иск гр.Степановой к ГУ УПФ РФ в Боровичском районе Новгородской области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости - удовлетворен



Дело № 2-456/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Боровичи Новгородской области     31 мая 2011 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе

судьи Вихровой С.А.,

при секретаре Веркиной Н.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой <данные изъяты> к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонному) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,

установил:

Степанова Е.В. обратилась в Боровичский районный суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонному) о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение и назначении пенсионного обеспечения, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии было отказано, так как у нее отсутствует необходимый стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии. Из специального стажа были исключены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей <данные изъяты> медпунктом; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей <данные изъяты> здравпунктом; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности фельдшера здравпункта <данные изъяты>.

Просит обязать ответчика включить в специальный стаж вышеуказанные периоды и досрочно назначить ей трудовую пенсию по старости, поскольку ранее действовавшее законодательство предусматривало включение в специальный трудовой стаж периодов работы в должности заведующей. Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» - в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Причем в специальный трудовой стаж засчитывались периоды работы независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений (п.1 Списка). При этом в законодательстве определение термина «средний медицинский персонал» не раскрывается, в связи с чем следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 декабря 1999 года № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», где к медперсоналу отнесены руководители учреждений, в том числе пунктом 2 (приложение №3) «заведующий», а в соответствии с примечанием №1 наименование должностей дополняется наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляется. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция. Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 имело силу до 01 ноября 1999 года (до вступления в силу Постановления Правительства РФ № 1066 от 22 сентября 1999года). Таким образом, периоды ее работы в должности заведующей здравпунктом и медпунктом следует засчитать на основании Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет». Кроме того, записи в ее трудовой книжке, согласно которой она переведена на должность заведующей <данные изъяты> медпунктом и принята на должность заведующей <данные изъяты> здравпунктом произведены неправильно. Согласно Приложению №3 к приказу Министра здравоохранения СССР от 30 апреля 1968 года № 340 «Штатные нормативы медицинского персонала фельдшерских здравпунктов», должность, на которой она работала должна указываться как заведующая здравпунктом-фельдшер. Ранее действовавшее законодательство предусматривало включение в специальный трудовой стаж периодов работы в негосударственных учреждениях. Согласно Постановлению Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», - в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Все спорные периоды протекали в сельской местности. В соответствии с п.2 Правил исчисления выслуги работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений (Постановление от 6 сентября 1991 года №464), указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца. Общая продолжительность исключенных периодов в календарном исчислении составляет 05 лет 11 месяцев 28 дней, в льготном исчислении составит 07 лет 5 месяцев 28 дней. Продолжительность засчитанного стажа работы - 18 лет 03 месяца 05 дней. Для назначения пенсионного обеспечения необходимо отработать 25 лет. Таким образом, на момент подачи заявления ее специальный стаж составлял более 25 лет.

В судебном заседании истец Степанова Е.В. исковые требования изменила. Просила суд обязать ответчика зачесть в специальный трудовой стаж периоды работы в льготном исчислении: в должности заведующей <данные изъяты> медпунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности заведующей <данные изъяты> здравпунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения в дородовом и послеродовом отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в отпуске по уходе за ребенком до достижения им возраста 3 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в календарном исчислении, обязать ответчика назначить пенсию со дня возникновения права на нее, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонного), действующая по доверенности, Макеева Е.Б. исковые требования не признала, пояснив, что комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управления ПФР при вынесении отказа в назначении Степановой Е.В. досрочной пенсии руководствовалась действовавшим до дня вступления в силу Закона № 173-ФЗ Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. за № 464 (далее - Список №464), Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работай по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства от 22.09.1999 г. № 1066 (далее - Список №1066) и действующим в настоящее время Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 (далее - Список №781). Должности заведующая медпунктом, заведующая здравпунктом вышеуказанными Списками не предусмотрены, поэтому периоды работы Степановой Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были исключены Комиссией из стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ.

С учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П при исчислении стажа, дающего право на пенсию за выслугу лет медицинских работников могут применяться нормативные правовые акты Правительства РФ, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения указанной категории лиц пенсии за выслугу лет в зависимости от того, в какие годы протекала соответствующая работа.

Так, за периоды работы до 1 ноября 1999 года может применяться Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».

Данный Список состоял из двух пунктов и предусматривал перечень (не конкретный, а в общем плане) профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на досрочную трудовую пенсию по старости. В пункте 1 были названы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В этой связи письмом Минтруда и социального развития РФ №2954-16 от 17.07.2001 г. и Пенсионного фонда РФ №06-25/6023 было разрешено использование Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от 15.10.1999 г. № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения».

Пунктом 2 Номенклатуры предусмотрены руководители структурных подразделений учреждений (отделов, отделений, лабораторий, кабинетов, отрядов и др.), в т.ч. заведующие. Однако в соответствии с Примечанием №2 к Номенклатуре наименование врачебной должности формируется с учетом специальности, предусмотренной номенклатурой врачебных специальностей, по которой работник имеет соответствующую подготовку и работа по которой вменяется в круг его обязанностей. Наименование должности "заведующий" (структурным подразделением) дополняется наименованием врачебной должности, соответствующей профилю
структурного подразделения. Например: "врач-терапевт", "заведующий отделением - врач-хирург".

Согласно Положению о врачебном здравпункте -врачебный здравпункт возглавляет заведующий здравпунктом-врач-специалист. Соответственно, фельдшерский здравпункт возглавляет заведующий фельдшерским здравпунктом -фельдшер. Медицинский пункт возглавляет заведующий - врач-специалист или фельдшер.

Должности «заведующая медпунктом» и «заведующая здравпунктом», в которых осуществляла трудовую деятельность Степанова Е.В., не дополнены наименованием специальности, по которой она имела соответствующую подготовку и работа по которой вменялась в круг ее обязанностей. Из вышесказанного следует, что наименования должностей не предусмотрены Номенклатурой, и, следовательно, право на включение спорных периодов в льготный стаж по Списку №464 отсутствует.

В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона № 173-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее -Правила № 781). Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил № 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца).

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов. По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066). В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в
выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой
по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (далее - Постановление № 464). Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 предусмотрено, что 1 год работы в сельской
местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца).

Связано это с тем, что медицинский работник, работающий в сельской местности, испытывает повышенные психофизические нагрузки по сравнению с медицинским работником, работающим в городе. Это вызвано рядом причин, и в первую очередь значительной удаленностью и труднодоступностью населенных мест, отсутствием устойчивой связи и медицинского транспорта. Сельский медик в любое время суток осуществляет выезды в сельские населенные пункты, которые могут быть на значительном удалении от ФАПа, к которым отсутствуют нормальные дороги. Существуют малонаселенные труднодоступные районы с длительной сезонной изоляцией, в которых медицинские работники ФАПов (фельдшеры, акушерки, медицинские сестры) выполняют ряд несвойственных им функций, значительно расширяющих их обязанности, в том числе по вопросам обеспечения населения лекарственными средствами. Обеспеченность сельского населения врачами значительно меньше по сравнению с городским населением, укомплектованность кадрами учреждений первичной медико-санитарной помощи была и остается низкой, что увеличивает нагрузку на сельского медработника. ФАПы недостаточно оснащены современным лечебно-диагностическим медицинским оборудованием, что также создает определенные трудности в работе сельского врача, фельдшера, медсестры. В сельской местности недостаточно развита инфраструктура системы лекарственного обеспечения населения, преобладает население с низкими доходами, не позволяющими людям приобретать качественные лекарства, что также отражается на практической деятельности медработников. Пунктом 2.3 Положения об оплате труда работников здравоохранения, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377, для специалистов, работающих на селе, в качестве надбавки компенсационного характера за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, были установлены повышенные на 25 процентов оклады (ставки) по сравнению с окладами (ставками) специалистов, занимающихся этими видами деятельности в городских условиях.

