Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
гор. Боровичи Новгородской области 05 марта 2011 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе судьи
Киселёва И.А.,
при секретаре Потаповой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонному) о признании незаконным отказа в назначении пенсионного обеспечения,
установил:
Павлова Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением, указав при этом следующее.
29 июня 2010 г. она обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которой она занимается более 30 лет.
Решением комиссии по реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда в Боровичском районе Новгородской области от 02 августа 2010 г. № в назначении пенсии было отказано по тем основаниям, что у неё не имеется необходимого 30-летнего стажа работы, дающего права на назначение досрочной пенсии. Из стажа работы ответчиком был исключен период работы с 12 сентября 1993 г. по 31 марта 2005 г. (11 лет 06 месяцев 19 дней) в должности заведующей отделения очаговой инфекции - помощника эпидемиолога <данные изъяты> городского центра Госсанэпиднадзора по мотиву того, что эта должность относится к среднему медицинскому персоналу.
Считает отказ в назначении пенсии незаконным.
12 сентября 1993 г. она была принята (запись № трудовой книжки) в порядке перевода на должность заведующей отделения очаговой инфекции - помощника эпидемиолога <данные изъяты> городского центра Госсанэпиднадзора (ранее районная, а впоследствии городская санитарно-эпидемиологическая станция).
На основании приказа Госкомсанэпиднадзора № от 04 июля 1994 г. «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» <данные изъяты> городской центр Госсанэпиднадзора переименован с 04 июля 1994 г. в Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в <данные изъяты> (запись № трудовой книжки от 05 мая 1998 г.).
20 декабря 2001 г. на основании приказа Минздрава РФ № 48 от 24 февраля 1998 г. были внесены изменения в штатные расписания и должность помощника эпидемиолога переименована на должность помощник врача-эпидемиолога (запись № трудовой книжки от 20 декабря 2001 г.).
На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 5 от 18 января 2005 г. Государственное учреждение «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в <данные изъяты> Новгородской области» реорганизовано в форме слияния центров Госсанэпиднадзора области, и с 01 апреля 2005 г. работодатель стал именоваться филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области в <данные изъяты>» (запись № трудовой книжки).
С 01 апреля 2005 г. работа в должности помощника врача-эпидемиолога филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области в <данные изъяты>» в специальный стаж засчитана.
С мнением комиссии в части того, что должность, в которой она работала, относится к должностям среднего медицинского персонала, она согласна. Свой довод подтверждает Приказом Минздрава СССР от 09 октября 1987 г. № 1104 "Об аттестации средних медицинских работников", где в п.5 поименованы помощники эпидемиолога, Приказом Минздрава РФ от 19 августа 1997 г. № 249, которым была утверждена "Номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала" (приложение №1, п.6).
Приказом Минздрава РФ от 24 февраля 1998 г. № 48 утверждена «Номенклатура должностей медицинского персонала в учреждениях здравоохранения», где в Приложении № 4 в п.5 (средний медицинский персонал) указаны помощники врачей, в том числе и эпидемиологи. Следовательно, утверждение ответчика в части того, что указанная должность относится к должностям среднего медперсонала - верно.
Санэпидстанция города, района входит в систему учреждений здравоохранения союзной республики и действует на основании Положения о государственном санитарном надзоре в СССР (п. 1 приказа Минздрава СССР от 31 декабря 1974 г. № 1181).
Согласно п.1 Приложения № 6 к приказу Министра здравоохранения СССР от 29 апреля 1969 г. № 300 Министры здравоохранения союзных республик имеют право при введении штатных нормативов, сохранять численность должностей медицинского персонала областных санитарно-эпидемиологических станций, если она превышает число должностей по этим нормативам, за счет общего количества должностей по группам персонала всех санитарно-эпидемиологических станций соответствующей области.
На основании изложенного подтверждается, что работодатель относится к учреждениям здравоохранения, а должность, в которой она осуществляла трудовую деятельность, относится к должностям среднего медицинского персонала.
Постановлением Минтруда РФ от 23 июня 2003 г. № 38 (зарегистрировано в Минюсте РФ 30 июня 2003 г. № 4840) установлено тождество наименования учреждения "санитарно-эпидемиологическая станция" наименованию учреждения "центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора", предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с законом "О трудовых пенсиях в РФ".
