Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 12 ноября 2010 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе
судьи Киселёва И.А.,
при секретаре Потаповой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора к Администрации Прогресского сельского поселения об обязании совершить определенные действия,
установил:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в Боровичский районный суд с заявлением, указав при этом следующее.
Боровичской межрайонной прокуратурой Новгородской области 8 сентября 2010 г. в связи с заданием прокуратуры области проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности органами местного самоуправления Боровичского муниципального района в части обеспечения сельских поселений первичными мерами пожаротушения.
Проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства выявлен факт бездействия Администрации Прогресского сельского поселения в части обеспечения пос. Прогресс, деревень Тини, Греблошь, Прудник, Ненаежник, первичными мерами пожаротушения.
Так, установлено, что на территории пос. Прогресс по адресам: ул. Зеленая, д. 13 и ул. Гагарина, д. 146, находятся пожарные водоемы. В нарушение п. 94 ППБ 01-03 данные водоемы не очищены от травы, что создаст препятствия при заборе воды во время пожаротушения. Подъезд к пожарному водоему в деревне Тини затруднен в связи с нахождением на подъездной площадке обрушившейся конструкции стены рядом находящегося дома. Пожарные водоемы в деревнях Греблошь, Прудник, Ненаежник в нарушение п. 94 ППБ 01-03 не обеспечены подъездом с твердым покрытием, водоемы засорены водорослями.
Кроме того, на указателях местонахождения всех вышеназванных пожарных водоемов вопреки диспозитивной норме п. 90 ППБ 01-03 не указано расстояние до водоисточника.
Бездействие Администрации Прогресского сельского поселения по обеспечению поселения первичными мерами пожаротушения может служить препятствием и затруднением в ходе пожаротушения, а также нарушает права и интересы неопределенного круга лиц (как жителей Прогресского сельского поселения; так и граждан, временно пребывающих на территории поселения).
Право каждого гражданина на благоприятную среду закреплено ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Основываясь на том, что первичные меры пожаротушения на территории поселения не обеспечены в соответствии с требованиями законодательства, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ заявляет исковые требования в защиту прав неопределенного круга лиц.
На основании и изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит обязать Администрацию Прогресского сельского поселения обеспечить первичными мерами пожаротушения населенные пункты поселения: в целях поддержания в постоянной готовности очистить пожарные водоемы в пос. Прогресс, дер. Тини, Греблошь, Ненаежник, Прудник от травы, водорослей и бытового мусора; расчистить подъезд к пожарному водоему в дер. Тини; обеспечить в соответствии с требованиями законодательства подъездами пожарные водоемы в дер. Греблошь, Прудник, Ненаежник; указатели местонахождения всех вышеназванных пожарных водоемов дополнить указанием расстояния до водоисточника.
В судебном заседании помощник Боровичского межрайонного прокурора Евдокимова О.А. представила письменное заявление Боровичского межрайонного прокурора об отказе от иска в части возложения на Администрацию Прогресского сельского поселения обязанности обеспечить первичными мерами пожаротушения населенные пункты поселения: в целях поддержания в постоянной готовности очистить пожарные водоемы в пос. Прогресс, дер. Тини, Греблошь, Ненаежник, Прудник от травы, водорослей и бытового мусора; расчистить подъезд к пожарному водоему в дер. Тини; указатели местонахождения всех вышеназванных пожарных водоемов дополнить указанием расстояния до водоисточника, поскольку данные требования добровольно удовлетворены ответчиком.
В части возложения на Администрацию Прогресского сельского поселения обязанности обеспечить в соответствии с требованиями законодательства подъездами пожарные водоемы в дер. Греблошь, Прудник, Ненаежник исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении. Просила установить ответчику срок до 1 июня 2011 года для выполнения указанных требований.
В судебном заседании представители ответчика, Администрации Прогресского сельского поселения, по доверенности Николаева С.В. и Рогов Л.В. по существу заявленных прокурором требований пояснили, что Администрацией поселения в настоящее время выполнены требования прокурора в части очистки пожарных водоемов в пос. Прогресс, дер. Тини, Греблошь, Ненаежник, Прудник от травы, водорослей и бытового мусора, расчистки подъезда к пожарному водоему в дер. Тини, а также установки указателей местонахождения всех вышеназванных пожарных водоемов с указанием расстояния до водоисточника.
Администрацией Прогресского сельского поселения не бездействует, поскольку полномочия, определенные законом, выполняются надлежащим образом.
Администрация считает необходимым пояснить, что согласно п. 5 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек.
Из вышеперечисленных деревень (Греблошь, Прудник, Ненаежник) являются населенными пунктами с численностью проживающих менее 50 человек, что подтверждается данными похозяйственных книг. Следовательно, в данном случае Администрация Прогресского сельского поселения для указанных мест вправе не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения.
