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» и содержатся и ст. 12 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Следовательно, только работа в навигации дает право на льготное исчисление стажа работы в плавсоставе, то есть за год работы исчисляется полностью отработанная навигация. При подсчете стажа на соответствующих видах работ, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, периоды таких работ, выполняемых постоянно в течение полного рабочего для, исчисляются в календарном порядке, то есть если навигационный период отработан неполностью, учет специального стажа производится по его фактической продолжительности, учитывается вся работа на судне в должности плавсостава, включая очередные отпуска и периоды отгулов. По причинам, не зависящим от работника, как правило, начало и окончание навигации, установленной бассейновым управлением водных путей, не совпадают с датой выхода судна в рейс и датой возвращения его по завершении работ в порт приписки. Поскольку не все суда могут одновременно выйти в рейс, о вводе конкретных судов в эксплуатацию издаются приказы, в которых указываются разные даты выхода в рейс и приказы о подготовке судов к отстою, в соответствии с которыми суда могут возвращаться в порт на несколько дней раньше закрытия навигации. Согласно пункта 5.2 Федерального отраслевого соглашения, заключенного между Профсоюзом работников водного транспорта РФ и Росморречфлотом, под работой в течение полного навигационного периода понимается выполнение работы в качестве плавсостава в течение не менее 180 календарных дней при эксплуатации судов в условиях неограниченного периода навигации и не менее 80 % официальной продолжительности навигационного периода, определенного в установленном порядке на отдельных участках соответствующих бассейнов, при эксплуатации судов в условиях ограниченного периода навигации. Суд считает, что положения указанного межотраслевого соглашения можно распространить на периоды работы истца, предшествующие принятию названного соглашения, поскольку оно не ухудшает положение истца по сравнению с той позицией, которая была принята ответчиком при отказе ФИО1 в назначении пенсии в связи с работой в плавсоставе, исходя из законодательства, не определяющего четкого понятия полного навигационного периода. Как следует из представленных доказательств, периоды навигаций, определенные в установленном законом порядке, ФИО1 полностью отработала навигации 1981 г. (84%), 1983 г. (89%), 1984 г. (87%), 1985 г. (90%), 1986 г. (83%), 1989 г. (88%), 1990 г. (85%), 2001 г. (82%), 2003 г. (88%), 2005 г. (88%), которые в соответствии с п. 13 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ подлежат зачету в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в льготном исчислении, то есть за 1 год работы. Остальные периоды навигаций должны учитываться в специальном стаже истца по фактической продолжительности. Согласно справки, представленной УПФ РФ по <адрес>, справки ОАО Судоходная компания «Волжское пароходство», Октябрьская база технического обслуживания флота №-ок от ДД.ММ.ГГГГ, фактическая продолжительность периодов навигаций отработанных ФИО1 в должности проводника составила: ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца и 18 дней); с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 месяцев и 12 дней) С учетом вышеуказанных периодов продолжительность работы ФИО1ДД.ММ.ГГГГ рождения., в плавсоставе судов, не относящихся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно- вспомогательном, разъездном, пригородном и внутригородском сообщении, на момент обращения (ДД.ММ.ГГГГ) в УПФ РФ по <адрес> с заявлением о назначении пенсии досрочно, имелся стаж работы более 10 лет, дающий право на назначение пенсии по п.п.9 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», возраст 50 лет и страховой стаж не менее 20 лет. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд Решил: Иск ФИО1 удовлетворить. Зачесть ФИО1 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой в плавсоставе на судах речного флота, периоды работы в должности повара судового ресторана навигационные периоды: 1981 г., 1983 г., 1984 г., 1985 г., 1986 г., 1989 г., 1990 г., 2001 г., 2003 г., 2005 г., за год работы каждый навигационный период. Периоды работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности проводника в ОАО СК «Волжское пароходство» Октябрьская база технического обслуживания зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с работой в плавсоставе на судах речного флота по фактической продолжительности навигационных периодов, включая очередные отпуска. Признать за ФИО1 право на досрочное назначение трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ Обязать ГУ Управление пенсионного Фонда РФ по <адрес> назначить ФИО1 пенсию с ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Борский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Судья Устинова Е.Б. Решение не вступило в законную силу.