Постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях



Дело № 5-23/11П О С Т А Н О В Л Е Н И Ео привлечении к административной ответственности

г.Бор        21 апреля 2011 года

Борский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Карабановой Н.Р., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, возбужденном в отношении ООО «<данные изъяты>», имеющим юридический адрес: <адрес>, с участием учредителей ООО «<данные изъяты>» - Федотовой В.Ф. и Сергеевой В.П., ранее не привлекавшимся к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л :

ООО «<данные изъяты>», имеющий юридический адрес: <адрес>, допустило неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризмав части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, выразившееся в том, что ООО «<данные изъяты>», являясь лизинговой компанией, что отражено в п.2.2 Устава ООО «<данные изъяты>», и относящейся в соответствии со статьей 5 Федерального закона РФ № 115-ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, в нарушение требований вышеуказанного закона в связи со сменой руководителя не представило в Межрегиональное управление Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу новую карту формы 2-КПУ, не привело в соответствии с действующим законодательством в сфере ПОД/ФТ имеющиеся в ООО «<данные изъяты>» Правила внутреннего контроля, в течение ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ не направило ответственного за организацию в ООО «<данные изъяты>» противодействия теневому обороту, для получения целевого инструктажа, а также для подготовки и обучению в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

По данному нарушению ООО «<данные изъяты>» был составлен ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении.

В судебное заседание вызывались директор Панфилов А.В., учредители Федотова В.Ф. и Сергеева В.П.

В судебное заседание не явился директор Панфилов А.В., надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, о чем имеется уведомление. Ходатайств об отложении слушания дела от Панфилова А.В. в суд не поступало. Учредители Федотова В.Ф. и Сергеева В.П. не возражают рассмотреть дело в отсутствии директора ООО «<данные изъяты>» Панфилова А.В. Суд признает неявку Панфилова А.В. в судебное заседание без уважительной причины и считает возможным рассмотреть дело в отсутствии директора ООО «<данные изъяты>» Панфилова А.В.

Суд, заслушав представителей ООО «<данные изъяты>» учредителей Федотову В.Ф. м Сергееву В.П., свидетеля К.Н.В., исследовав протокол об административном правонарушении и прилагаемые к нему материалы, суд приходит к следующему:

Как установлено показаниями учредителей Федотовой В.Ф. и Сергеевой В.П. они являются согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц учредителями ООО «<данные изъяты>», но о деятельности данного общества ничего не знают.

Свидетель К.Н.В. суду пояснила, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она являлась директором ООО «<данные изъяты>», которое располагалось по адресу: <адрес>. Ей ничего не известно о существовании в ООО «<данные изъяты>» Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Следил ли кто за изменением законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, и вносил ли в имеющиеся в ООО «<данные изъяты>» Правила внутреннего контроля изменения она не знает. Также она не знает, был ли кто ответственным за организацию противодействия «теневому бизнесу» в ООО «<данные изъяты>», она не знает. Также пояснила, что за период ее деятельности в ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ никто в АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга» для прохождения целевого инструктажа из ООО «<данные изъяты>» не направлялся.

Согласно п.2.2 Устава ООО «<данные изъяты>» предметом деятельности Общества является финансовый лизинг.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ основным видом деятельности ООО «<данные изъяты>» является финансовый лизинг.

Таким образом, ООО «<данные изъяты>» является лизинговой компаний. В соответствии со статьей 5 Федерального закона РФ № 115-ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ООО «<данные изъяты>» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма.

В соответствии со ст.3 Федерального закона РФ № 115-ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В соответствии со ст.4 указанного выше Федерального закона к обязательным мерам, направленным на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма относятся обязательные процедуры внутреннего контроля.

Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, направленных на создание системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма, которая позволила бы выявлятьоперации, подлежащие обязательному контролю, а также иные операции с денежными средствами или иным имуществом, связанные с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также своевременно представлять о таких операциях информацию в уполномоченный орган.

В соответствии со ст.7 Федерального закона №115-ФЗ организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в организации (п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); вставать на учет в уполномоченном органе (п.9 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ), идентифицировать клиентов организации в соответствии с Перечнем организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, с целью последующего приостановления операций с участием этих лиц (п. 10 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ); разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию программ внутреннего контроля, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях (п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ).

На основании информации, содержащейся в МРУ Росфинмониторинга по ПФО, установлено, что внутренний контроль в ООО «<данные изъяты>» не организован, а именно:

1. Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 30 ноября 2005 года №164 «Об утверждении формы Карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» утверждена форма карты постановки на учет в Росфинмониторинге (далее - карта 2-КПУ).

В соответствии с п. 45 Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденному приказом Росфинмониторинга от 14.12.2007 №318 и п. 10 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами, или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 28 организации в случае изменения сведений, содержащихся в карте постановки на учет, в течение 5 дней сообщают о них в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

П.п. 15 карты формы 2-КПУ предусмотрена фиксация информации о руководителе организации. В представленной при постановке на учет ООО <данные изъяты>» карте 2 -КПУ руководителем организации являлась Ч.Т.В..

Кроме того, в соответствии с п.45 Приказа Росфинмониторинга от 14.12.2007 №318 «Об утверждении административного регламента исполнения Федеральной службы по финансовому мониторингу государственной функции по ведению учета организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» при смене руководителя организации в территориальный орган Росфинмониторинга представляется новая карта постановки на учет по форме 2-КПУ с нотариальным заверением подписи руководителя.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ директором ООО «<данные изъяты>» на момент проведения проверочных мероприятий являлась К.Н.В..

