решение по заявлению об оспаривании действий Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы



Дело № 2-219/2011г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Боровичи Новгородской области 13 января 2011 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе

судьи Вихровой С.А.,

при секретаре Веркиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пономаревой ФИО6 об оспаривании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> по начислению налога на имущество физических лиц, признании незаконными требований об уплате налога на имущество физических лиц,

установил:

Пономарева Т.О. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес>, признании незаконными требований об уплате налога на имущество физических лиц, указав при этом, что она имеет в общей долевой собственности <данные изъяты> по адресу: <адрес> здания непроизводственного назначения и в связи этим является налогоплательщиком налога на имущество физических лиц.

В 2008 г. из Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес> ею было получено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество за 2008 г. в сумме <данные изъяты>. Указанная в налоговом уведомлении сумма налога была уплачена ею ДД.ММ.ГГГГ Дополнительно к указанному уведомлению требованием № от ДД.ММ.ГГГГ налоговой инспекцией ей была предъявлена доплата по налогу на имущество физических лиц за 2008 год в сумме <данные изъяты>. (без предъявления расчета налога). Итого ею оплачено по налогу на имущество за 2008 год: <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ ею было получено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество за 2008 год в сумме <данные изъяты> а также требование № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> которые, как ошибочные, были отменены налоговой инспекцией. Взамен указанных документов ДД.ММ.ГГГГ ею получены новые требования № и № от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты> Считает, что данные налоговые требования являются незаконными в части перерасчета налога за 2008 год, незаконно налагают на нее обязанность по уплате налога, поскольку на основании налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога на имущество за 2008 год в сумме <данные изъяты> сумма налога была уплачена ею в бюджет посредством внесения денежных средств в банк, в соответствии с п. 3 ст. 45 НК РФ ее обязанности как налогоплательщика в отношении налогового периода 2008 года прекратились. Повторное вменение обязанности по уплате налога за 2008 год требованиями № и № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку обязанность по уплате налога за 2008 год в установленном законом порядке была исполнена ранее. Сумма налога <данные изъяты> к доплате за 2008 год, указанная в требованиях № и № от ДД.ММ.ГГГГ определена неправильно. На основании решения Боровичского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ ставка налога на имущество стоимостью до 300 т.р. составляет 0,1%, что составляет <данные изъяты> и соответствует сумме налога, указанной в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ и оплаченной ею в установленные сроки. Расчет налога на имущество был произведен налоговым органом путем применения той ставки налога, которая относится к инвентаризационной стоимости облагаемого имущества соразмерно ее доле в нем. Указывая в налоговом уведомлении за 2010 год сумму к доплате в бюджет за 2008 год налоговый орган применил ставку 1%, которая соответствует стоимости всего имущества, безотносительно принадлежащей ей доли в нем. При этом ее доля в праве общей собственности на имущество была учтена лишь при определении общей суммы налога к уплате. При использовании суммарной инвентаризационной стоимости при перерасчете налога за 2008 год налоговым органом не были учтены требования гражданского и налогового законодательства, с учетом которых в случае, если налогоплательщику принадлежит имущество не полностью, а в определенной доле, то объектом налогообложения для такого налогоплательщика не может выступать все имущество, находящееся в общей собственности. Налоговым органом сумма налога к доплате за 2008 г. определена в налоговом уведомлении за 2010 год неправильно, в противоречие с положениями НК РФ и Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц». Правильной является сумма налога, определенная в налоговом уведомлении за 2008 год, которая и была уплачена ею как налогоплательщиком. Требованиями № и № от ДД.ММ.ГГГГ на нее незаконно возложена обязанность по доплате налога за 2008 год в размере <данные изъяты>

Просит признать незаконными действия налоговой инспекции по применению налоговой ставки в размере 1%, исходя из инвентаризационной стоимости всего объекта, при перерасчете налога на имущество за 2008 год, а также требования № и № от ДД.ММ.ГГГГ по доплате налога на имущество физических лиц за 2008г. на имя Пономаревой Т.О., считать обязанность Пономаревой Т.О. по уплате налога на имущество за 2008г. исполненной полностью.

