Дело № 2-1284/2010
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
гор. Боровичи Новгородской области 13 октября 2010 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе
судьи Киселёва И.А.,
при секретаре Потаповой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонному) о признании права на назначение пенсии,
установил:
истец Степановой М.А. обратилась в Боровичский районный суд с исковым заявлением, указав следующее.
С августа 1981 г. она начала свою трудовую деятельность в качестве медицинского работника в системе здравоохранения. С августа 1992 г. и по настоящее время работает медсестрой, сначала в муниципальном медицинском учреждении (ММУ) «<данные изъяты>», а с 1 января 2005 г. в связи с его преобразованием на основании Постановления Администрации <адрес> и <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в Автономной некоммерческой организации (АНО) «<данные изъяты> <адрес>», то есть общий стаж её медицинской деятельности составляет более 30 лет.
01 июня 2010 г. она обратилась в пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ей было отказано по тем основаниям, что у неё не имеется необходимого 30-летнего стажа работы, дающего право на назначение досрочной пенсии. Из её стажа ответчиком был исключен период работы с 01.01.2005 г. по 01.06.2010 г. (5 лет 5 месяцев), то есть как раз тот период, который она проработала в АНО «<данные изъяты>», на том основании, что наименование учреждения не соответствует тем, которые предусмотрены Списками.
Она считает вынесенное решение об отказе в назначении трудовой пенсии по старости незаконным, нарушающим её право на досрочное пенсионное обеспечение.
ММУ «<данные изъяты>» было реорганизовано путем преобразования в АНО «<данные изъяты> <адрес>» с 01 января 2005 года на основании вышеуказанного Постановления Администрации <адрес> и <адрес>.
При этом АНО «<данные изъяты> <адрес>» было передано все имущество, находившееся до этого в оперативном управлении у ММУ «<данные изъяты>».
Согласно п. 1.4 Устава, АНО «<данные изъяты> <адрес>» является правопреемником ММУ «<данные изъяты>). У данной организации такой же предмет деятельности, какой был и у ММУ «<данные изъяты>». АНО «<данные изъяты> <адрес>» не является муниципальным или государственным медицинским учреждением.
«Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» предусматривают, что в Российской Федерации могут существовать различные системы здравоохранения: государственная, муниципальная и частная (ст. 12, ст. 13. ст. 14).
Финансирование досрочных трудовых пенсий по старости производится на общих основаниях. Согласно п. 3 ст. 9 и п. 2 ст. 10 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование страховой и накопительной частей трудом пенсии - за счет за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ (страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которые взимаются в соответствии с названным Федеральным законом и зачисляются непосредственно в бюджет Пенсионного фонда РФ).
Действующее законодательство не предусматривает каких-либо различий в тарифах страховых взносов для работодателей медицинских учреждений в зависимости от того, являются ли они государственными, муниципальными, частными. АНО «<данные изъяты> <адрес>» является плательщиком страховых взносов на общих основаниях в размере 14 %.
Таким образом, форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, хотя и работающим в медицинских учреждениях, отличающихся по форме собственности, но в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
«Списком должностей и учреждений, работа в которых насчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное начисление трудовой пенсии по старости», утвержденным постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года, предусмотрены медицинские сестры, осуществляющие медицинскую деятельность в поликлиниках всех наименований.
С 1990 года она постоянно работает в одном и том же медицинском учреждении, оказывающем одни и те же <данные изъяты> услуги, и все эти годы она как работала, так и продолжает работать на одном и том же месте, выполняет одни и те же должностные обязанности медицинской сестры на приеме, предусмотренные должностной инструкцией.
В 2005 году поменялось лишь название медицинского учреждения, где она работает. Даже в её трудовой книжке не делалось каких-либо записей об увольнении или переводе, указано лишь о реорганизации ММУ «<данные изъяты>» в АНО «<данные изъяты> <адрес>».
Поэтому считает, что она имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 г. № 197-О, тождественность выполняемых функций, условий и характера деятельности для решения вопроса о праве на зачет в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, может быть установлена судами общей юрисдикции.
Согласно ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается се дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью пенсии).
На основании изложенного, руководствуясь п. 7 ст. 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», она просит:
- установить тождественность выполняемых ею лечебных и иных функций по охране здоровья населения в должности медицинской сестры в Муниципальном медицинском учреждении «<данные изъяты>» с 31 августа 1990 года и в должности медицинской сестры Автономной некоммерческой организации «<данные изъяты> <адрес>» с 1 января 2005 года по 1 июня 2010 года;
- обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) засчитать ей в специальный стаж для назначения указанной пенсии к признанным пенсионным органом 24 годам 06 месяцам 04 дням спорный период её период работы в должности медицинской сестры Автономной некоммерческой организации «<данные изъяты> <адрес>» с 1 января 2005 года по 1 июля 2010 года (5 лет 5 месяцев);
- признать неправомерным решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № от ДД.ММ.ГГГГ и обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения со дня обращения - с 1 июня 2010 года.
