Дело №
РЕШЕНИЕименем Российской Федерацииг. Боровичи Новгородской области 10 февраля 2011 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе
судьи Киселёва И.А.,
при секретаре Потаповой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по Новгородской области к Чайке <данные изъяты> о взыскании задолженности по транспортному налогу,
установил:
Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по Новгородской области обратилась в суд с исковым заявлением, в котором указала следующее.
На основании ст.357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Чайка <данные изъяты>, имеющий в личном пользовании транспортные средства: <данные изъяты>, является плательщиком транспортного налога.
При проведении в 2010 году сверки сведений ГИБДД с базой данных Межрайонной ИФНС России №1 по Новгородской области по исчислению транспортного налога установлено, что сведения о транспортных средствах, находящихся в личном пользовании Чайки К.В. в базе данных Инспекции отсутствуют, транспортный налог не начислялся и налогоплательщиком не уплачивался в бюджет.
В соответствии с п.5 ст.9 Областного закона «О транспортном налоге» № 87-ОЗ от 22.11.2002г. налогоплательщику заказным письмом с уведомлением направлено налоговое уведомление от 18.08.2010г. № за год 2007, от 18.08.2010г. № за год 2008, от 18.08.2010 г. № за год 2009 на уплату транспортного налога (получено 23.08.2010).
До настоящего времени налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате транспортного налога в сумме 214 783.42 руб.
На основании изложенного МРИ ФНС России № 1 по Новгородской области просит взыскать с Чайки К.В. недоимку по транспортному налогу в размере 214 783 рубля 42 копейки.
В судебном заседании представители истца по доверенности Баева Ю.А. и Башук С.М. поддержали заявленные требования в полном объёме. Пояснили, что факт нахождения в собственности ответчика указанных транспортных средств подтвержден сведениями, представленными ГАИ. Налоговое уведомление и требование об уплате налога и пени направлялось ответчику в установленном порядке заказным письмом, они оставлены ответчиком без удовлетворения. В соответствии с новой редакцией ст.48 НК РФ налоговый орган при обращении в суд с данным иском копию искового заявления самостоятельно направлял ответчику, однако и после получения искового заявления ответчик не исполнил свою обязанность по уплате налога, а также не обратился за какими-либо разъяснениями.
Исковые требования обусловлены тем, что находившиеся в период с 2007 по 2009 г. в собственности ответчика грузовые автомобили <данные изъяты> не облагались транспортным налогом, поскольку сведений о наличии данных автомашин в собственности ответчика ранее не было. Налоговый орган имеет право произвести доначисление налога в течение трехлетнего срока исковой давности, который исчисляется с даты, когда наступает обязанность по уплате налога. Поскольку срок уплаты транспортного налога за 2007г. установлен по 30 апреля 2008г., поэтому налоговый орган произвел начисление налога за указанные транспортные средства за период 2007, 2008 и 2009г. За более ранние периоды начисление налога не производилось, поскольку срок исковой давности истек. В направленных ответчику налоговых уведомлениях об уплате данного налога был установлен срок его уплаты до 17 сентября 2009г. В самих уведомлениях был полностью указан расчет налога за соответствующий налоговый период, при этом сумма, подлежащая уплате, была указана только за эти три автомашины, она составила соответственно 70.629 рублей 42 копейки за 2007г., 72.075 рублей за 2008г., и 72.079 рублей за 2009г, всего 214.783 рубля 42 копейки. Данные требования были направлены заказной почтой, были получены ответчиком 23 августа 2010г. В связи с тем, что в установленный срок налог не был уплачен, ответчику было направлено требование об уплате задолженности по налогу со сроком уплаты до 11 октября 2010г. До настоящего времени требование об уплате налога ответчиком не исполнено. Исковых требований о взыскании пеней в данном иске не заявлено.
Ответчик Чайка К.В. в судебное заседание не явился, представил заявление об отложении рассмотрения дела в связи с тем, что он не может явиться по состоянию здоровья, при этом никаких документов, дополнительно запрошенных судом, подтверждающих уважительность причин неявки, в том числе и в связи с заболеванием, не представил, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие ответчика в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей истца, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст.357 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства. В соответствии со ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В соответствии со ст.5 Областного закона Новгородской области от 30.09.2008 N 379-ОЗ «О транспортном налоге» уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные настоящим областным законом, путем перечисления денежных средств на счет Управления федерального казначейства по Новгородской области по реквизитам в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 2 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно ч.2 ст.11 Областного закона № 87-ОЗ от 22 ноября 2002г. «О транспортном налоге», который действовал до 1 января 2009г., налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 апреля года, следующего за налоговым периодом.
Таким образом, срок уплаты транспортного налога за 2007г. был установлен до 1 апреля 2008г.
Статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление, в котором должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Налоговые органы в случаях, предусмотренных Кодексом, исчисляют налоговую базу на основе имеющихся у них данных по итогам каждого налогового периода (пункт 5 статьи 54 Кодекса).
Сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется в соответствии с пунктом 1 статьи 362 Кодекса налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Пунктами 4 и 5 указанной статьи на органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, возложены обязанности сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации в этих органах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, в течение 10 дней после их регистрации или снятия с регистрации, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с этими транспортными средствами изменениях, произошедших за предыдущий календарный год.