В судебном заседании Пономарева Т.О. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям, пояснив, что считает свою обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за 2008 год с учетом уплаченных денежных средств в размере <данные изъяты>. ( <данные изъяты> исполненной полностью, просила признать незаконными действия налоговой инспекции по применению налоговой ставки в размере 1%, исходя из инвентаризационной стоимости всего объекта недвижимого имущества при перерасчете налога на имущество за 2008 год, а также требования № и № от ДД.ММ.ГГГГ по доплате налога на имущество физических лиц за 2008г. в размере <данные изъяты> Сумма налога <данные изъяты>. к доплате за 2008 год, указанная в требованиях № и № от ДД.ММ.ГГГГ определена неправильно, оснований применения ставки налога 1% не имеется, поскольку стоимость принадлежащего ей имущества ( с учетом долей) не превышает <данные изъяты>

Представитель Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес>, действующая на основании доверенности, ФИО3, исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии с п. 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.91 N 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее - Закон) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества признаваемого объектом налогообложения. При этом объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст. 2 Закона). Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в установленных Законом пределах. Представительным органам местного самоуправления предоставлено право определять дифференциацию ставок в установленных Законом пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. На территории Боровичского городского поселения налог на имущество физических лиц установлен Решением советом депутатов Боровичского городского поселения от 30.10.2007г. N 44 «О налоге на имущество физических лиц». Пунктом 2 указанного Решения ставки налога на имущество физических лиц установлены в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости недвижимого имущества в следующих пределах: - до 300 тыс. руб. - 0.1%; от 300 до 500 тыс. руб. - 0,3%; свыше 500 тыс. руб. -1, 0%. Поскольку на территории Боровичского городского поселения ставки налога на имущество физических лиц дифференцированы только в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, то сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговым органом исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов, находящихся в собственности налогоплательщика, и ставки налога, соответствующей полученной суммарной инвентаризационной стоимости.

В 2008 году Пономаревой Т.О. принадлежало два объекта обложения налогом на имущество физических лиц: - 1/3 доли квартиры по адресу <адрес>, инвентарной стоимостью <данные изъяты> доли здания непроизводственного назначения по адресу <адрес> инвентарной стоимостью <данные изъяты>. Согласно Письму Минфина России от 21.04.2008 N 03-05-04-01/19 поскольку, объектом налогообложения признается квартира (а не доля в праве собственности на квартиру) и с учетом п. 1 ст. 3 Закона N 2003-1 (ставки налога устанавливаются от суммарной инвентаризационной стоимости имущества) и п. 2 ст. 5 Закона N 2003-1 (налог на помещения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года), сумма налога в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности нескольких физических лиц должна исчисляться налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (то есть всей квартиры) и налоговой ставки, соответствующей инвентаризационной стоимости объекта (квартиры). В своей работе при исчислении налога на имущество физических лиц за 2008 год инспекция также руководствовалась разъяснениями Минфина России, содержащимися в письмах от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №. У Пономаревой Т.О. в 2008 году имелось 2 объекта недвижимости, принадлежащих ей на праве общей долевой собственности. Поэтому в соответствии с п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 5 Закона, а также учитывая, что Законом не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество, в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц. Инспекцией ставка налога на имущество, исчислена исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости, находящихся в общей долевой собственности в размере <данные изъяты> и составляет 1.0%. Указанная ставка применена к инвентаризационной стоимости каждого объекта пропорционально соответствующей доле собственности Пономаревой Т.О.В соответствии с действовавшим в 2008 году законодательством, ставки налога на имущество физических лиц устанавливались применительно к суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, указанных в статье 2 Закона №.Сумма налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности нескольких физических лиц в 2008 году должна была исчисляться налоговыми органами исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (квартиры, строения) и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости объектов. Данный вывод согласуется с позицией Верховного суда РФ, изложенной в определениях от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №

Первоначально расчет налога на имущество за 2008 год Пономаревой Т.О. инспекцией произведен исходя из инвентаризационной стоимости каждого из объектов, что противоречило нормам действовавшего в 2008 году законодательства, налогоплательщику направлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором налог в сумме <данные изъяты>. за 2008 год начислен в порядке, установленном для исчисления налога, действующем до разъяснений Минфина России. В июне 2009 года на основании писем Минфина России произведен перерасчет налога и налогоплательщику ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму к уплате <данные изъяты>. Так как данное уведомление является уточненным, то сумма налога, подлежащая к уплате в 2009 году, указана <данные изъяты>. (815,13-321.65). Перерасчет налога в данном уведомлении произведен неправильно, так как применены 2 ставки налога к инвентаризационной стоимости нежилого и жилого помещения, а не от суммарной инвентаризационной стоимости недвижимого имущества. Указанная ошибка была выявлена в 2010 году. Органами БТИ представлены уточненные сведения об инвентаризационной стоимости этого объекта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и инспекцией произведен повторный перерасчет налога. Налогоплательщику направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ с исчисленной суммой налога <данные изъяты>. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за 2008 год в 2010 году, в указанном уточненном уведомлении указана <данные изъяты> (2 440.38 - 815.13), а с учетом переплаты за 2009 год <данные изъяты> <данные изъяты>. В ответе на обращение налогоплательщика (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), направленном налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ (исх. №), инспекция неправомерно предлагает доплатить налог на имущество в сумме <данные изъяты>. (2440.38 -815.13) без учета переплаты за 2009 год - <данные изъяты> рублей. При формировании требования № об уплате налога на ДД.ММ.ГГГГ сумма недоимки определена в размере <данные изъяты>., так как по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (на дату перерасчета) у налогоплательщика имелась переплата налога за 2009 год в сумме <данные изъяты> а также не наступил второй срок уплаты налога за 2010 год в сумме <данные изъяты>. (1 129,07 - 37.45). Сумма налога <данные изъяты>. ошибочно указана в требовании как налог, исчисленный за 2007 год. Фактически она входит в недоимку по налогу за 2008 год. Сумма налога на имущество, подлежащая к уплате в бюджет за 2008 год фактически составляет <данные изъяты> рублей - сумма, указанная в уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № по <адрес> сформированы и направлены налогоплательщику требования об уплате налога: требование № на сумму <данные изъяты>. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ и требование № взамен требования № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ Всего на сумму <данные изъяты> рублей. Просила суд отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.

Представитель Межрайонной инспекции ФНС России № по <адрес>, действующая на основании доверенности, Волкова Л.П., просила в удовлетворении заявленных Пономаревой Т.О. требований отказать в полном объеме.

Проверив материалы дела, выслушав стороны, суд находит заявление Пономаревой Т.О. обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, закрепленная ст. 57 Конституции РФ и п.1 ст.3 Налогового кодекса РФ распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом. По смыслу ст. 57 Конституции РФ в системной связи с ч.1 ст.1, ч.ч.2,3 ст.15, ч.ч.1,2 ст. 19 Конституции РФ, в РФ законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Налоговый кодекс РФ предписывает, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п.7 ст.3 НК РФ). Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П принцип равного налогового бремени, выводимый из положений ст. 8 ч.2, ст. 19, ст. 57 Конституции РФ, в сфере налоговых отношений означает, что не допускается установление дополнительных, а также повышенных по ставкам налогов в зависимости от формы собственности, организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, местонахождения налогоплательщика и иных, носящих дискриминационный характер оснований (п.3). В силу ст. 19 Конституции РФ во взаимосвязи со ст. 57 Конституции РФ налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться в зависимости, в частности, от имущественного положения, а также от других обстоятельств. Как указал Конституционный суд РФ в постановлении от 27 апреля 2001 года №7-П, принцип равенства всех перед законом гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории субъектов права; такие различия, однако, не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов (п.1.2). В налогообложении равенство понимается как равномерность, нейтральность, справедливость налогообложения. Это означает, что одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщика должны влечь одинаковое налоговое бремя, и что принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщика подпадает под иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, хотя между ними нет существенных различий, которые бы оправдывали неравное правовое регулирование ( п.2 Постановления Конституционного Суда РФ №5-П от 13 марта 2008 года).

