Дело № РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Боровичи Новгородской области 16 июня 2011 года Боровичский районный суд Новгородской области в составе: судьи Кондратьевой В.Л., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Боровичского межрайонного прокурора <адрес> об обязании Администрации Опеченского сельского поселения совершить определенные действия: ликвидировать несанкционированные свалки на территории, установил: Боровичский межрайонный прокурор обратился в Боровичский районный суд <адрес> в защиту интересов неопределённого круга лиц с заявлением об обязании Администрации Опеченского сельского поселения совершить определенные действия: ликвидировать несанкционированные свалки на территории, указав следующее. Боровичской межрайонной прокуратурой <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с твёрдыми бытовыми отходами на территории Опеченского сельского поселения. В ходе проверки сельского поселения были выявлены грубые нарушения действующего законодательства в сфере обращений с бытовыми отходами, выразившиеся в действии несанкционированных свалок на территории Опеченского сельского поселения. Так, свалки бытовых отходов и мусора обнаружены в д.Опеченский рядок с левой стороны обочины автодороги Опично - Опеченский рядок - Черноземь около вышки сотовой связи; с левой стороны автодороги Черноземь - Опеченский рядок - Опочно около д.Марьинская, а также, на правом берегу реки Ганица в 1 км от объектов ООО «Лазница». Проверкой установлено, что данные несанкционированные свалки как места временного хранения и складирования мусора Администрацией Опеченского сельского поселения не оформлялись. Однако, факт наличия данных свалок подтверждается материалами прокурорской проверки, в том числе рапортом об обнаружении признаков административного правонарушения, объяснением главы Опеченского сельского поселения ФИО4 В соответствии с ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к объектам размещения отколов, к которым относится наличие обязательного разрешения, выданного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Согласно ч.2 ст. 12 ФЗ № 89-ФЗ определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (СанПиН 2.1.7.1038-01) утверждены и введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 30.05.2001 № 16. В соответствии с п.п.1.1 и 1.2 СанПиН 2.1.7.1038-01, Правила устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов, данные требования являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов. Полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Вывоз отходов на несанкционированные свалки не допускается. В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.7 ФЗ № 7-ФЗ органы местного самоуправления сельских поселений обязаны осуществлять организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения. В нарушение требований природоохранного законодательства, администрацией Опеченского сельского поселения каких-либо действий по ликвидации несанкционированных свалок, а также, проведению мероприятий по рекультивации территории указанных объектов не произведено. В ходе проверки выявить лицо, создавшее указанные несанкционированные свалки, не представилось возможным. Тем не менее, факт наличия на территории Опеченского сельского поселения указанных свалок не освобождает орган местного самоуправления поселения (в данном случае Администрацию Опеченского сельского поселения) от обязанности их ликвидации. Бездействие администрации Опеченского сельского поселения по ликвидации несанкционированных свалок может служить одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека, и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц (как жителей Опеченского сельского поселения; так и граждан, временно пребывающих на территории Опеченского сельского поселения). Право каждого гражданина на благоприятную среду закреплено ст.42 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст. 11 ФЗ № 7-ФЗ. Согласно чЛ ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов. Согласно ч.2 ст. 13 ФЗ № 89-ФЗ организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований органы местного самоуправления должны осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основываясь на том, что наличие несанкционированные свалки на территории Опеченского сельского поселения, а также бездействие Администрации поселения нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, прокурор просит обязать Администрацию Опеченского сельского поселения ликвидировать несанкционированные свалки на территории Опеченского сельского поселения, а именно: в д.Опеченский Рядок с левой стороны обочины автодороги Опично - Опеченский рядок - Черноземь около вышки сотовой связи; с левой стороны автодороги Черноземь - Опеченский Рядок - Опочно около д.Марьинская, а также, на правом берегу реки Ганица в 1 км от объектов ООО «Лазница», в срок до 01 июля 2011 года. В судебном заседании помощник Боровичского межрайонного прокурора ФИО3. поддержала заявленные требования, пояснила следующее. Свалки бытовых отходов и мусора обнаружены в д.Опеченский редок с левой стороны обочины автодороги Опично - Опеченский рядок - Черноземь около вышки сотовой связи; с левой стороны автодороги Черноземь - Опеченский рядок - Опочно около д.Марьинская, а также, на правом берегу реки Ганица в 1 км от объектов ООО «Лазница». Проверкой установлено, что данные несанкционированные свалки как места временного хранения и складирования мусора Администрацией Опеченского сельского поселения не оформлялись. Однако, факт наличия данных свалок подтверждается материалами прокурорской проверки. Полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Вывоз отходов на несанкционированные свалки не допускается. В нарушение требований природоохранного законодательства, администрацией Опеченского сельского поселения каких-либо действий по ликвидации несанкционированных свалок, а также проведению мероприятий по рекультивации территории указанных объектов не произведено. В ходе проверки выявить лицо, создавшее указанные несанкционированные свалки, не представилось возможным. Тем не менее, факт наличия на территории Опеченского сельского поселения указанных свалок не освобождает орган