Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
гор. Боровичи Новгородской области 25 ноября 2010 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе
судьи Киселёва И.А.,
при секретаре Потаповой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора к Администрации <данные изъяты> сельского поселения об обязании совершить определенные действия,
установил:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в Боровичский районный суд с заявлением, указав при этом следующее.
Боровичской межрайонной прокуратурой Новгородской области 10 сентября 2010 г. проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности органами местного самоуправления Боровичского муниципального района в части обеспечения сельских поселений первичными мерами пожаротушения.
Проверкой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства выявлен факт бездействия Администрации <данные изъяты> сельского поселения в части обеспечения деревни Б. Горка первичными мерами пожаротушения.
Так, установлено, что на территории дер. Б. Горка забор воды для целей пожаротушения производится у моста через реку Вельгию. В нарушение п. 94 ППБ 01-03 подъезд к водоисточнику в дер. Б. Горка затруднён в связи с нахождением на подъездной площадке зарослей деревьев и кустарника, не установлен подъезд с площадками с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Кроме того, в дер. Б. Горка отсутствуют указатели местонахождения водоисточника, что не соответствует п. 90 ППБ 01-03.
Бездействие Администрации <данные изъяты> сельского поселения по обеспечению поселения первичными мерами пожаротушения может служить препятствием и затруднением в ходе пожаротушения, а также нарушает права и интересы неопределенного круга лиц (как жителей <данные изъяты> сельского поселения, так и граждан, временно пребывающих на территории поселения).
Право каждого гражданина на благоприятную среду закреплено ст. 42 Конституции Российской Федерации.
Основываясь на том, что первичные меры пожаротушения на территории поселения не обеспечены в соответствии с требованиями законодательства, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ заявляет исковые требования в защиту прав неопределенного круга лиц.
На основании и изложенного, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит обязать Администрацию <данные изъяты> сельского поселения обеспечить первичными мерами пожаротушения населенный пункт поселения: в целях поддержания в постоянной готовности расчистить подъезд к реке Вельгии в дер. Б. Горка; у водоисточника в дер. Б. Горка, а также по направлению движения к нему установить указатели местонахождения водоисточника (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с указанием расстояния до него; оборудовать подъезд с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 метров к реке Вельгии для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
В судебном заседании 09 ноября 2010 года представитель истца Мишкина Е.А. представила заявление истца об увеличении исковые требования, из которого следует, что до настоящего времени требования истца ответчиком в полном объеме не исполнены, а в процессе прокурорской проверки соблюдения требований пожарной безопасности органами местного самоуправления Боровичского муниципального района в части обеспечения сельских поселений первичными мерами пожаротушения проведенной 22 октября 2010 года установлено, что помимо указанных в ранее направленном заявлении нарушений на территории <данные изъяты> сельского поселения выявлены факты необеспеченности деревень Егла, Путлино, Ровное первичными мерами пожаротушения, что противоречит Федеральному закону Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - 111Ш 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003.
Так, установлено, что на территории деревень Егла на ул.Советская у д. № и ул. Мстинская за д.№, Путлино у д.№, Ровное за д.№ по 1 линии находятся пожарные водоемы.
В нарушение п. 94 ППБ 01-03 подъезды к пожарным водоемам в деревнях Путлино, Ровное не обустроены площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
В нарушение п. 94 ППБ 01-03 пожарный водоем в деревне Ровное не очищен от ила и водорослей, что создаст препятствия при заборе воды во время пожаротушения.
В нарушение требований п.114 ППБ 01-03 крышка пожарных водоемов не отремонтирована в деревне Егла по ул. Мстинская за д. № и деревне Ровное.
В нарушение требований п.90 ППБ 01-03 в деревнях Путлино, Ровное указатель местонахождения отсутствует. В деревне Егла указатели местонахождения пожарного водоема не содержат информации о расстоянии до водоисточника.
Бездействие Администрации <данные изъяты> сельского поселения по обеспечению поселения первичными мерами пожаротушения может служить препятствием и затруднением в ходе пожаротушения, а также нарушает права и интересы неопределенного круга лиц (как жителей <данные изъяты> сельского поселения; так и граждан, временно пребывающих на территории поселения).
На основании изложенного истец просил обязать Администрацию <данные изъяты> сельского поселения в срок до 01 июля 2011 года обеспечить первичными мерами пожаротушения населенных пунктов поселения: в целях поддержания в постоянной готовности очистить пожарный водоем в деревне Ровное от водорослей и ила; оборудовать у пожарных водоемов в деревнях Путлино, Ровное подъезд с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; отремонтировать крышку закрытого пожарного водоема в деревнях Егла по ул. Мстинская за д. №, Ровное; у пожарных водоемов в деревнях Егла, Путлино, Ровное, а так же по направлению движения к ним установить указатели местонахождения вышеназванных пожарных водоемов (объемные со светильником или плоские выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с указанием расстояния до водоисточника.