В пенсионном законодательстве, ранее действовавшем и действующем в настоящее время, четко разграничивались и разграничиваются понятия «работа» и «иные периоды, подлежащие включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение». Законодатель, предусмотрев льготное исчисление для периодов работы, не распространил эту норму и на «иные периоды, засчитываемые в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение». При этом такие периоды напрямую предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях», утвержденными Постановлением Правительства от 11.07.2002 N 516: периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, время оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Льготное исчисление применялось и применяется только к периодам работы по специальности, протекавшим в сельской местности. Исчисление в льготном порядке иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, ни действующим в настоящее время, ни действовавшим в период осуществления истицей трудовой деятельности законодательством не предусмотрено.

Согласно справке Боровичской ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ Степанова Е.В. в спорные периоды имела следующие отвлечения от основной деятельности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - дородовый и послеродовый отпуск, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Истица в указанные периоды не выполняла свои непосредственные профессиональные обязанности, находилась за пределами своего рабочего места, расположенного в сельской местности. Вышеуказанные периоды не являются периодами работы по специальности и подлежат исчислению в календарном порядке, а не в льготном, как просит Степанова Е.В.

На момент обращения за пенсией специальный стаж работы Степановой Е.В., дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, с учетом отвлечений составляет 18 лет 03 месяца 05 дней. Для досрочного назначения трудовой пенсии по подпункту 20 п.1 ст. 27 Закона №173-ФЗ требуется не менее 25 лет работы по специальности в сельской местности. Решение Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 08.12.2010 г. № 1073 является законным и обоснованным. Учитывая вышеизложенное, просила суд в удовлетворении заявленных требований Степановой Е.В. - отказать.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства по делу в их совокупности, находит исковые требования Степановой Е.В. подлежащими удовлетворению.

В силу ст. 7 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-фз от 17 декабря 2001 года право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет; при наличии страхового стажа не менее пяти лет.

В соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 (ранее пп.11 п.1 ст.28) Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»( ред. от 30 декабря 2008 года), вступившего в действие с 01.01.2002 г., трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Аналогичное положение предусматривали и ст. ст. 81,83 действовавшего до 31 декабря 2001 года Закона РФ № 340-1 от 20 ноября 1990 года « О государственных пенсиях в РФ».

Как следует из материалов дела Степанова Е.В. в ДД.ММ.ГГГГ закончила <данные изъяты> по специальности фельдшер, работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей <данные изъяты> медпунктом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности заведующей <данные изъяты> здравпунктом.

Указанные периоды исключены ответчиком из подсчета специального стажа в связи с несоответствием наименования должности Списку профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 г. за № 464 (далее - Список №464), Списку должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работай по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства от 22.09.1999 г. № 1066 (далее - Список №1066) и Списку работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 (далее - Список №781), отсутствием дополнения должностей « заведующая здравпунктом» и «заведующая медпунктом», в которых осуществляла свою трудовую деятельность Степанова Е.В., наименования специальности, по которой она имеет соответствующую подготовку.

На основании ч. 2 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-фз от 17 декабря 2001 года Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, и правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

П. 9 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях" предусматривает, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 1 января 2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, предусматривает порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, занимающихся определенной профессиональной деятельностью.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ, содержащимися в п. 11 постановления N 25 от 20 декабря 2005г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 Федерального закона « О трудовых пенсиях».