Однако, ООО «<данные изъяты>», в связи со сменой руководителя представило новую карту формы 2-КПУ, что свидетельствует об игнорировании норм законодательства РФ в сфере ПОД/ФТ.

2. Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом,) обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правили внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ.

Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок учетом особенностей деятельности этой организации.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций утверждаемых Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию уполномоченным органом, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Квалификационные требования к специальным должностным лица ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации согласованию с уполномоченным органом.

Распоряжениями Правительства РФ от 17.07.2002 №983-р, а также 10.06.2010 № 967-р установлено, что указанные нормативные правовые акты определяют единый подход к разработке организациями (за исключением кредитных организаций), осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, указанными в статье 5 Федерального закона противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", правил внутреннего контроля осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 17.07.2002 № 983-р действовавшим до 28.06.2010, а также распоряжением Правительства РФ 10.06.2010, вступившим в законную силу с 10.06.2010, при разработке критериев выявления и определении признаков необычных сделок в обязательном порядке учитывается также специфика деятельности организации и рекомендации, утверждаемые Федеральной службой по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами.

Приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103, утверждены новые рекомендации, содержащие основные критерии выявления и признаки необычных сделок, учитывающие виды деятельности различных организаций, в том числе ломбардов.

Исходя из поставленных целей законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма также буквального прочтения Рекомендаций № № 967-р и п.22 Административного регламента № 130, Правила внутреннего контроля должны соответствовать действующему законодательству РФ в сфере ПОД/ФТ.

Согласно п.3 Постановлению Правительства РФ № 715 требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Данные требования установлены Федеральной службой по финансовому мониторингу Приказом от 01.11.2008 №256 «Об утверждение положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализация (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма», который вступил в силу с 17.02.2009, а также приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203, вступившим в законную силу 05.04.2010.

Правила внутреннего контроля ООО «<данные изъяты>» согласованы в МРУ Росфинмониторинга по ПФО (уведомление о согласовании от ДД.ММ.ГГГГ ).

При этом, данные Правила содержат положения, предусматривающие порядок осуществления внутреннего контроля, выявления и представления сведений в уполномоченный орган.

Учитывая, что Правила внутреннего контроля направлены на создание условий надлежащего исполнения требований Федерального закона, в том числе выявлению и представлению информации об операциях (сделках), вызывающих подозрения, они должны приводиться в соответствие с действующим законодательством РФ и неукоснительно соблюдаться организациями.

Вместе с тем, указанные правила внутреннего контроля ООО «<данные изъяты>», в течение длительного времени, а именно с ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют действующему законодательству в сфере ПОД/ФТ, поскольку, в частности не содержат приведенных в соответствие с приказами Росфинмониторинга от 01.11.2008 № 256, а также от 03.08.2010 № 203 квалификационных требований к подготовке и обучению кадров, кроме того критерии и признаки необычных сделок не доработаны в соответствие с приказом Росфинмониторинга от 08.05.2009 №103, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в Обществе по причине отсутствия принятия внутренних организационных мер в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также недостаточном обучением сотрудников организации в сфере ПОД/ФТ.

3. В соответствии с приказом Федеральной службы по финансов мониторингу от 01.11.2008 года № 256 «Об утверждении Положения о требованиями к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации     (отмыванию)     доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма», действовавшим до 04.10.2010, сотрудники организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или имуществом (кроме кредитных организаций), обязаны проходить подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Одной из форм такого обучения является целевой инструктаж, который проводится в виде участия работников организаций в конференциях, семинарах и иных аналогичных мероприятиях.

Приказом Росфинмониторинга от 01.11.2008 №256 установлена обязанность специального должностного лица, ответственного за соблюдение внутреннего контроля, о прохождении целевого инструктажа не реже одного в год.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.11.2005 № 1989-р создана АНО «Международный учебно-методический центр финансового мониторинга», которая в рамках предоставленных полномочий централизованный учет организаций и лиц, прошедших обучение по программе целевого инструктажа и реестр выданных учебными заведениями свидетельств.

Согласно письму МУМЦФМ от ДД.ММ.ГГГГ исх. сведения о прохождении сотрудниками ООО «<данные изъяты>» целевого инструктажа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. в реестре Международного учебно-методического центра финансового мониторинга отсутствуют.

Таким образом, специальное должностное лицо ООО «<данные изъяты>» целевой инструктаж не проходило, что свидетельствует об отсутствии организованной системы внутреннего контроля в ООО «<данные изъяты>» в течение длительного времени.

Проанализировав представленные суду доказательства, суд считает, что в действиях ООО «<данные изъяты>» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях: "Неисполнение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи"

При назначении наказания суд учитывает, что отягчающих ответственность обстоятельств по делу не имеется, ООО «<данные изъяты>» впервые привлекается к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь ч. 2 ст. 15.27, ст. 29.9-29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

       ООО «<данные изъяты>» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в сумме 75000 (семьдесят пять тысяч) рублей. Штраф перечислять в УФК МФ РФ по Нижегородской области Фин.отдел администрации Борского района, ИНН , КПП , , в ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области г.Н.Новгород ОКАТО , БИК , штраф, код. .

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток.

Судья Борского городского суда

Нижегородской области:              подпись                 Н.Р. Карабанова

Постановление вступило в законную силу