Таким образом, исходя из положений, закрепленных в Конституции РФ и Налоговом кодексе РФ, обязанность по уплате законно установленных налогов и сборов распространяется на всех налогоплательщиков, при этом вид сумма, порядок исчисления, сроки уплаты могут быть установлены толькозаконом.

Статьей 1 НК РФ установлено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговые обязательства граждан являются прямым следствием их деятельности в экономической сфере и потому неразрывно с ней связаны. Возникновению налоговых обязательств как правило предшествует вступление гражданина в гражданские правоотношения, то есть налоговые обязательства базируются на гражданско-правовых отношениях либо тесно с ними связаны.

В п.1 ст.11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в соответствующей отрасли законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.

В силу ст.17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.

Статьей 38 п.1 НК РФ установлено, что объект налогообложения- реализация товаров, работ и услуг, имущество, прибыль, доход, расход и иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Под имуществом в НК РФ понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ (ч.2 ст. 38 НК РФ).

Согласно ст. 2 Закона РФ « О налогах на имущество физических лиц» от 09.02.1991 года № 2003-1( в ред. от 17.07.99 года) объектами налогообложения признаются следующее виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

На основании п.1 ст.128 ГК РФ в понятие имущества входят не только вещи, но и иное имущество.

Согласно ст. 248 ГК РФ размер долей сособственников имеет значение для определения их имущественных отношений как при распределении доходов, полученных от использования имущества, находящегося в долевой собственности, так и при несении расходов по его содержанию (статьи 248 и 249 ГК РФ).

В соответствии со ст. 249 ГК РФ).

Таким образом, с учетом понятия имущества, принадлежащего лицу, установленного ГК РФ ( ст. 244, 252, 246 ГК РФ), а также при толковании актов законодательства о налогах и сборах, имеющих отсылку на виды объектов гражданских прав, относимых к имуществу ГК РФ, которым четко установлено, что собственник несет бремя содержания имущества именно соразмерно тому размеру, который ему принадлежит.

В судебном заседании установлено, что Пономаревой Т.О. принадлежит не весь объект недвижимости на праве собственности, а только доля в праве общей долевой собственности на конкретный объект недвижимости.

В соответствии с п.2 ст.1 Закона РФ от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в обшей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). Согласно ст. 3 п.1 Закона РФ от 09 декабря 1991 года № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ №2003-1«О налогах на имущество физических лиц» исчисление налогов производится налоговыми органами. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности, нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях.

Таким образом, сумма налога на имущество физических лиц должна исчисляться не из инвентаризационной стоимости всего объекта налогообложения (жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения), а из инвентаризационной стоимости доли в объекте налогообложения. Иное означало бы необоснованное и произвольное возложение на физических лиц обязанности по уплате налога исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всего объекта налогообложения, что противоречит положениям ст.ст. 3, 11 НК РФ.

В силу ст. 3 ч.1 Закона РФ № 2003-1«О налогах на имущество физических лиц» ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

Решением Боровичского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ установлены ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от суммарной стоимости недвижимого имущества: до 300 тыс. руб.- 0,1%, от 300 тыс. руб. до 500 тыс руб.- 0,3%, свыше 500 тыс руб.- 1,0%. (пункт 2).