При этом Администрация намерена содержать пожарные водоемы в надлежащем состоянии, поскольку безопасность жителей, проживающих в указанных населенных пунктах, должна быть обеспечена независимо от количества людей, проживающих в населенном пункте.
Представитель третьего лица, ОГПН по Боровичскому району Управления ГПН по Новгородской области, Квасков А.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в письме ОГПН по Боровичскому району от 30 сентября 2010 г., из которого следует, что в соответствии с п.9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 13-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения обеспечение первичных мест пожаротушения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21.12.1994 г. создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п.89 ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ», утвержденных приказом МЧС России № 313 от 18.06.2003 г., сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
Пунктом 94 ППБ 01-03 определено, что к водоисточникам должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Произвести очистку пожарных водоемов во всех населенных пунктах, установить указатели местонахождения пожарных водоемов со светоотражающим покрытием, цифрами указывающими расстояние до водоисточника предписывалось Администрации Прогресского сельского поселения с 2001 г. (предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п. 4 статьи 4 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» N 123-ФЗ на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
В данном случае оснований для применения положений «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года не имеется, в связи с чем, он не Подлежит применению, так как наличие пожарных водоёмов в населённых пунктах не приводит к угрозе жизни и здоровью людей.
Согласно ответа Администрации Прогресского сельского поселения - Прогресское сельское поселение образовано в 2004 году (Областной Закон от 22.12.2004 г. №373-ОЗ), населенные пункты Бабино, Греблошь, Ненаежник, Прудник образованы в 18 веке, то есть до вступления в силу Технического регламента.
Требования пожарной безопасности в Российской Федерации установлены «Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03, утвержденными Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. №313.
В силу п. 114 Правил на территории сельских населенных пунктов, блок - контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
Согласно п. 94. Правил при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Таким образом, при наличии источников противопожарного водоснабжения в населённых пунктах их содержание, согласно требований нормативных документов, обязаны осуществлять органы местного самоуправления.
Согласно ч.5. ст.68 Технического регламента допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей. Понятие поселения установлено в ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) поселение - городское или сельское поселение. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Согласно ответу Администрации Прогресского сельского поселения - количество жителей Прогресского сельского поселения - 2669 человек, что больше 50. Таким образом, и в соответствии с Техническим регламентом, в Прогресском сельском поселении требуется предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно п.1 ст. 2. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сельское поселение - это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; поселение - городское или сельское поселение
В соответствии с п.9 ч.1 ст.14 указанного Федерального закона обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.
Статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов отнесены, в том числе и создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Проведенной Боровичской межрайонной прокуратурой 8 сентября 2010 г. проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства выявлен факт бездействия Администрации Прогресского сельского поселения в части обеспечения пос. Прогресс, деревень Тини, Греблошь, Прудник, Ненаежник, Бабино первичными мерами пожаротушения.
А именно, установлено, что пожарные водоемы в деревнях Греблошь, Прудник, Ненаежник не обеспечены подъездом с твердым покрытием, водоемы засорены водорослями.
Согласно п.1Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, настоящие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения в том числе и органами местного самоуправления, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно п.94. указанных Правил при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
В соответствии со ст. 35 ФЗ-69 «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ч.5. ст.68 Технического регламента допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей. Понятие поселения установлено в ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поселение - городское или сельское поселение. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Согласно ответу Администрации Прогресского сельского поселения - количество жителей Прогресского сельского поселения - 2669 человек, что больше 50. Таким образом, и в соответствии с Техническим регламентом, в Прогресском сельском поселении требуется предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения, в связи с чем доводы ответчика в данной части о том, что ответчик вправе не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в указанных деревнях, суд находит необоснованными.
При определении срока, в течение которого ответчик должен выполнить необходимые мероприятия, направленные на обустройство подъездов к пожарным водоемам в дер. Греблошь, Прудник, Ненаежник в соответствии с требованиями законодательства, суд полагает необходимым согласиться с предложением истца, поскольку находит срок до 1 июня 2011г. разумным и достаточным для выполнения указанных работ.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
В связи с тем, что в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие в судах в качестве ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина взысканию с Администрации Прогресского сельского поселения взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.194-198, 206 ГПК РФ, суд
решил:
иск Боровичского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию Прогресского сельского поселения в срок до 1 июня 2011 года обеспечить первичными мерами пожаротушения населенные пункты поселения и обеспечить в соответствии с требованиями законодательства подъездами пожарные водоемы в дер. Греблошь, Прудник, Ненаежник.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья И.А. Киселёв