Решение по иску Желваковой к Управлению Пенсионного фонда



Дело № 2-1272/2010

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Боровичи Новгородской области 8 октября 2010 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе

судьи Киселёва И.А.,

при секретаре Потаповой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Желваковой <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонному) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсионного обеспечения,

установил:

Желвакова Г.Л. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала следующее.

16 июля 2010 г. она обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, которой она занимается более 25 лет.

Решением комиссии по реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии было отказано по тем основаниям, что у неё не имеется необходимого 25-летнего стажа работы, дающего права на назначение досрочной пенсии. Из стажа работы ответчиком был исключены периоды:

- с 10 ноября 1989 г. по 01 сентября 1991 г. (01 год 09 месяцев 21 день) в должности методиста <данные изъяты> (в решении ошибочно указано «<данные изъяты>») <адрес>;

- с 16 июля 1992 г. по 03 сентября 1992 г. (17 дней) в должности методиста <данные изъяты> (в решении ошибочно указано «<данные изъяты>») <адрес>;

- с 23 февраля 1988 г. по 09 июня 1988 г. декретный (дородовой) отпуск (03 месяца 15 дней) обозначенный период в решении не указан в качестве исключённого.

Она считает отказ незаконным ввиду следующего.

В силу п.1 ст.30 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 г. путем их конвертации (преобразования). Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 г. производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 г. При этом применяется порядок исчисления трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу (до 1 января 2002 г.) настоящего Федерального закона. Следовательно, при назначении в настоящее время досрочной трудовой пенсии для подсчета специального стажа и решения вопросов о включении в специальный стаж периодов трудовой и иной общественно-полезной деятельности, необходимо руководствоваться тем законодательством, которое действовало во время осуществления трудовой деятельности.

Помимо того, что она работала методистом на обозначенной станции в упомянутые времена, она также исполняла обязанности руководителя кружка с педагогической нагрузкой 12 часов в неделю.

В период осуществления её трудовой деятельности в спорный период действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Этим же постановлением было утверждено «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». В соответствии с абз.2 п.2 этого Положения: в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа по специальности во внешкольных детских учреждениях.

Министром просвещения СССР 19 января 1977 г. было утверждено "Положение о станциях юных туристов", согласно п. 1.1. которого станции юных туристов являются внешкольными учреждениями органов народного образования. Они создаются областными отделами народного образования с разрешения Советов Министров союзных республик и соответствующих исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся (п.1.5).

Приказом Гособразования СССР от 23 апреля 1990 г. № 280 утверждён Примерный перечень внешкольных учреждений, где в п.8 указаны станции юных туристов.

В соответствии с ныне действующим пенсионным законодательством к внешкольным детским учреждениям также относятся станции юных туристов.

Постановлением Госкомтруда СССР от 09 сентября 1967 г. № 443 утверждена "Единая номенклатура должностей служащих", где в группе 5 (специалисты, занятые народным образованием) под позицией 5670 указывались руководители кружка.

В Приказе Минпроса СССР от 16.05.1985 г. № 94 в перечне работников просвещения указаны руководители кружков во внешкольных и других учреждениях просвещения (п.1 раздела I "Общие положения").

Постановление Госкомтруда СССР от 20.03.1991 г. № 70 "Об утверждении новых размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников народного образования» также относило руководителей кружка к работникам народного образования.

Таким образом, должность руководителя кружка отнесена к должностям работников просвещения (народного образования), а станция юных туристов относится к внешкольным образовательным учреждениям.

Обозначенные выше Постановление и Положение имели силу до 01 октября 1993 г., поскольку были отменены постановлением от 22 сентября 1993 г. № 953 Совета Министров - Правительства Российской Федерации «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

Статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 25 сентября 1992 г., предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по беременности в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, однако в связи с вступлением в силу с 06 октября 1992 года Закона РФ от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ", внесены изменения в приведенную статью, и указанный период перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Продолжительность засчитанного стажа работы - 23 года 01 месяц 22 дня.