Указанным Списком предусматривается включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, работы в должности врачей-специалистов всех наименований (за исключением врачей-статистиков), в том числе врачей-руководителей учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность; заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - (фельдшера, медицинской сестры);заведующего фельдшерским здравпунктом - фельдшера (медицинской сестры), заведующего медицинским пунктом - медицинской сестры(фельдшера);фельдшера; в больницах всех наименований, в фельдшерско-акушерских пунктах; в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

В соответствии с пп. "а" п. 5 названных Правил лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Статьей 55 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

С учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П не исключается возможность применения при оценке пенсионных прав застрахованных лиц порядка исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" граждан по условиям и нормам Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с Постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. N 1397 (утратившим силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953 с 1 октября 1993 г.), пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения (врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не менее 30 лет в городах) назначались по Перечню учреждений, организаций и должностей согласно Приложения (п. 1 пп. "б").

В приложенном к Постановлению Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, поименованы врачи, фельдшеры, медицинские сестры - независимо от наименования должности, а также амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований (здравпункты, медицинские кабинеты и пункты).

Пунктом 6 данного Постановления установлено, что лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно настоящему Постановлению, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновении права на пенсию без ограничения каким-либо сроком и независимо от места последней работы.

Кроме того, в силу п. 3 "Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитывалась работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем медицинских работников.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, действовавшим с 1 ноября 1999 г. до вступления в действие Постановления Правительства РФ N 781, также был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", действовавшим до 01.11.1999 года, в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, были предусмотрены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

При этом в законодательстве определение термина "средний медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем следует руководствоваться Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава от 15.10.1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", в соответствии с которым должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушерка, медицинская сестра) отнесены к среднему медицинскому персоналу, к медперсоналу отнесены руководители учреждений, в том числе заведующий медпунктом - фельдшер (медицинская сестра). В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция.

Для занятия врачебной должности истец не имеет соответствующего образования, а в соответствии с Номенклатурой врачебных должностей в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министра здравоохранения СССР от 04 мая 1970 года №280 (действовавшего до 18.10.2002 года), данная должность не отнесена к врачебным должностям.

Кроме того, согласно пункту 3 примечаний к приложению № 4 «Штатные нормативы медицинского персонала фельдшерско-акушерских пунктов» к приказу Минздрава СССР от 26.09.1978 г. № 900 наименование должности заведующего и других должностей средних медицинских работников (акушерка, патронажная медицинская сестра) определяется органом, утверждающим штатное расписание фельдшерско-акушерского пункта. Таким образом, наименование должности «заведующий» прямо отнесено к среднему медицинскому персоналу.

Отсутствие у истицы в наименовании должности указание «фельдшер» свидетельствует об ошибочном наименовании должности работодателем и не может быть расценено как обстоятельство, исключающее отнесение указанной должности к среднему медицинскому персоналу, поскольку Список от 06 сентября 1991 года №464 в отличие от Списков от 22.09.1999 года и №1066 от 29.10.2002 года № 781 не предъявляет жестких требований к наименованию должностей.

Приказом Министра здравоохранения СССР от 27 июля 1973 г. N 566 (действовавшим до 21 марта 2003 года) утверждено Положение о заведующем фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшере, согласно которому на должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера назначается специалист, окончивший среднее медицинское учебное заведение с присвоением квалификации фельдшера или фельдшера-акушерки. Заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер: ведет амбулаторный прием на фельдшерско-акушерском пункте; ведет больных на дому; оказывает первую неотложную медицинскую помощь при острых заболеваниях и несчастных случаях (ранения, кровотечения, отравления и др.); участвует в диспансеризации населения. ФАП является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах.

Исключая из специального стажа Степановой Е.В. указанные периоды работы, ответчик необоснованно поставил ее в неравное положение с фельдшерами и старшими медицинскими сестрами медицинских учреждений, которым такая работа принимается к зачету в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, что противоречит конституционному принципу справедливости, а также принципу равенства всех перед законом, закрепленному в ст. 19 Конституции РФ.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР           от 6 сентября 1991 года № 464 исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения, указанным в названном Списке производится в льготном порядке - 1 год работы за 1 год и 3 месяца стажа.