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 09 июля 2003 г. № 50 (зарегистрировано в Минюсте от 01 августа 2003 г. № 4949) "Об установлении тождества наименований должностей "помощник эпидемиолога", наименованию должности "помощник врача-эпидемиолога", установлено тождество вышеперечисленных должностей.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 были утверждены списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж лечебной деятельности. В обозначенных Списках обозначены должности "помощник врача-эпидемиолога" и поименованы учреждения - Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В установленном законе порядке установлено тождество как должности, так и наименование работодателя.
Таким образом, она работала в должности и в учреждении, которые давали право ответчику назначить ей пенсионное обеспечение.
В период до 01 ноября 1999 г. имело силу Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464, в соответствии с которым среднему медицинскому персоналу работа в санитарно-эпидемиологических учреждениях засчитывалась в специальный стаж независимо от наименования должности.
Следовательно, период работы с 12 сентября 1993 г. (начало спорной трудовой деятельности) до 01 ноября 1999 г. подлежит включению в стаж на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 независимо от того как обозначалась должность среднего медицинского персонала и именовалось учреждение здравоохранения.
Как указывалось ранее (порядковая запись № 8 трудовой книжки от 20 декабря 2001 г.), с 24 февраля 1998 г. должность "помощника эпидемиолога" в штатном расписании работодателя изменена на должность "помощник врача-эпидемиолога". В том, что запись № трудовой книжки об изменении штатного расписания и соответственно фактическое изменение самого штата сделаны только спустя почти три года (запись сделана 20 декабря 2001 г.) после того, как должны были быть приведены (штатное расписание и соответственно внесены изменения в трудовую книжку работников) в соответствии приказом Минздрава РФ № 48 от 24 февраля 1998 г. «Номенклатура должностей медицинского персонала в учреждениях здравоохранения», её вины нет. Она не может быть лишена права на досрочное назначение пенсии из-за времени, которое необходимо для доведения соответствующей информации от Минздрава РФ до работодателя либо из за каких-либо субъективных причин (отсутствие работника отдела кадров, утеря ими её трудовой книжки и т.п., в связи с чем невозможно было внести изменения как в само штатное расписание, так и оформить трудовые книжки).
Должность "помощник врача-эпидемиолога" и учреждение "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора" (в который был переименован работодатель (порядковая запись № трудовой книжки)) поименованы в утратившем силу Постановлении Правительства РФ от 22 сентября 1999г. № 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья-населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения".
Таким образом и по ранее действовавшему закону её трудовая деятельность давала право на назначение пенсии за выслугу лет.
Управлением засчитано в специальный стаж 18 лет 05 месяцев 04 дня.
Безосновательно исключено 11 лет 06 месяцев 19 дней.
Для назначения досрочной пенсии необходимо 30 лет медицинского стажа.
Пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на неё.
Она обратилась за назначением пенсии 29 июня 2010 г., следовательно, право на пенсию у неё возникло не со дня обращения за назначением пенсионного обеспечения (до 30 лет не хватает 07 дней) а с 07 июля 2010 г.
Руководствуясь изложенным выше, она просит обязать Управление засчитать в специальный стаж периоды работы с 12 сентября 1993 г. по 04 мая 1998 г. в должности заведующей отделения очаговой инфекции - помощника эпидемиолога <данные изъяты> городского центра Госсанэпиднадзора, с 05 мая 1998 г. по 19 декабря 2001 г. в должности заведующей отделения очаговой инфекции - помощника эпидемиолога Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в <данные изъяты>, с 20 декабря 2001 г. по 31 марта 2005 г. в должности помощника врача-эпидемиолога Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора <данные изъяты>;
- обязать ответчика назначить пенсионное обеспечение со дня возникновения права на него, то есть с 07 июля 2010 г.
В дальнейшем истица увеличила исковые требования, просила также обязать ответчика включить в специальный стаж исключенный период отпуска без содержания со 2 по 17 декабря 1982г.