местного самоуправления поселения (в данном случае администрацию Опеченского сельского поселения) от обязанности их ликвидации. Просила суд иск удовлетворить. В судебном заседании представитель ответчика - Опеченского сельского поселения- ФИО4 иск признал, пояснил, что частично проведены мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок на территории Опеченского сельского поселения. В соответствии со ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Признание иска представителем ответчика ФИО4 заявлено добровольно, не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц. В соответствии со ст. 173 ГПК РФ суд принимает признание иска представителем ответчика ФИО4 Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению. В судебном заседании установлено, что Боровичской межрайонной прокуратурой Новгородской области с 26 апреля 2011 года по 28 апреля 2011 года проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства в части обращения с твёрдыми бытовыми отходами на территории Опеченского сельского поселения. В ходе проверки сельского поселения были выявлены грубые нарушения действующего законодательства в сфере обращений с бытовыми отходами, выразившиеся в действии несанкционированных свалок на территории Опеченского сельского поселения. Так, свалки бытовых отходов и мусора обнаружены в д.Опеченский редок с левой стороны обочины автодороги Опично - Опеченский рядок - Черноземь около вышки сотовой связи; с левой стороны автодороги Черноземь - Опеченский рядок - Опочно около д.Марьинская, а также, на правом берегу реки Ганица в 1 км от объектов ООО «Лазница». Данные несанкционированные свалки как места временного хранения и складирования мусора Администрацией Опеченского сельского поселения не оформлялись. Администрацией Опеченского сельского поселения каких-либо действий по ликвидации несанкционированных свалок, а также, проведению мероприятий по рекультивации территории указанных объектов не произведено. Лицо, создавшее указанные несанкционированные свалки, выявить не представилось возможным. Право каждого гражданина на благоприятную среду закреплено ст.42 Конституции Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - ФЗ № 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Согласно ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву, а также размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. В соответствии с ч.1 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлены требования к объектам размещения отколов, к которым относится наличие обязательного разрешения, выданного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Согласно ч.2 ст. 12 ФЗ № 89-ФЗ определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Согласно ст.39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554, государственные санитарно-эпидемиологические правила устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления. Санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (СанПиН 2.1.7.1038-01) утверждены и введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 30.05.2001 № 16. В соответствии с п.п.1.1 и 1.2 СанПиН 2.1.7.1038-01, Правила устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов, данные требования являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов. Полигоны твердых бытовых отходов являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Вывоз отходов на несанкционированные свалки не допускается. В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.1 ст.7 ФЗ № 7-ФЗ органы местного самоуправления сельских поселений обязаны осуществлять организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории поселения. В нарушение требований природоохранного законодательства, администрацией Опеченского сельского поселения каких-либо действий по ликвидации несанкционированных свалок, а также, проведению мероприятий по рекультивации территории указанных объектов не произведено. Лицо, создавшее указанные несанкционированные свалки, выявить не представилось возможным. Факт наличия на территории Опеченского сельского поселения указанных свалок не освобождает орган местного самоуправления поселения (в данном случае администрацию Опеченского сельского поселения) от обязанности их ликвидации. Таким образом, бездействие администрации Опеченского сельского поселения по ликвидации несанкционированных свалок может служить одной из причин загрязнения окружающей среды и вредного воздействия отходов на здоровье человека, и нарушает права и интересы неопределенного круга лиц (как жителей Опеченского сельского поселения; так и граждан, временно пребывающих на территории Опеченского сельского поселения). Право каждого гражданина на благоприятную среду закреплено ст.42 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст. 11 ФЗ № 7-ФЗ. Согласно чЛ ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов. Согласно ч.2 ст. 13 ФЗ № 89-ФЗ организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований органы местного самоуправления должны осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов. В соответствии со ст.150 Гражданского кодекса Российской Федерации, жизнь и здоровье граждан - неотъемлемые нематериальные блага. Несоблюдение прав граждан влечет причинение вреда их здоровью. Таким образом, исковые требования Боровичского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Боровичского межрайонного прокурора Новгородской области об обязании Администрации Опеченского сельского поселения совершить определенные действия: ликвидировать несанкционированные свалки на территории - удовлетворить. Обязать Администрации Опеченского сельского поселения ликвидировать несанкционированные свалки на территории Опеченского сельского поселения, а именно: в д.Опеченский Рядок Боровичского района Новгородской области с левой стороны обочины автодороги Опично - Опеченский рядок - Черноземь около вышки сотовой связи; с левой стороны автодороги Черноземь - Опеченский рядок - Опочно около д.Марьинская, на правом берегу реки Ганица в 1 км от объектов ООО «Лазница» в срок до 01 июля 2011 года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Боровичский районный суд Новгородской области в течение 10 суток со дня его вынесения. Судья В.Л.Кондратьева.