В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы.

Как установлено в судебном заседании, Пономаревой Т.О. принадлежит <данные изъяты> в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в праве собственности на здание непроизводственного назначения, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно сведениям, представленным ФГУП « Ростехинвентаризация № № от ДД.ММ.ГГГГ инвентаризационная стоимость квартиры составляет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты> здания непроизводственного назначения- по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты>., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ-<данные изъяты>

В соответствии со ст. 1 Закона РФ № 2003-1 от 09 декабря 1991 года «О налогах на имущество физических лиц» Пономарева Т.О. является плательщиком налога на имущество физических лиц.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» исчисление налогов производится налоговыми органами.

Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога.

В 2008 году МИ ФНС России № по <адрес> ФИО1 направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате налога на имущество за 2008г. в сумме <данные изъяты>. При определении налоговой базы и расчете налога на имущество физических лиц налоговым органом была применена налоговая ставка исходя из стоимости принадлежащей налогоплательщику доли в имуществе, являющемся объектом налогообложения, а именно в размере - 0,1 %. Сумма налога к уплате за 2008 год определена в <данные изъяты> коп. и Пономаревой Т.О. ДД.ММ.ГГГГ уплачена.

Дополнительно к указанному уведомлению требованием № от ДД.ММ.ГГГГ налоговой инспекцией Пономаревой Т.О. была предъявлена доплата по налогу на имущество физических лиц за 2008 год в сумме <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ указанная сумма Пономаревой Т.О. уплачена. Таким образом, всего Пономаревой Т.О. оплачено по налогу на имущество за 2008 год- <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было получено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате (доплате) налога на имущество за 2008 год в сумме <данные изъяты>., из которого следует, что истец обязан произвести доплату налога на имущество физических лиц, исчисленного за 2008г., исходя из ставки 1%, а также требование № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> которые отозваны налоговой инспекцией.

ДД.ММ.ГГГГ Пономаревой Т.О. получены требования № и № от ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму <данные изъяты> коп., из которых следует, что налоговый орган при определении налоговой базы и налоговой ставки для перерасчета налога за 2008 год, определяя налоговую базу и налоговую ставку, для расчета принял полную стоимость принадлежащих Пономаревой Т.О. находящихся в общей долевой собственности объектов недвижимости, и применил налоговую ставку в размере 1,0%, исчислил налог к доплате - <данные изъяты> копеек. Таким образом, определил в качестве объекта налогообложения в нарушение приведенных положений Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» не принадлежащие Пономаревой Т.О. доли в праве собственности на квартиру и здание непроизводственного назначения, а квартиру и здание непроизводственного назначения, единоличным собственником которых Пономарева Т.О. не является.

В результате подобного определения налогообложения и, соответственно, расчета налоговой ставки в состав объектов налогообложения, принадлежащих Пономаревой Т.О., без достаточных к тому оснований было включено имущество, в отношении которого она не является плательщиком налога (<данные изъяты> в праве собственности на <адрес> <адрес> доли в праве собственности на непроизводственное помещение(склад) по адресу: <адрес> <адрес>), что повлекло за собой неправомерное увеличение налогового бремени при одинаковой инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, что недопустимо в силу конституционных принципов равенства и справедливости в сфере налогообложения.

В обоснование своих доводов представитель ответчика сослался на письма Минфина РФ от 21.04.2008 года № 03-05-04-01/19, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №.

Ссылки налогового органа на указанные письма являются необоснованными, поскольку содержащийся в них порядок исчисления налога противоречит прямому указанию закона о порядке определения налоговой базы в отношении имущества, находящегося в общей долевой собственности (ст. 1 п.2 Закона РФ от 9 декабря 1991 года № 2003-1), Письменные разъяснения Минфина РФ по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не являются источниками правовых норм, носят информационно-разъяснительный характер и не могут противоречить Конституции РФ, НК РФ, ГК РФ и другим федеральным законам. Принцип установления налогов законами закреплен в статье 57 Конституции Российской Федерации. Исходя из положений, закрепленных в Конституции РФ и НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов, вид, сумма, порядок исчисления, сроки уплаты могут быть установлены только законом. Применительно к налогам субъектов Российской Федерации с учетом изложенных конституционных положений "законно установленными" могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом.