Продолжительность исключённых периодов в суммарном исчислении составляет 02 года 01 месяц 22 дня.

Для назначения пенсионного обеспечения необходимо отработать 25 лет.

Согласно закону РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на неё.

Таким образом, на момент подачи заявления о назначении пенсии её специальный стаж превышал необходимый.

Руководствуясь изложенным выше, она просит:

1) решение комиссии по реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в досрочном назначении пенсионного обеспечения признать незаконным;

2) обязать Управление засчитать в специальный стаж:

- период работы в должности руководителя кружка <данные изъяты> <адрес> с 10 ноября 1989 г. по 01 сентября 1991 г. и с 16 июля 1992 г. по 03 сентября 1992 г.;

- период декретного отпуска с 23 февраля 1988 г. по 09 июня 1988 г.;

3) обязать ответчика назначить пенсионное обеспечение со дня обращения за ним, то есть с 16 июля 2010 г.

В судебном заседании Желвакова Г.Л. и ее представитель Михайлов А.В. отказались от иска в части возложения на ответчика обязанности включить в льготный стаж истца - период декретного отпуска с 23 февраля 1988 г. по 09 июня 1988 г., поскольку данный период включен ответчиком. В остальной части исковые требования поддержал в полном объёме по основаниям, указанным в заявлении. Уточнили, что в заявлении имеется арифметическая ошибка в части исчисления продолжительности спорного периода, имевшего место в 1992г., поскольку данный период был неправильно исчислен ответчиком в решении об отказе в назначении пенсии. Истица пояснила, что в спорные периоды она занималась педагогической деятельностью, работала с детьми, занималась организацией походов, туристических поездок и т.д. В настоящее время данная должность именуется должностью педагога дополнительного образования.

Представитель Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес>, по доверенности Александрова И.Г., иск не признала, поддержала представленные ответчиком возражения, из которых следует, что с заявленными требованиями ответчик не согласен по следующим основаниям.

Действовавшим до дня вступления в силу Закона № 173-ФЗ Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства от 22.09.1999 г. № 1067 и действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 №173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденным Постановлением Правительства от 29.10.2002 г. № 781 должность методист и руководитель кружка не предусмотрены.

В спорные периоды действовало Постановление СМ СССР № 1397 от 17.12.1959 г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет указанным лицам (далее - Положение).

Ответчик считает, что данное Положение не может применяться при исчислении стажа на соответствующих видах работ истца по двум причинам:

- во-первых, указанное Постановление на основании Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953 отменено и не применяется с 01.10.1993 года, т.е. не действовало на дату вступления в силу Закона № 173-ФЗ,

- во-вторых, с учетом порядка, предусмотренного данным нормативным актом, истец до дня его отмены не выработала полностью необходимый специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет.

Таким образом, оснований для применения Постановления СМ СССР № 1397 от 17.12.1959 г. не имеется, и исчисление стажа на соответствующих видах работ должно производиться в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии.

Учитывая вышеизложенное, она просит суд в удовлетворении заявленных Желваковой Г.Л. требований - отказать.

Суд, заслушав истца, представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии страхового стажа не менее пяти лет.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в редакции Федерального закона № 319-ФЗ от 30.12.2008г. трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Аналогичное положение предусматривали и ст.80, 83 действовавшего до 31 декабря 2001 года Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

На основании ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и Правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.

Согласно позиции Конституционного суда РФ, сформулированной при принятии конкретных решений, закону, ухудшающему положение граждан, влекущему отмену для них права, приобретённого в соответствии с ранее действовавшим законодательством, не может быть придана обратная сила, поскольку исходя из принципов равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в РФ, граждане предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Учитывая это, при определении права на включение в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии тех или иных периодов, необходимо руководствоваться нормами законодательства, действовавшими в период трудовых отношений, т.е. работы гражданина в условиях, отличающихся от нормальных, за что и назначается досрочная трудовая пенсия.