Также истицей были представлены письменные объяснения по существу иска, из которых следует, что согласно Приложения 3 к Приказу Госкомсанэпиднадзора РФ от 26 июня 1996 г. N99 «О номенклатуре специальностей и должностей в системе Госсанэпидслужбы России (раздел V специалисты со средним медицинским образованием, п. 2) наименование должностей «руководитель структурного подразделения» (заведующий) дополняются наименованием специальности, предусмотренной номенклатурой врачебных специальностей, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой входит в круг его обязанностей. Таким образом, должность заведующего дополнялась наименованием врачебной должности, по которой заведующий исполнял обязанности, и из этого следует, что должность заведующий отделением очаговой дезинфекции - помощник эпидемиолога - это полное наименование одной должности, а не двух. То есть заведующий отделением исполнял обязанности помощника эпидемиолога.
Указанное подтверждается и Приложением N 4 к приказу Министра здравоохранения СССР от 29 апреля 1969 г. N 300 «Штатные нормативы медицинского и инженерно-технического персонала республиканских (союзных республик без областного деления и автономных республик), краевых и областных санитарно-эпидемиологических станций» - раздел IV дезинфекционный отдел. В данном нормативном акте также обозначена должность заведующий отделением - помощник эпидемиолога как единое наименование должности.
Кроме того из п.3.2.5. Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 декабря 1999г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» следует, что наименование должности «помощник врача - эпидемиолога» отнесено к среднему медицинскому персоналу.
При этом в законодательстве определение термина «средний медицинский персонал» не раскрывается, в связи с чем следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 декабря 1999г. N 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», где к медперсоналу отнесены руководители учреждений, в том числе пунктом 2 «заведующий отделением», а в соответствии с примечанием N1 наименование должностей дополняется наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляет. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция.
Таким образом, она занимала должность руководителя структурного подразделения (отделения), являясь помощником врача-эпидемиолога, и её должность относилась к среднему медперсоналу, и она выполняла ту работу, которая даёт право на назначение досрочной пенсии.
В судебном заседании истец Павлова Е.В. представила заявление об отказе от иска в части требований о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж исключенный период отпуска без содержания со 2 по 17 декабря 1982г. Данный отказ в соответствии со ст.39, 173 ГПК РФ принят судом.
В судебном заседании истец Павлова Е.В. и ее представитель по доверенности Михайлов А.В. требования полностью поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и письменных объяснениях, дополнительно указав, что в соответствии с приказом работодателя истицы № 25 от 4 марта 2011г. запись в трудовой книжке истицы за порядковым № от 12 сентября 1993г. признана недействительной, внесена новая запись о том, что Павлова Е.В. принята в порядке перевода в центр Госсанэпиднадзора на должность заведующей отделением очаговой дезинфекции - помощником эпидемиолога». Дополнительно пояснили, что в 1993г. после назначения на данную должность истица полностью выполняла свои обязанности помощника эпидемиолога, никаких управленческий функций не несла, дополнительно занималась только оформлением отчетности по отделению, что выполняла за пределами рабочего времени.
Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда в Боровичском районе Новгородской области (межрайонного) по доверенности Александрова И.Г. иск не признала по основаниям, изложенным в представленных ответчиком письменных возражениях. Просит суд отказать Павловой Е.В. в удовлетворении заявленных требований. Возражения ответчика сводятся к следующему.
В соответствии с п. 7 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждённых Постановлением Минтруда РФ № 17, ПФ РФ № 19пб от 27.02.2002 г., граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. Если, по мнению истицы, право на назначение пенсии возникло 07.07.2010 г., то до этой даты она не имела права на обращение в Пенсионный фонд РФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии. Поскольку заявление подано 29.06.2010 г., т.е. с нарушением Правил обращения за пенсией, то и для назначения пенсии не со дня обращения, а со дня возникновения права на досрочное пенсионное обеспечение отсутствуют законные основания.
Период работы Павловой Е.В. с 12.09.1993 г. по 31.03.2005 г. (11 лет 06 месяцев 19 дней) был исключен Комиссией из стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г., по следующим основаниям.
С 12 сентября 1993 года Павлова Е.В. была переведена на должность заведующей отделением очаговой дезинфекции, что подтверждается копией приказа по <данные изъяты> ЦГСЭН от 12.09.1993 г. №. Списком № 781 предусмотрены врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность. К данной категории Павлова Е.В. не относится, поскольку не являлась врачом, осуществляющим врачебную деятельность. Будучи заведующей отделением очаговой дезинфекции, Павлова Е.В. совмещала профессию помощника эпидемиолога, за что ей производилась доплата в размере 50%, что подтверждается копиями выписок из приказов № от 01.04.1997 г., № от 13.02.1998 г. На должность помощника врача-эпидемиолога Павлова Е.В. переведена с 01.04.2005 г., что подтверждается трудовой книжкой, актом документальной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, а не с 20.12.2001 г., как указано в исковом заявлении.
