№ 2-1521/2010г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 22 ноября 2010 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе
судьи Вихровой С.А.,
при секретаре Веркиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора к Администрации Волокского сельского поселения об обязании совершить определенные действия,
установил:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации Волокского сельского поселения об обязании совершить определенные действия, указав в обоснование заявленных требований, что Боровичской межрайонной прокуратурой Новгородской области 12 октября 2010 года проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности органами местного самоуправления Боровичского муниципального района в части обеспечения сельских поселений первичными мерами пожаротушения. Проверкой 12 октября 2010 года установлено, что в нарушение требований действующего законодательства имеет факт бездействия Администрации Волокского сельского поселения в части обеспечения деревень Волок, Окладнево первичными мерами пожаротушения. На территории деревень Волок ул. Новая возле дома № 17, Окладнево возле дома № 46 находятся пожарные водоемы. В нарушение п.94 ППБ 01-03 водоем в д.Волок не очищен от водорослей и ила, что создает препятствия при заборе воды во время пожаротушения. В деревне Волок подъезд к пожарному водоему не соответствует требования 94 ППБ 01-03 - не обустроены площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. В нарушение требований п. 90 ППБ 01-03 в деревнях Волок, Окладнево указатель местонахождения пожарного водоема отсутствует. Бездействие Администрации Волокского сельского поселения по обеспечению поселения первичными мерами пожаротушения может служить препятствием и затруднением в ходе пожаротушения, а также нарушает права и интересы неопределенного круга лиц (как жителей Волокского сельского поселения; так и граждан, временно пребывающих на территории поселения). Основываясь на том, что первичные меры пожаротушения на территории поселения не обеспечены в соответствии с требованиями законодательства, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ заявляет исковые требования в защиту прав неопределенного круга лиц и просит суд обязать Администрацию Волокского сельского поселения, в срок до 01.05.2011 года обеспечить первичными мерами пожаротушения населенные пункты поселения: в целях поддержания в постоянной готовности очистить пожарный водоем в деревне Волок от водорослей и ила; оборудовать у пожарного водоема в деревне Волок подъезд с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; у пожарных водоемов в деревнях Волок, Окладнево, а также по направлению движения к ним установить указатели местонахождения вышеназванных пожарных водоемов (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с указанием расстояния до водоисточника.
В судебном заседании помощник Боровичского межрайонного прокурора Мишкина Е.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям указанным в заявлении.
Представитель ответчика- глава Администрации Волокского сельского поселения ФИО3 - в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, возражений по иску не представила.
Представитель третьего лица- ОГПН по Боровичскому району Управления ГПН по Новгородской области ФИО4, заявленные прокурором исковые требования поддержал в полном объеме, пояснив, что пунктом 1 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 г. № 313, установлено, что требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Пунктом 3 ППБ 01-03 установлено, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №13-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения обеспечение первичных мер пожаротушения. В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» №69-ФЗ от 21.12. 1994г. создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с п. 89 ППБ-01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ», утвержденных приказом МЧС России №313 от 18.06.2003г., сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать проезд пожарной техники к ним в любое время года. Пунктом 90 ППБ-01-3 определено, что у водоемов (водоисточников), а так же по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника. Пунктом 94 ППБ-01-03 определено, что к водоисточникам должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается на соответствующие организации (в населенных пунктах - на органы местного самоуправления). Оборудовать подъезд с площадкой (пирсом) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года к пожарному водоему в деревне Волок Волокского сельского поселения; произвести очистку пожарного водоема в деревне Волок, а также установить указатели местонахождения пожарных водоемов со светоотражающим покрытием, цифрами указывающими расстояние до водоисточника в деревнях Волок, Окладнево предписывалось Администрации Волокского сельского поселения с 2009г.(предписание № 179М47М-23 от 28.04.2009г.). 28.04.2009г. за выявленные нарушения требований пожарной безопасности в отношении главы Администрации Волокского сельского поселения Петровой Т.А. составлен протокол по ч. 1 ст.20.4. КоАП РФ, по которому 28.04.2009г. назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей. В соответствии со ст. 37 ФЗ-69 от 21.12.1994г. руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут: собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (ст.38 ФЗ «О пожарной безопасности № 69 от 21.12.1994г.). До настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности не устранены.
Суд, выслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.1 Федерального закона № 69-ФЗ от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» ( с последующими изменениями и дополнениями) (далее - Федеральный закон «О пожарной безопасности») требования пожарной безопасности - это специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Система обеспечения пожарной безопасности, в соответствии с положениями ст.3 ( в ред. от 22.08.2004 года) Федерального закона «О пожарной безопасности», - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.4 ( в ред. от 22.08.2004 года) Федерального закона «О пожарной безопасности» пожарная охрана подразделяется на виды, в том числе на муниципальную пожарную охрану.
Муниципальная пожарная охрана создается органами местного самоуправления на территории муниципальных образований. Цель, задачи, порядок создания и организации деятельности муниципальной пожарной охраны, порядок ее взаимоотношений с другими видами пожарной охраны определяются органами местного самоуправления (ст.11.1 в ред. от 22.08.2004 года Федерального закона «О пожарной безопасности»).
В соответствии с п.9 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожаротушения.
Статьей 19 ( в ред. от 18.10.2007 года) Федерального закона «О пожарной безопасности» создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 89 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года, сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход на нужды пожаротушения. Дороги и подъезды к источникам противопожарного водоснабжения должны обеспечивать подъезд пожарной техники к ним в любое время года.
Пунктом 90 ППБ 01-03 установлено, что у водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.
Пунктом 94 ППБ 01-03 определено, что к водоисточникам должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, также водоисточники должны поддерживаться в постоянной готовности.
В ходе проверки соблюдения требований пожарной безопасности органами местного самоуправления, проведенной Боровичской межрайонной прокуратурой Новгородской области 12 октября 2010 года, выявлен факт бездействия Администрации Волокского сельского поселения в части обеспечения деревень Волок, Окладнево первичными мерами пожаротушения: в нарушение п.94 ППБ 01-03 водоем в д.Волок не очищен от водорослей и ила, что создает препятствия при заборе воды во время пожаротушения;в д. Волок подъезд к пожарному водоему не соответствует требованиям п. 94 ППБ 01-03 - не обустроены площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;в нарушение требований п. 90 ППБ 01-03 в деревнях Волок, Окладнево указатель местонахождения пожарного водоема отсутствует (л.д.6-9). На Администрации Волокского сельского поселения лежит обязанность по соблюдению требований Пожарной безопасности.
С учетом изложенного, положений ст. 45 ГПК РФ заявленные Боровичским межрайонным прокурором в интересах неопределенного круга лиц требования обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера и степени сложности обязывающего действия, объема организационно-правовых мероприятий, необходимых для его исполнения, суд полагает необходимым определить указанный срок до 01 мая 2011 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Боровичского межрайонного прокурора к Администрации Волокского сельского поселения Боровичского района удовлетворить.
Обязать Администрацию Волокского сельского поселения Боровичского района в срок до 01.05.2011 года обеспечить первичными мерами пожаротушения населенные пункты поселения: в целях поддержания в постоянной готовности очистить пожарный водоем в деревне Волок от водорослей и ила; оборудовать у пожарного водоема в деревне Волок подъезд с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; у пожарных водоемов в деревнях Волок, Окладнево, а также по направлению движения к ним установить указатели местонахождения вышеназванных пожарных водоемов (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий) с указанием расстояния до водоисточника.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 26 ноября 2010 года.
Судья С.А.Вихрова