В настоящем судебном заседании помощник Боровичского межрайонного прокурора Мишкина Е.А. увеличенные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковых заявлениях, полагала необходимым установить ответчику срок до 1 июля 2011г. для устранения всех нарушений. Полагала возражения ответчика в части отсутствия необходимости обустройства подъезда и пирса с твердым покрытием к реке Вельгия в Базарова Горка, обусловленные ссылкой на ст.68 Технического регламента необоснованной, поскольку в указанной норме закона речь идет о том, что допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек, а не в населенных пунктах с количеством жителей менее 50 человек.
В судебном заседании Глава Администрации <данные изъяты> сельского поселения, Трофимов Е.М. заявленные прокурором требования признал частично, пояснив, что на основании статьи 68 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей, а также в отдельно стоящих, расположенных вне поселений и т.д. В дер. Базарова Горка расположено всего два жилых одноэтажных дома, расстояние между постройками более 150 м. В деревне проживают два человека. В 300 метрах от дер. Базарова Горка протекает река Вельгия и в районе моста через реку есть возможность осуществлять забор воды в пожарную машину, но для этого требуется удлинить заборный шланг на автомашине, техническая возможность пожарных машин производить забор воды с глубины до 8 метров, фактически от моста до поверхности менее 3-х метров.
Оборудовать подъезд к реке и построить пирс с твердым покрытием (как обязывает предписание госпожнадзора) у администрации поселения в настоящее время нет финансовой возможности. На осуществление первичных мер пожарной безопасности в бюджете поселения в 2010 году имелось 29 тыс. рублей, часть из которых израсходована на очистку пожарных водоемов в д.Ёгла и д.Путлино.
Для проектирования и строительства подъезда и пирса с твердым покрытием требуется более 900 тыс. рублей. Таких средств у поселения нет. Вторая причина, по которой не возможно строительство подъезда и пирса - это р. Вельгия протекает за чертой населенного пункта. Земли вокруг д.Базарова Горка принадлежат п/ф «<данные изъяты>» и являются землями с/х назначения.
Просил в удовлетворении требований Боровичского межрайонного прокурора в данной части отказать.
Замечания, выявленные повторной проверкой прокуратуры 22 октября 2010 деревень Ёгла, Ровное, Путлино в части обеспечения первичными мерами пожаротушения считает соответствующими ППБ 01-03, указанные нарушения будут устранены до 01 августа 2011 года.
Представитель третьего лица, ОГПН по Боровичскому району Управления ГПН по Новгородской области, по доверенности Квасков А.С. увеличенные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в письме ОГПН по Боровичскому району от 30 сентября 2010 г. (исх. № 1455), согласно которым Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313, зарегистрированного в Минюсте РФ 27 июня 2003 года, регистрационный номер № 4838, веденных в действие 15.07.2003г. установлено, что требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
В соответствии с п.9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №13-Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения обеспечение первичных мер пожаротушения.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12.1994г. создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п.89 ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ», утвержденных приказом МЧС России №313 от 18.06.2003г., сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года.
Пунктом 90 ППБ-01-03 определено, что у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Пунктом 94 ППБ-01-03 определено, что к водоисточникам должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Оборудовать подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м к реке Вельгия для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года в д.Базарова Горка <данные изъяты> сельского поселения, а также установить указатели местонахождения пожарных водоемов со светоотражающим покрытием, цифрами, указывающими расстояние до водоисточника во всех населенных пунктах предписывалось Администрации <данные изъяты> сельского поселения с 2007 г.(предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ за выявленные нарушения требований пожарной безопасности в отношении главы Администрации <данные изъяты> сельского поселения ФИО7 составлен протокол по ч.1 ст.20.4. КоАП РФ, по которому ДД.ММ.ГГГГ ОГПН по Боровичскому району назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей. За неисполнение предписания в срок в отношении главы Администрации <данные изъяты> сельского поселения ФИО7 составлялся протокол по ч.1 ст. 19.5. КоАП РФ (№ от ДД.ММ.ГГГГ - штраф 1000 руб.)
Согласно п. 4 статьи 4 «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» N123-03 на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
В данном случае оснований для применения положений «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности» N 123-ФЗ от 22 июля 2008 года не имеется, в связи с чем, он не подлежит применению, так как наличие пожарных водоёмов в населённых пунктах не приводит к угрозе жизни и здоровью людей.
<данные изъяты> сельское поселение образовано в 2004 году (Областной Закон от 22.12.2004 г. №373-ОЗ). Согласно ответа Администрации <данные изъяты> сельского поселения жилые дома в населенном пункте д. Базарова Горка построены в 1950 г. и в 1993г., то есть до вступления в силу Технического регламента. Данные об образовании населённого пункта д. Базарова Горка в Администрации <данные изъяты> сельского поселения отсутствуют.
В силу п.114 Правил на территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься запасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.
Согласно п. 94. Правил при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т. п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления).
Согласно п. 23. Правил дороги, проезды и подъезды к водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
Таким образом, при наличии источников противопожарного водоснабжения в населённых пунктах их содержание, согласно требований нормативных документов, обязаны осуществлять органы местного самоуправления.
