Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 29 апреля 2011 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе
судьи Киселёва И.А.,
при секретаре Потаповой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой <данные изъяты> к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонному) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
установил:
Павлова Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением, указав при этом следующее.
28 февраля 2011 г. она обратилась и пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которой она занимается более 30 лет.
Решением комиссии по реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда в Боровичском районе Новгородской области от 11 марта 2011 г. № в назначении пенсии было отказано по тем основаниям, что у неё не имеется необходимого 30-летнего стажа работы, дающего право на назначение досрочной пенсии. Из стажа работы ответчиком были исключены некоторые периоды, в том числе и курсы повышения квалификации с 23 апреля по 19 мая 1990 г. (27 дней, данный период указан в оспариваемом решении) и с 02 декабря по 30 декабря 1997 г. (продолжительность 28 дней); с 05 мая по 02 июня 2003 г. (продолжительность 26 дней), с 01 апреля по 30 апреля 2008 г. (продолжительность 28 дней).
Считает отказ в назначении пенсии незаконным
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В соответствии с ранее действовавшим Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» в стаж медицинским работникам засчитывалось время обучения на курсах повышения квалификации по специальности (п/п «ж п.1 этого Положения). Обозначенное выше Постановление имело силу до 01 октября 1993 года, поскольку было отменено постановлением от 22 сентября 1993 № 953 Совета Министров Правительства Российской Федерации.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы. Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Для назначения пенсионного обеспечения необходимо отработать 30 лет. На дату подачи заявления льготный стаж был 29 лет 08 месяцев 08 дней. Продолжительность спорных периодов в суммарном исчислении составляет 03 месяца 19 дней. Таким образом, право на досрочное назначение пенсии у неё возникло не в день подачи заявления, а через 4 дня, т.е. 03 марта 2011 г.
Согласно закону право на пенсионное обеспечение возникает со дня обращения за пенсией, но не ранее права возникновения на неё.
На основании изложенного просит решение комиссии по реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда в Боровичском районе Новгородской области от 11 марта 2011г. № признать незаконным, обязать ответчика - Государственное Учреждение - Межрайонное Управление Пенсионного Фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области включить специальный стаж курсы повышения квалификации с 23 апреля по 19 мая 1990 г. (27 дней данный период указан в оспариваемом решении) и с 02 декабря по 30 декабря 1997 г. (продолжительность 28 дней); с 05 мая по 02 июня 2003г. (продолжительность 26 дней), с 01 апреля по 30 апреля (продолжительность 28 дней) и назначить пенсионное обеспечение со дня возникновения права на него, т.е. с 03 марта 2011 г..
В судебном заседании истец Павлова Н.И. свои требования полностью поддержала, уточнила, что просит включить в специальный стаж период с 01 апреля по 30 апреля 2008 года и назначить ей пенсию со дня обращения за ней, то есть с 28 февраля 2011 года.
Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда в Боровичском районе Новгородской области (межрайонного) по доверенности Александрова И.Г. иск не признала по основаниям, изложенным в представленных ответчиком письменных возражениях. Просила суд отказать Павловой Е.В. в удовлетворении заявленных требований. Возражения ответчика сводятся к следующему.
В соответствии с п. 4, 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 516 (далее по тексту - Правила №516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Перечень периодов, подлежащих включению в специальный стаж, является исчерпывающим.
Требование Павловой Е.В. о включении в стаж, дающий ей право на досрочное пенсионное обеспечение, курсов повышения квалификации не основано на законе. Правилами №516 не предусмотрено включение в льготный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации.
Согласно нормам Закона № 173-ФЗ законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Павлова Е.В. в спорные периоды не выполняла свои непосредственные профессиональные обязанности, связанные с повышенными психофизическими нагрузками.
Постановление СМ СССР № 1397 от 17.12.1959 г. «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», не может применяться при исчислении стажа на соответствующих видах работ Павловой Е.В. по следующим причинам: - указанное Постановление на основании Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953 отменено и не применяется с 01.10.1993 года, т.е. не действовало на дату вступления в силу Закона № 173-ФЗ,
- с учетом порядка, предусмотренного данным нормативным актом, Павлова Е.В. до дня его отмены не выработала полностью необходимый специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию за выслугу лет.
Во-вторых, на период действия Постановления №1397 приходится лишь один спорный период - с 23.04.1990 г. по 19.05.1990 г. (27 дней). Остальные периоды нахождения на курсах повышения квалификации приходятся на период после даты отмены Постановления №1397.
На момент обращения за пенсией специальный стаж работы истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, с учетом отвлечений составляет 29 лет 08 месяцев 08 дней. Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 11.03.2011 г. № является законным и обоснованным.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом Павловой Е.В. требования подлежат удовлетворению.
В силу ст.7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии страхового стажа не менее пяти лет.
Согласно пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и посёлках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичное положение предусматривали и ст.80, 83 действовавшего до 31 декабря 2001 года Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
На основании п.2 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и Правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления такой работы, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации.
Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
В соответствии со ст.187 Трудового Кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы и средняя заработная плата.
Павлова Е.В. направлялась работодателем на курсы повышения квалификации с сохранением своего места работы и средней заработной платы. Она, как и другие работники, подлежала государственному социальному страхованию, и работодатель уплачивал взносы на социальное страхование согласно нормам законодательства, действующим в те периоды времени.
Периоды нахождения Павловой Н.И. на курсах повышения квалификации подтверждены документально.
Таким образом, данные нормативно-правовые акты позволяют засчитать Павловой Н.И. периоды с 23 апреля по 19 мая 1990 года, с 02 декабря по 30 декабря 1997года, с 05 мая по 02 июня 2003 года, с 01 апреля по 30 апреля 2008 года в стаж работы, дающей ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности.
Довод ответчика о том, что в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанные периоды курсов повышения квалификации не могут быть включены в специальный стаж, суд признаёт несостоятельными.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
На момент вынесения решения комиссии по реализации пенсионных прав граждан от 11 марта 2011 года об отказе в назначении пенсионного обеспечения стаж Павловой Е.В. был определён в 29 лет 08 месяца 08 дней.
Продолжительность как включённых в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периодов, так и не включённых в него, сторонами не оспаривается, в связи с чем, с учётом необходимости зачёта спорных периодов работы, стаж Павловой Е.В. для назначения досрочной трудовой пенсии составит более 30 лет, о чем прямо указывает ответчик в своих возражениях.
На основании изложенного, трудовая пенсия Павловой Е.В. должна быть назначена со дня обращения за ней, а именно с 28 февраля 2011 года.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ в пользу Павловой Е.В. с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Павловой <данные изъяты> к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонному) удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) включить Павловой <данные изъяты> в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды нахождения на курсах повышения квалификации в календарном исчислении, с 23 апреля 1990 года по 19 мая 1990 года, с 02 декабря 1997 года по 30 декабря 1997 года, с 05 мая 2003 года по 02 июня 2003 года, с 01 апреля 2008 года по 30 апреля 2008 года.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) назначить Павловой <данные изъяты> пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет, со дня обращения за ней в пенсионный орган, то есть с 28 февраля 2011 года.
Взыскать с Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонного) в пользу Павловой <данные изъяты> судебные расходы в виде уплаты государственной пошлины в размере 200 (двухсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд в течение 10 суток со дня вынесения.
Судья И.А. Киселёв