В ходе судебного разбирательства истица увеличила исковые требования, просила суд обязать ответчика также включить в её льготный стаж периоды нахождения её на курсах с 7 сентября 1992г. по 2 октября 1992г. и с 3 апреля 2001г. по 30 апреля 2001г., так как она была направлена на курсы работодателем, получала за этот период заработную плату.
В судебном заседании представитель истицы Степановой М.А. по доверенности Манаков А.Н.заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении. Дополнительно пояснил, что права работника на пенсионное обеспечение не должны быть ущемлены, если работодатель, орган здравоохранения субъекта и Минздрав РФ совместно с ПФ РФ своевременно не предпринимают мер к установлению тождественности. В декабре 2009г. руководителем АНО «<данные изъяты> <адрес>» было направлено ходатайство об установлении тождественности в Комитет по охране здоровья населения Новгородской области. До настоящего времени никакого ответа не поступило. Такая тождественность должна быть установлена в судебном порядке.
Представитель ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> по доверенности Макеева Е.Б. - иск не признала, представила письменные возражения, согласно которым с заявленными требованиями ответчик не согласен по следующим основаниям.
Период работы Степановой М.А. с 01 января 2005 года по 31 мая 2010 года в должности медицинской сестры в Автономной некоммерческой организации «<данные изъяты> <адрес>» был исключен Комиссией из стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г., поскольку Списком № 781 автономные некоммерческие организации не предусмотрены.
На момент обращения за пенсией специальный стаж работы Степановой М.А., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, с учетом отвлечений и льготного исчисления составляет 24 лет 06 месяцев 4 дня. Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № является законным и обоснованным.
С 31 декабря 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который ввел новацию по установлению тождественности профессиональной деятельности, протекавшей в организациях, созданных в различных организационно-правовых формах.
Нормативным правовым актом Правительства РФ, регулирующим порядок установления тождественности, является Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона №173-ФЗ». Положением пункта 2 Постановления закреплена процедура установления тождества профессий, должностей, организаций (структурных подразделений), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Следовательно, в целях реализации положения подпункта «б» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ следует применять порядок, установленный пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516.
В практическом плане это означает, что работодатель вправе обратиться в зависимости от ведомственной принадлежности в орган исполнительной власти субъекта РФ, наделенный полномочиями в сфере образования, здравоохранения или культуры, который готовит документы (приказы, положения, уставы и другие), подтверждающие тождественность должностей, профессий и организаций (структурных подразделений) для представления в соответствующее отраслевое министерство, выступающее субъектом инициативы по установлению тождества.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ после оценки представленных документов согласовывает позицию с Пенсионным фондом РФ. После процедуры согласования Минздравсоцразвития РФ издает приказ об установлении соответствующего тождества.
Пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 319-ФЗ предусмотрено, что установление тождественности профессиональной деятельности распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.
Данное положение позволяет реализовывать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, которые осуществляли соответствующую деятельность в учреждениях, организационно-правовая форма которых была изменена в период с 1 января 2002 года при условии соблюдения процедуры установления тождества.
При этом право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, определяемое на основании подпункта «б» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 319-ФЗ с учетом соответствующих видов работ пересматривается, начиная с 1 января 2002 года.
В этой связи после установления соответствующего тождества гражданам, которым было отказано в назначении трудовой пенсии по данному основанию, по их волеизъявлению путем подачи соответствующего заявления о досрочном назначении трудовой пенсии по старости указанная трудовая пенсия устанавливается с первоначальной даты обращения за ней, но не ранее даты 1 января 2002 года.
Руководителю АНО «<данные изъяты>» направлялось письмо об изменениях, внесенных в пенсионное законодательство, в котором разъяснялось право АНО «<данные изъяты>» на установление тождества в установленном законодательством порядке в целях реализации пенсионных прав работников организации.
Поскольку в силу прямого указания закона в рассматриваемой ситуации тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, основания для установления тождественности в судебном порядке и удовлетворении иска отсутствуют.
Для реализации своих прав истица имеет возможность обратиться с иском в суд к заинтересованным органам и ведомствам о понуждении к выполнению процедур, связанных с установлением тождественности.
В отношении исковых требований о включении в льготный стаж истцы периодов нахождения на курсах пояснила, что в соответствии с п.4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Данными Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода нахождения на курсах повышения квалификации.
Суд, заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В силу ст.7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии страхового стажа не менее пяти лет.
Согласно пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»).