Поскольку условия работы Павловой Е.В. не соответствуют дополнительным условиям, при которых работнику предоставляются пенсионные льготы (в рассматриваемом случае - осуществление врачебной деятельности), законные основания для включения спорного периода в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, отсутствуют.
С 01.01.1997 г. согласно выписки из приказа № от 01.04.1997 г., Павлова Е.В. совмещала профессию дезинструктора, за что ей производилась доплата в размере 50%, с 01.01.1998 г. согласно выписки из приказа № от 13.02.1998 г. Павлова Е.В. совмещала профессию помощника эпидемиолога, за что ей производилась доплата в размере 50%.
Из вышеперечисленных документов видно, что основная специальность Павловой Е.В. в спорные периоды заведующая отделением очаговой дезинфекции, обязанности дезинструктора с 01.01.1997 г. и обязанности помощника эпидемиолога с 01.01.1998 г. она выполняла в порядке совмещения как дополнительную работу. Основная специальность, дополнительная работа не соответствуют условиям на досрочное пенсионное обеспечение:
На момент обращения за пенсией специальный стаж работы Павловой Е.В., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом отвлечений составляет 18 лет 05 месяцев 04 дня. Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 02.08.2010 г. № является законным и обоснованным.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом Павловой Е.В. требования подлежат удовлетворению.
В силу ст.7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии страхового стажа не менее пяти лет.
Согласно пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичное положение предусматривали и ст.80, 83 действовавшего до 31 декабря 2001 года Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
На основании п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и Правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 12 сентября 1993 г. Павлова Е.В. была принята (записи № трудовой книжки) в порядке перевода на должность заведующей отделения очаговой инфекции - помощника эпидемиолога <данные изъяты> городского центра Госсанэпиднадзора (ранее районная, а впоследствии городская санитарно-эпидемиологическая станция).
На основании приказа Госкомсанэпиднадзора № 75 от 04 июля 1994 г. «Об утверждении Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» <данные изъяты> городской центр Госсанэпиднадзора переименован с 04 июля 1994 г. в Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. <данные изъяты> районе (запись № трудовой книжки от 05 мая 1998 г.).
20 декабря 2001 г. на основании приказа Минздрава РФ № 48 от 24 февраля 1998 г. были внесены изменения в штатные расписания и должность помощника эпидемиолога переименована на должность помощник врача-эпидемиолога (запись № трудовой книжки от 20 декабря 2001 г.).
На основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 5 от 18 января 2005 г. Государственное учреждение «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в <данные изъяты> Новгородской области» реорганизовано в форме слияния центров Госсанэпиднадзора области, и с 01 апреля 2005 г. работодатель стал именоваться филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области в <данные изъяты>» (запись № трудовой книжки).
С 01 апреля 2005 г. работа в должности помощника врача-эпидемиолога филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области в <данные изъяты>» в специальный стаж истицы ответчиком засчитана.
Доводы истицы о том, что ее должность в спорный период работы относилась к среднему медицинскому персоналу подтверждаются Приказом Минздрава СССР от 09 октября 1987 г. № 1104 "Об аттестации средних медицинских работников", где в п.5 поименованы помощники эпидемиолога, Приказом Минздрава РФ от 19 августа 1997 г. № 249, которым была утверждена "Номенклатура специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала" (приложение №1, п.6).
Приказом Минздрава РФ от 24 февраля 1998 г. № 48 утверждена «Номенклатура должностей медицинского персонала в учреждениях здравоохранения», где в Приложении № 4 в п.5 (средний медицинский персонал) указаны помощники врачей, в том числе и эпидемиологи.
Санэпидстанция города, района входит в систему учреждений здравоохранения союзной республики и действует на основании Положения о государственном санитарном надзоре в СССР (п. 1 приказа Минздрава СССР от 31 декабря 1974 г. № 1181).
Постановлением Минтруда РФ от 23 июня 2003 г. № 38 установлено тождество наименования учреждения "санитарно-эпидемиологическая станция" наименованию учреждения "центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора", предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с законом "О трудовых пенсиях в РФ".