При этом следует отметить, что, согласно ч. 5. ст. 68 Технического регламента допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей. Понятие поселения установлено в ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) поселение - городское или сельское поселение. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (посёлков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением: непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Согласно ответа Администрации <данные изъяты> сельского поселения - количество жителей <данные изъяты> сельского поселения - 1682 человека, что больше 50. Таким образом, и в соответствии с Техническим регламентом, в <данные изъяты> сельском поселении требуется предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения.
Суд, заслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожаротушения.
Согласно ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон) требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Система обеспечения пожарной безопасности, в соответствии с положениями ст. 3 Закона, - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Закона пожарная охрана подразделяется на виды, в том числе на муниципальную пожарную охрану.
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления (ст. 11.1).
Статьей 19 Закона «О пожарной безопасности» создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 89 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 г., сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход на нужды пожаротушения. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать подъезд пожарной техники к ним в любое время года.
Пунктом 90 ППБ 01-03 у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Пунктом 94 ППБ 01-03 определено, что к водоисточникам должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, также водоисточники должны поддерживаться в постоянной готовности.
Проверкой межрайонной прокуратуры 10 сентября 2010 г. установлено, что в нарушение требований действующего законодательства выявлен факт бездействия Администрации <данные изъяты> сельского поселения в части обеспечения деревни Базарова Горка первичными мерами пожаротушения.
Так, установлено, что на территории дер. Б. Горка забор воды для целей пожаротушения производится у моста через реку Вельгию. В нарушение п. 94 ППБ 01-03 подъезд к водоисточнику в дер. Б. Горка затруднён в связи с нахождением на подъездной площадке зарослей деревьев и кустарника, не установлен подъезд с площадками с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
Кроме того, в дер. Б. Горка отсутствуют указатели местонахождения водоисточника, что не соответствует п. 90 ППБ 01-03.
Проверкой межрайонной прокуратуры 22 октября 2010 года установлено, что на территории деревень Егла на ул. Советская у д. № и ул. Мстинская за д. №, Путлино уд. № Ровное за д.№ по 1 линии находятся пожарные водоемы.
В нарушение п. 94 ППБ 01-03 подъезды к пожарным водоемам в деревнях Путлино, Ровное не обустроены площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
В нарушение п. 94 ППБ 01-03 пожарный водоем в деревне Ровное не очищен от ила и водорослей, что создаст препятствия при заборе воды во время пожаротушения.
В нарушение требований п. 114 ППБ 01-03 крышка пожарных водоемов не отремонтирована в деревне Егла по ул. Мстинская за д. № и деревне Ровное.
В нарушение требований п. 90 ППБ 01-03 в деревнях Путлино, Ровное указатель местонахождения отсутствует. В деревне Егла указатели местонахождения пожарного водоема не содержат информации о расстоянии до водоисточника.
В соответствии со ст. 35 ФЗ-69 «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ч.5. ст.68 Технического регламента допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей. Понятие поселения установлено в ч.1 ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» поселение - городское или сельское поселение. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Согласно ответу Администрации <данные изъяты> сельского поселения - количество жителей <данные изъяты> сельского поселения составляет 1 682 человека, что больше 50. Таким образом, и в соответствии с Техническим регламентом, в <данные изъяты> сельском поселении требуется предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения, в связи с чем доводы ответчика в данной части о том, что ответчик вправе не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения в деревне Базарова Горка, суд находит необоснованными.
При определении срока, в течение которого ответчик должен выполнить необходимые мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений, суд полагает необходимым согласиться с предложением истца, поскольку находит срок до 1 июля 2011г. разумным и достаточным для выполнения указанных работ.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
В связи с тем, что в соответствии с пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие в судах в качестве ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина взысканию с Администрации <данные изъяты> сельского поселения взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст.194-198, 206 ГПК РФ, суд
решил:
иск Боровичского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию <данные изъяты> сельского поселения в срок до 1 июля 2011 года обеспечить первичными мерами пожаротушения населённые пункты поселения: в целях поддержания в постоянной готовности расчистить подъезд к реке Вельгии в деревне Базарова Горка; у водоисточника в деревне Базарова Горка, а также по направлению движения к нему установить указатели местонахождения водоисточника (объёмные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с указанием расстояния до него; оборудовать подъезд с площадками (пирсами) с твёрдым покрытием размерами не менее 12х12 метров к реке Вельгии для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; в целях поддержания в постоянной готовности очистить пожарный водоем в деревне Ровное от водорослей и ила; оборудовать у пожарных водоемов в деревнях Путлино, Ровное подъезд с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; отремонтировать крышку закрытого пожарного водоема в деревнях Егла по ул. Мстинская за д. №, Ровное; у пожарных водоемов в деревнях Егла, Путлино, Ровное, а так же по направлению движения к ним установить указатели местонахождения вышеназванных пожарных водоемов (объемные со светильником или плоские выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с указанием расстояния до водоисточников.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья И.А. Киселёв