Таким образом, Налоговым Кодексом РФ и другими законами обеспечено своевременное представление указанными государственными органами в налоговые органы сведений, необходимых для учета налогоплательщиков, правильного и своевременного исчисления налоговыми органами транспортного налога, подлежащего уплате физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а также для своевременного направления налоговых уведомлений соответствующим налогоплательщикам, т.е. не позднее 30 рабочих дней до наступления срока платежа. Конкретные сроки уплаты транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (пункты 1 и 3 статьи 363 Кодекса), сроки уплаты земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (пункты 1 и 4 статьи 397 Кодекса).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 44 Кодекса обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Пунктом 4 статьи 57 Кодекса установлено, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В силу пунктов 6 и 8 статьи 58 Кодекса налогоплательщик обязан уплатить налог (авансовый платеж) в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога (авансового платежа) не указан в этом налоговом уведомлении.
Следовательно, до дня получения указанным физическим лицом налогового уведомления по транспортному налогу у него не возникает обязанность по уплате этого налога.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений (Постановления и определения от 27.04.2001 N 7-П, от 10.04.2003 N 5-П, от 14.07.2005 N 9-П, от 21.04.2005 N 191-О, от 08.02.2007 N 381-О-П). Установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Кодекса) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов.
Однако Кодексом не установлены порядок и сроки перерасчета сумм транспортного налога, неправильно исчисленных налоговыми органами (в том числе на основе имеющейся у них неполной или недостоверной информации) и подлежащих уплате налогоплательщиками - физическими лицами на основании налоговых уведомлений, а также порядок и сроки привлечения к уплате указанного налога таких налогоплательщиков, своевременно не привлеченных к уплате налога при наличии у налоговых органов сведений о соответствующих объектах налогообложения.
Установленный пунктами 10 и 11 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" срок давности (не более чем за три предыдущих года) привлечения к уплате соответствующего налога физических лиц, своевременно не привлеченных к уплате этого налога, либо пересмотра неправильно произведенного налогообложения не распространяется на другие налоги. Вместе с тем пунктом 7 указанной статьи предусмотрен перерасчет суммы соответствующих налогов, который производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика в случае несвоевременного его обращения за предоставлением льготы по уплате этих налогов.
Налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов (подпункт 5 пункта 1 статьи 21 Кодекса), а налоговые органы обязаны принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных налогов, а также осуществлять зачет сумм излишне уплаченных налогов в порядке, предусмотренном Кодексом (подпункт 7 статьи 32 Кодекса). Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано на основании пункта 7 статьи 78 Кодекса в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Следовательно, в случае, если неправильное исчисление налоговым органом транспортного налога повлекло излишнюю уплату налога налогоплательщиком - физическим лицом на основании налогового уведомления, налоговым органом должен быть произведен соответствующий перерасчет, а сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету (возврату) в порядке и сроки, установленные статьей 78 Кодекса.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требование налогового органа об уплате налога в пределах трехлетнего срока с даты, когда наступила обязанность по уплате налога, который также равен сроку исковой давности, является правомерным.
В судебном заседании установлено, что ответчик Чайка К.В. является собственником транспортных средств - <данные изъяты>, в отношении которых он является плательщиком транспортного налога, который был ему своевременно не начислен налоговым органом.
Налоговым органом произведен расчет налога, Чайке К.В. были направлены налоговые уведомления на уплату транспортного налога за 2007, 2008, 2009 гг..
В связи с невыполнением Чайкой К.В. в установленный срок обязанности по уплате налога, налоговым органом было произведено начисление пеней и направлено требование об уплате налога и пени. Данное требование Чайкой К.В. также оставлено без удовлетворения.
Расчет сумм налога, подлежащих уплате Чайкой К.В., наличие налогового уведомления и требования об уплате налога подтвержден представленными истцом документами.
Данные доказательства ответчиком не опровергнуты.
С учетом изложенного, заявленные налоговым органом исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с порядком, установленным ст. 50, 61.1, 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета, за исключением случаев уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, которая зачисляется в доход федерального бюджета.
В соответствии со ст. 103 ч.1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенным, госпошлина в сумме 5 347 рублей 83 копейки, от уплаты которой освобождена Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по Новгородской области, подлежит взысканию в местный бюджет с ответчика Чайки К.В.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Новгородской области удовлетворить.
Взыскать с Чайки <данные изъяты> задолженность по транспортному налогу в сумме 214 783 (двухсот четырнадцати тысяч семисот восьмидесяти трех) рублей 42 копеек на счёт № 40101810900000010001, получатель Управление Федерального казначейства по Новгородской области (Межрайонная ИФНС России № 1 по Новгородской области), ИНН 5320015848, ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области, г. Великий Новгород, БИК 044959001, ОКАТО 49408000000, код бюджетной классификации 18210604012021000110.
Взыскать с Чайки <данные изъяты> в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 5 347 (пять тысяч триста сорок семь) рублей 83 копейки.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение 10 дней.
Судья И.А. Киселёв