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 09 июля 2003 г. № 50 "Об установлении тождества наименований должностей "помощник эпидемиолога", наименованию должности "помощник врача-эпидемиолога", установлено тождество вышеперечисленных должностей.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 были утверждены списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж лечебной деятельности. В обозначенных Списках обозначены должности "помощник врача-эпидемиолога" и поименованы учреждения - Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
В установленном законе порядке установлено тождество как должности, так и наименование работодателя.
Таким образом, истица работала в должности и в учреждении, которые давали право ответчику назначить ей пенсионное обеспечение.
В период до 01 ноября 1999 г. имело силу Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. № 464 в соответствии с которым среднему медицинскому персоналу работа в санитарно-эпидемиологических учреждениях засчитывалась в специальный стаж независимо от наименования должности.
Следовательно, период работы с 12 сентября 1993 г. (начало спорной трудовой деятельности) до 01 ноября 1999 г. подлежит включению в стаж на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 независимо от того как обозначалась должность среднего медицинского персонала и именовалось учреждение здравоохранения.
Согласно Приложения 3 к Приказу Госкомсанэпиднадзора РФ от 26 июня 1996 г. N99 «О номенклатуре специальностей и должностей в системе Госсанэпидслужбы России (раздел V специалисты со средним медицинским образованием, п. 2) наименование должностей «руководитель структурного подразделения» (заведующий) дополняются наименованием специальности, предусмотренной номенклатурой врачебных специальностей, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой входит в круг его обязанностей. Таким образом, должность заведующего дополнялась наименованием врачебной должности, по которой заведующий исполнял обязанности, и из этого следует, что должность заведующий отделением очаговой дезинфекции - помощник эпидемиолога - это полное наименование одной должности, а не двух. То есть заведующий отделением исполнял обязанности помощника эпидемиолога.
Кроме того из п.3.2.5. Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 декабря 1999г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения» следует, что наименование должности «помощник врача - эпидемиолога» отнесено к среднему медицинскому персоналу.
При этом в законодательстве определение термина «средний медицинский персонал» не раскрывается, в связи с чем следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 декабря 1999г. N 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», где к медперсоналу отнесены руководители учреждений, в том числе пунктом 2 «заведующий отделением», а в соответствии с примечанием N1 наименование должностей дополняется наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляет.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6 пояснила, что она работает помощником врача-эпидемиолога, с 1989г. знакома с Павловой Е.В., они вместе работают в одном кабинете, выполняют одни и те же обязанности. После назначения Павловой Е.В. на должность заведующей отделением ее обязанности как помощника эпидемиолога не изменились, просто в ее подчинении стали находиться 2 дезинфектора, которые проводят обработку.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО7 пояснила, что она в период с 1967г. по 1999г. работала заведующей эпидемиологическим отделом, истица Павлова Е.В. как помощник эпидемиолога работала под ее руководством. В ее обязанности входило предупреждение инфекционных заболеваний, ликвидация очагов заболеваний, исследование и определение вида заболевания, причин, по которым оно возникло, выявление факторов, способствующих его возникновению, принятие мер к ликвидации очага заболевания, проведение обеззараживания. Эта работа связана с непосредственным контактом с больными. В подчинении Павловой Е.В. находились дезинфекторы, относившиеся к младшему медицинскому персоналу. Всего в отделе было 7 помощников эпидемиолога, из них один являлся заведующим отделением. Павлову Е.В. упросили перейти на данную должность, поскольку было необходимо координировать работу. У каждого из 7 помощников эпидемиолога был свой закрепленный участок. У Павловой Е.В. также был свой участок - <адрес>, на котором она полностью выполняла все обязанности помощника эпидемиолога, выезжала на вызова. Дополнительно как заведующая отделением она проверяла инфекционное отделение ЦРБ, осуществляла контроль дезрастворов, проверяла работу стерилизационной аппаратуры, осуществляла контроль выходов дезинфекторов. Эту работу она проводила дополнительно к работе помощника-эпидемиолога.
Из представленных истицей документов следует, что она окончила в 1980г. Череповецкое медицинское училище по специальности фельдшера, таким образом, она имеет среднее медицинское образование.