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления такой работы, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Указанный Список не содержит в разделе «Наименование учреждений» учреждения «Автономная некоммерческая организация «<данные изъяты>»», в связи с чем действующее законодательство не позволяет включить период работы в должности медсестры Автономной некоммерческой организации «<данные изъяты>» в льготный трудовой стаж.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 г. № 197-О тождественность выполняемых функций, условий и характера деятельности для решения вопроса о праве на зачёт в стаж, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости может быть установлена судами общей юрисдикции.
Аналогичное положение предусмотрено п.9 Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
В ходе судебного заседания установлено, что в период работы истицы в должности медицинской сестры Автономной некоммерческой организации «<данные изъяты> <адрес>» с 1 января 2005 года по 1 июня 2010 года она выполняла такие же функциональные обязанности, как в период работы в должности медицинской сестры Муниципального медицинского учреждения «<данные изъяты>» с 31 августа 1990 года по 1 января 2005 года, который не оспаривается ответчиком как подлежащий включению в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости. При этом в указанные периоды работы Степанова М.А. фактически работала на одном и том же рабочем месте, название её должности не изменялось, цели и предмет деятельности Учреждений, в которых работала истица, аналогичны. Должностные обязанности, характер трудовой деятельности, режим труда и отдыха истца также не изменялись. Автономная некоммерческая организация «<данные изъяты> <адрес>» является правопреемником Муниципального медицинского учреждения «<данные изъяты>». Указанные обстоятельства подтверждаются: копией трудового договора (л.д.9); копиями изменений и дополнений трудового договора (л.д.10-13); копией трудовой книжки истицы (л.д.14); копией Устава ММУ «<данные изъяты>» (л.д.15-25); копией Устава Автономной некоммерческой организации «<данные изъяты> <адрес>» (л.д.26-32); копией постановления Администрации <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации ММУ «<данные изъяты>»» (л.д.33); справкой АНО «<данные изъяты> <адрес>» об отчислениях в Пенсионный фонд (л.д.34); копиями должностных инструкций медицинской сестры (л.д.35-37, 38-40).
Реорганизация Муниципального медицинского учреждения «<данные изъяты>» проводилась по решению учредителя - Администрации <адрес> и <адрес>.
Указанное свидетельствует о тождественности выполняемых Степановой М.А. лечебных и иных функций по охране здоровья населения в должности медицинской сестры в Муниципальном медицинском учреждении «<данные изъяты>» с 31 августа 1990 года по 31 декабря 2004 года и в должности медицинской сестры в Автономной некоммерческой организации «<данные изъяты> <адрес>» с 1 января 2005 года по 1 июня настоящее время.
Таким образом, указанное требование истца подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст.187 Трудового Кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.
Степанова М.А. направлялась работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением своего места работы и средней заработной платы. Она, как и другие работники, подлежала государственному социальному страхованию, и работодатель уплачивал взносы на социальное страхование согласно ст.236 КЗоТ РФ, действующей в тот период времени. Таким образом, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат включению в ее стаж для досрочного назначения трудовой пенсии.
Решением комиссии по реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № специальный стаж истца был определён в 24 года 6 месяцев 04 дня. Продолжительность стажа, который был исключён из подсчёта, и который оспариваетсяистцом, составляет 05 лет 05 месяцев в части работы в АНО «<данные изъяты> <адрес>» и 26 и 28 дней в части курсов повышения квалификации. С учётом необходимости включения в специальный стаж указанных периодов общая продолжительность специального стажа истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсионного обеспечения составляла более 30 лет.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Право на досрочное назначение пенсионного обеспечения у Степановой М.А. возникло 1 июня 2010 года (день обращения за ней).
В соответствии со ст.98 ГПК РФ в пользу Степановой М.А. с ответчика подлежат взысканию судебные расходы, а именно уплаченная государственная пошлина в сумме 200 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
иск Степановой <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонному) - удовлетворить.
Установить тождественность выполняемых Степановой М.А. лечебных и иных функций по охране здоровья населения в должности медицинской сестры в Муниципальном медицинском учреждении «<данные изъяты>» с 31 августа 1990 года по 31 декабря 2004 года и в должности медицинской сестры в Автономной некоммерческой организации «<данные изъяты> <адрес>» с 1 января 2005 года по 31 мая 2010 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) засчитать в специальный стаж Степановой М.А. периоды нахождения её на курсах с 7 сентября 1992г. по 2 октября 1992г. и с 3 апреля 2001г. по 30 апреля 2001г., период работы в должности медицинской сестры Автономной некоммерческой организации «<данные изъяты> <адрес>» с 1 января 2005 года по 1 июня 2010 года, и обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) назначить Степановой <данные изъяты> досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения со дня обращения - с 1 июня 2010 года.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> в пользу Степановой <данные изъяты> 200 (двести) рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения.
Судья И.А. Киселёв