Доводы налогового органа о том, что позиция, изложенная в названном письме, поддержана Верховным Судом РФ (<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ), суд находит несостоятельными, поскольку в указанных определениях рассматривались вопросы, связанные с исчислением налога исходя из суммарной инвентаризационной стоимости имущества.

Фактически доначисление налога на имущество физических лиц за 2008 год Пономаревой Т.О. произошло в результате разного толкования обязанности уплаты собственником налога соразмерно его доле в объекте недвижимости. В настоящее время неясности в применении налогового законодательства в части определения объекта налогообложения и порядка исчисления налога на имущество физических лиц устранены. Статья 2 Закона РФ №2003-1 от 09.12.1991 года изложена в новой редакции ( Федеральный закон № 283-фз от 28 ноября 2009 года), согласно п.7 которой объектом налогообложения признается доля в праве общей собственности на имущество, указанное в п.1- 6 настоящей статьи. При этом порядок исчисления налога не изменен, как ранее действующая редакция ст.1 п.2 Закона РФ № 2003-1 от 09 декабря 1991 года, так и внесенные изменения в закон устанавливают, что если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

Таким образом, за имущество, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. Суммарная инвентаризационная стоимость принадлежащего на праве общей долевой собственности Пономаревой Т.О. недвижимого имущества не превышает <данные изъяты>

На основании изложенного, действия МИ ФНС № по <адрес> по перерасчету налога на имущество физических лиц за 2008 года с применением в отношении налогоплательщика Пономаревой Т.О. ставки в размере 1,0 % исходя из суммарной инвентаризационной стоимости двух объектов недвижимости, превышающей <данные изъяты>., а не принадлежащих ей долей в праве общей долевой собственности и доначислении налога за 2008 год в размере <данные изъяты> противоречат требованиям вышеприведенного законодательства и являются незаконными.

С учетом уплаченных Пономаревой Т.О. налоговых платежей за 2008 год на основании налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ и требования № от ДД.ММ.ГГГГ об оплате налога на имущество за 2008г. в общей сумме <данные изъяты> обязанность налогоплательщика Пономаревой Т.О. исполнена полностью, в соответствии с п.3 ст.45 НК РФ в отношении налогового периода 2008 года прекратилась.

Таким образом, требования № от ДД.ММ.ГГГГ(исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, применения ставки 1%), возлагающие обязанность на Пономареву Т.О. по уплате налога на имущество физических лиц, исчисленный за 2008 год, являются незаконными.

Следовательно, имеются все предусмотренные законом основания для удовлетворения требований Пономаревой Т.О. в полном объеме.

Доводы представителя МИФНС России № по <адрес>, изложенные в письменных возражениях, пояснениях по заявленным требованиям, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку противоречат конституционному принципу равенства налогообложения, закрепленного в п.1 ст.3 НК РФ, не согласуются с установленными ч.6 данной статьи требованиями к актам законодательства о налогах и сборах.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 254-255ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Пономаревой ФИО7 - удовлетворить.

Признать незаконными действия МИФНС России № по <адрес> по перерасчету Пономаревой ФИО8 налога на имущество физических лиц за 2008 год.

Признать незаконными требование МИФНС России № по <адрес> об уплате налога на имущество физических лиц за 2008 года на имя Пономаревой Т.О. № от ДД.ММ.ГГГГ и требование МИФНС России № по <адрес> об уплате налога на имущество физических лиц за 2008 года на имя Пономаревой Т.О.№ от ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 01 февраля 2011 года.

Судья С.А.Вихрова