Согласно представленной должностной инструкции заведующего отделением очаговой дезинфекции от 1993г., на данную должность назначаются лица со средним медицинским образованием.
Согласно справке № от 04.03.2011г. Филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области в <данные изъяты>» Павлова Е.В., работая в должности заведующей отделением очаговой дезинфекции, осуществляла обязанности помощника эпидемиолога в течение полного рабочего дня.
Таким образом, истица Павлова Е.В. занимала должность руководителя структурного подразделения (отделения), являясь помощником врача-эпидемиолога, и её должность относилась к среднему медперсоналу, и она выполняла ту работу, которая даёт право на назначение досрочной пенсии.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что периоды работы истицы Павловой Е.В. подлежат включению в ее стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсионного обеспечения.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На момент вынесения решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан от 02 августа 2010 года об отказе в назначении пенсионного обеспечения стаж Павловой Е.В. был определён в 18 лет 05 месяцев 04 дня. Продолжительность стажа, который был исключён из подсчёта, составляет согласно решению пенсионного органа 11 лет 06 месяцев 19 дней - период работы в должности заведующей отделения очаговой инфекции - помощника эпидемиолога <данные изъяты> городского центра Госсанэпиднадзора.
Продолжительность как включённых в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периодов, так и не включённых в него, сторонами не оспаривается, в связи с чем, с учётом необходимости зачёта спорных периодов работы, стаж Павловой Е.В. для назначения досрочной трудовой пенсии составил 30 лет по состоянию на 7 июля 2010г., то есть на ту дату, с которой истица просит возложить на ответчика обязанность по назначению ей досрочной трудовой пенсии.
Оценивая доводы ответчика о том, что заявление в пенсионный орган о назначении пенсии было подано истицей с нарушением Правил обращения за назначением пенсии, суд полагает необходимым отклонить их по следующим основаниям. Если бы ответчик своевременно включил бы спорные периоды работы истицы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии и вынес решение об отказе в назначении пенсии в связи с тем, что на дату подачи заявления истица не выработала необходимый стаж, Павлова Е.В. имела бы возможность своевременно, то есть после 7 июля 2010г. обратиться с заявлением о назначении пенсии и таковая была бы ей назначена.
Действия ответчика влекут нарушение гарантированных ст.39 Конституции РФ прав Павловой Е.В. на социальное и пенсионное обеспечение.
В случае подачи заявления о назначении пенсии после вступления в законную силу решения суда, которым на ответчика возлагается обязанность включить спорный период в льготный стаж истца, Павлова Е.В. не по своей вине будет лишена права на получение пенсии при наличии права на нее за период с 7 июля 2010г. до даты подачи такого заявления.
Кроме того, суд учитывает, что при подаче заявления о назначении досрочной трудовой пенсии от 29 июня 2010г. истице для назначения пенсии не хватало специального стажа 7 дней, тогда как решение пенсионного органа об отказе в назначении таковой пенсии было вынесено 2 августа 2010г., весь этот период истица продолжала работать в той же должности, в которой продолжает работать и до настоящего времени и период работы в которой с 1 апреля 2004г. по 28 июня 2010г. ответчиком включен в ее льготный стаж, то есть на дату вынесения ответчиком своего решения об отказе в назначении пенсии истица имела необходимый стаж для назначения пенсии.
На основании изложенного, трудовая пенсия Павловой Е.В. должна быть назначена со дня возникновения права на неё, а именно, с 7 июля 2010 года.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ в пользу Павловой Е.В. с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Павловой <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонному) удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) включить в стаж, дающий Павловой <данные изъяты> право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работы в должности заведующей отделения очаговой инфекции - помощника эпидемиолога <данные изъяты> городского центра Госсанэпиднадзора с 12 сентября 1993 г. по 04 мая 1998 г.; в должности заведующей отделения очаговой инфекции - помощника эпидемиолога Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. <данные изъяты> районе с 05 мая 1998 г. по 19 декабря 2001 г; в должности помощника врача-эпидемиолога Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в г. <данные изъяты> с 20 декабря 2001 г. по 31 марта 2005 г.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) назначить Павловой <данные изъяты> досрочную пенсию по старости со дня возникновения права на неё, то есть с 7 июля 2010 года.
Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонного) в пользу Павловой <данные изъяты> судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения.
Судья И.А. Киселёв