Таким образом, при назначении в настоящее время досрочной трудовой пенсии для подсчёта специального стажа и решения вопросов о включении в специальный стаж периодов трудовой и иной общественно-полезной деятельности, необходимо руководствоваться тем законодательством, которое действовало во время осуществления трудовой деятельности.

В период осуществления трудовой деятельности истицы в спорные периоды действовало постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Этим же постановлением было утверждено «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения». В соответствии с абз. 2 п. 2 этого Положения: в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась работа по специальности во внешкольных детских учреждениях. Обозначенное выше Постановление имело силу до 1 октября 1993 года, поскольку было отменено постановлением от 22 сентября 1993 года № 953 Совета Министров - Правительства РФ «О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой».

Министром просвещения СССР 19 января 1977 г. было утверждено "Положение о станциях юных туристов", согласно п. 1.1. которого станции юных туристов являются внешкольными учреждениями органов народного образования. Они создаются областными отделами народного образования с разрешения Советов Министров союзных республик и соответствующих исполнительных комитетов Советов депутатов трудящихся (п.1.5).

Приказом Гособразования СССР от 23 апреля 1990 г. № 280 утверждён Примерный перечень внешкольных учреждений, где в п.8 указаны станции юных туристов.

Постановлением Госкомтруда СССР от 09 сентября 1967 г. № 443 утверждена "Единая номенклатура должностей служащих", где в группе 5 (специалисты, занятые народным образованием) под позицией 5670 указывались руководители кружка.

В Приказе Минпроса СССР от 16.05.1985 г. № 94 в перечне работников просвещения указаны руководители кружков во внешкольных и других учреждениях просвещения (п.1 раздела I "Общие положения").

Постановление Госкомтруда СССР от 20.03.1991 г. № 70 "Об утверждении новых размеров ставок заработной платы и должностных окладов работников народного образования» также относило руководителей кружка к работникам народного образования.

Таким образом, должность руководителя кружка отнесена к должностям работников просвещения (народного образования), а станция юных туристов относится к внешкольным образовательным учреждениям.

Из представленной истцом справки, уточняющей особый характер работы, № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец в спорные периоды работала нВ <данные изъяты> в должности методиста и руководителя кружка с педагогической нагрузкой 12 часов в неделю (л.д.7-8).

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации данные периоды подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Доводы ответчика о том, что спорные периоды работы истицы не могут быть засчитаны ей в специальный трудовой стаж в соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, в связи с тем, что оно было отменено на момент принятия Закона «О трудовых пенсиях в РФ» и на момент его отмены у истца не был выработан полностью весь стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, суд находит необоснованными, поскольку иное толкование данного Положения, даваемое ответчиком, противоречит принципам разумности и справедливости при конвертации пенсионных прав граждан.

Ответчиком включено в льготный стаж истца 23 года 1 месяц 22 дня.

Продолжительность периода работы в должности руководителя кружка <данные изъяты> <адрес> с 10 ноября 1989 г. по 01 сентября 1991 г. составляет 1 год 9 месяцев 21 день, периода с 16 июля 1992 г. по 03 сентября 1992 г. составляет 1 месяц 17 дней.

Таким образом, общая продолжительность педагогической деятельности истицы составляла на дату подачу заявления о назначении пенсионного обеспечения более 25 лет, в связи с чем заявленные исковые требования подлежат удовлетворению, пенсия истице должна быть назначена со дня обращения за ней с 16 июля 2010г.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ в пользу истицы с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск Желваковой <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонному) о признании частично незаконным решения об отказе в назначении пенсионного обеспечения удовлетворить.

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) включить Желваковой Г.Л. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды работы в должности руководителя кружка <данные изъяты> <адрес> с 10 ноября 1989 г. по 01 сентября 1991 г. и с 16 июля 1992 г. по 03 сентября 1992 г., и назначить Желваковой <данные изъяты> трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста, с 16 июля 2010 года.

Взыскать в пользу Желваковой <данные изъяты> с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд в течение 10 дней.

Судья И.А. Киселёв