Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 04 марта 2011 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
судьи Кондратьевой В.Л.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Боровичского межрайонного прокурора Новгородской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к ФИО5 об обязании ликвидировать несанкционированную свалку,
установил:
Боровичский межрайонный прокурор обратился в Боровичский районный суд Новгородской области в защиту интересов неопределённого круга лиц с заявлением к ФИО5 об обязании ликвидировать несанкционированную свалку, указав следующее.
Боровичской межрайонной прокуратурой Новгородской области совместно со специалистами комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области и отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства по информации газеты «Новгородские ведомости» (от 04.12.2010 № 67 (3621)) о нарушении природоохранного законодательства ФИО5
В ходе проверки выявлены грубые нарушения действующего природоохранного законодательства и законодательства в сфере обращений с бытовыми отходами.
Установлено, что в процессе деятельности ФИО5 образуются отходы (макулатура): прочие отходы гофрокартона незагрязненные и прочие отходы бумаги незагрязненные. В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденных приказом МНР РФ от 02.12.2002 № 786 данный вид отходов отнесен к пятому классу опасности.
ФИО5 на земельном участке с кадастровым номером № (расположенном но адресу: <адрес>, предоставленном в аренду в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ), осуществляет складирование отходов производства и потребления (макулатуры - отходы гофрокартона незагрязненные и прочие отходы бумаги незагрязненные в тюках весом около 100 кг. каждый) в водоохраной зоне реки Удинка, доставка отходов к месту хранения осуществляется посредством автотранспорта (трактором, грузовой машиной). При этом водоохранная зона реки составляет 200 метров. Частично отходы производства и потребления складированы в прибрежной защитной полосе, которая составляет 50 метров.
Полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Вывоз отходов на несанкционированные свалки не допускается.
Факт использования прибрежной полосы водного объекта, водоохраной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной
деятельности, подтверждается материалами проверки межрайонной прокуратуры, в том числе объяснениями заместителя генерального директора ФИО5 ФИО3, согласно которым в процессе деятельности предприятия образуются отходы (макулатура): прочие отходы гофрокартона незагрязненные и прочие отходы бумаги незагрязненные, которые комплектуются в тюки весом около 100 кг каждый и складируются в водоохраной зоне реки Удинка, доставка отходов к месту хранения осуществляется посредством автотранспорта (трактор, грузовая машина), частично отходы производства и потребления складированы в прибрежной защитной полосе, которая составляет 50 метров.
В нарушение требований природоохранного законодательства, ФИО5 каких-либо действий по ликвидации несанкционированной свалки, а также проведению мероприятий по рекультивации территории указанного объекта не произведено.
Бездействие ФИО5 по ликвидации несанкционированной свалки может служить одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека, и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц (как жителей деревни Удино; так и граждан, временно пребывающих на территории Кончанско-Суворовского сельского поселения Боровичского муниципального района
Новгородской области).
Право каждого гражданина на благоприятную среду закреплено ст.42 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст. 11 ФЗ № 7-ФЗ. Согласно ч.1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов.
Согласно ч.2 ст.13 ФЗ № 89-ФЗ организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований органы местного самоуправления должны осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основываясь на том, что наличие несанкционированной свалки в прибрежной полосе и водоохраной зоне <адрес> сельского поселения, а также бездействие ФИО5 нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор в порядке ст.45 ГПК РФ заявляет исковые требования в защиту прав неопределенного круга лиц. Просит обязать ФИО5 ликвидировать несанкционированную свалку на территории Кончанско-Суворовского сельского поселения на земельном участке с кадастровым номером № (расположенном по адресу: <адрес> провести рекультивацию данной территории до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник Боровичского межрайонного прокурора ФИО2 поддержала заявленные требования, пояснила, что в процессе деятельности ФИО5 образуются отходы (макулатура): прочие отходы гофрокартона незагрязненные и прочие отходы бумаги незагрязненные, данный вид отходов отнесен к пятому классу опасности.
В нарушение требований природоохранного законодательства, ФИО5 каких-либо действий по ликвидации несанкционированной свалки, а также проведению мероприятий по рекультивации территории указанного объекта не произведено.
Бездействие ФИО5 по ликвидации несанкционированной свалки может служить одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека, и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц (как жителей деревни Удино; так и граждан, временно пребывающих на территории Кончанско-Суворовского сельского поселения Боровичского муниципального района
Новгородской области). Просила суд иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика – ФИО5 – по доверенности ФИО3 иск признал, пояснил, что частично проведены мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки на территории Кончанско-Суворовского сельского поселения, будет проведена рекультивация данной территории до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.
Признание иска представителем ответчика ФИО3 не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ суд принимает признание иска представителем ответчика ФИО3
В судебное заседание представитель третьего лица – комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов <адрес> – не явился, представили письменное заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, просили суд удовлетворить иск прокурора, поскольку на территории Кончанско-Суворовского сельского поселения выявлены нарушения природоохранного законодательства.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что в процессе деятельности ЗАО Металлопластмасс образуются отходы (макулатура): прочие отходы гофрокартона незагрязненные и прочие отходы бумаги незагрязненные.
В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденных приказом МНР РФ от ДД.ММ.ГГГГ № данный вид отходов отнесен к пятому классу опасности.
ФИО5 на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном но адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, предоставленном в аренду в соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ), осуществляет складирование отходов производства и потребления (макулатуры - отходы гофрокартона незагрязненные и прочие отходы бумаги незагрязненные в тюках весом около 100 кг. каждый) в водоохраной зоне реки Удинка, доставка отходов к месту хранения осуществляется посредством автотранспорта (трактором, грузовой машиной). При этом водоохранная зона реки составляет 200 метров. Частично отходы производства и потребления складированы в прибрежной защитной полосе, которая составляет 50 метров.
ЗАО Металлопластмасс каких-либо действий по ликвидации несанкционированной свалки, а также проведению мероприятий по рекультивации территории указанного объекта не произведено.
Право каждого гражданина на благоприятную среду закреплено ст.42 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления -остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии с ч.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ № 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе в недра и на почву.
В соответствии с п.4 ч.15 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются, в том числе, движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
На основании ч.1 ст.12 ФЗ № 89-ФЗ установлены требования к объектам размещения отходов, к которым относится наличие обязательного разрешения, выданного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно ч.2 ст. 12 ФЗ № 89-ФЗ определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.39 Федерального закона от З0.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 года № 554, государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления.
Санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (СанПиН 2Л, 7.1038-01) утверждены и введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с п.п.1.1 и 1.2 СанПиН 2Л. 7.1038-01, Правила устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов, данные требования являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов. Полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания твердых бытовых отходов, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Вывоз отходов на несанкционированные свалки не допускается.
Таким образом, бездействие ФИО5 по ликвидации несанкционированной свалки может служить одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека, и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц (как жителей деревни Удино; так и граждан, временно пребывающих на территории Кончанско-Суворовского сельского поселения Боровичского муниципального района Новгородской области.
Согласно ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов.
В соответствии со ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации, жизнь и здоровье граждан – неотъемлемые нематериальные блага.
Несоблюдение прав граждан влечет причинение вреда их здоровью.
Согласно ч.2 ст.13 ФЗ № 89-ФЗ организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований органы местного самоуправления должны осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исковые требования Боровичского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Боровичского межрайонного прокурора Новгородской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к ФИО5 об обязании ликвидировать несанкционированную свалку – удовлетворить.
Обязать ФИО5 ликвидировать несанкционированную свалку на территории Кончанско-Суворовского сельского поселения на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> провести рекультивацию данной территории до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд Новгородской области в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья В.Л.Кондратьева.