С учетом изложенного, работа истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей <данные изъяты> медпунктом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в должности заведующей <данные изъяты> здравпунктом подлежит включению в специальный стаж в льготном порядке-1 год за 1 год 3 месяца, поскольку в указанные периоды работы Степанова Е.В. осуществляла лечебную деятельность и выполняла работу по охране здоровья населения в сельской местности.

Из материалов дела следует, что Степанова Е.В., в период работы в должности заведующей <данные изъяты> медпунктом -с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в дородовых и послеродовых отпусках, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в отпусках по уходу за ребенком до 1,5 лет, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- не включены ответчиком в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- учтены в календарном исчислении.

В соответствии со ст.167 КЗоТ РСФСР, действовавшем до 06 октября 1992 года, п. 21 Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 года, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 22 мая 1996 года №29, в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, включается период нахождения женщин по уходу за ребенком до 06.10.1992 года.

Каких-либо особых условий расчета медицинского стажа для женщин, находившихся в отпуске по уходу за ребенком, не установлено.

Согласно действующему в период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком, дородовом и послеродовом отпуске совместному постановлению Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 29 ноября 1989 года №375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы до достижения им возраста трех лет учитывается в таком же порядке, как и работа, в период которой предоставлены отпуска (пункт 7).

В период нахождения истицы в отпусках по беременности и родам, а также по уходу за ребенком, работа в сельской местности в медицинских учреждениях засчитывалась при назначении пенсии за выслугу лет в кратном исчислении, то есть 1 год работы за 1 год 3 месяца, поэтому и время нахождения истицы в указанных отпусках должно засчитываться в льготном размере.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым включить период работы истицы в должности заведующей <данные изъяты> медпунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе и периоды нахождения в дородовых и послеродовых отпусках, отпусках по уходу за ребенком до 1,5 лет, в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет в специальный стаж в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год и 3 месяца.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Степанова Е.В. работала медицинской сестрой физиокабинета <данные изъяты> фельдшерско-акушерского пункта, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерского пункта -фельдшером. Указанные периоды включены ( за исключением спорных периодов-периодов нахождения на курсах повышения квалификации) органами пенсионного фонда в специальный стаж Степановой Е.В., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с требованиями пенсионного законодательства.

В указанные периоды времени Степанова Е.В. трижды находилась на курсах повышения квалификации - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данные периоды не включены ответчиком в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Периоды повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий истцу право на назначение досрочной трудовой пенсии, так как направление Степановой Е.В. на курсы повышения квалификации с отрывом от производства осуществлено работодателем, необходимость прохождения указанных курсов является обязательной частью ее медицинской деятельности, условием выполнения своих трудовых обязанностей, за время нахождения на курсах повышения квалификации за Степановой Е.В. сохранялось рабочее место и средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Учитывая данные обстоятельства суд считает необходимым включить периоды нахождения Степановой Е.В. на курсах повышения квалификации в ее специальный стаж: в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в льготном исчислении, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- в календарном исчислении.

Таким образом, в специальный стаж истца Степановой Е.В. подлежат включению дополнительно следующие периоды: 1) в льготном исчислении: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 2) в календарном исчислении: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчиком включено в стаж Степановой Е.В. 18 лет 03 месяца 05 дней.

Истец за назначением пенсии обратился в УПФ РФ в Боровичском районе ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ органом пенсионного фонда принято решение об отказе в назначении пенсии.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-фз от 17 декабря 2001 года, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом спорных периодов, подлежащих включению в стаж работы истца, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, общая продолжительность льготного стажа Степановой Е.В. на момент обращения в территориальные органы пенсионного фонда составила менее 25 лет.

Однако поскольку Степанова Е.В. продолжала после ДД.ММ.ГГГГ работать заведующей <данные изъяты> фельдшерско-акушерским пунктом-фельдшером, данный период работы включен в ее льготный стаж, что подтверждается ее трудовой книжкой и сведениями о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже Степановой Е.В. ДД.ММ.ГГГГ, то у Степановой Е.В. с учетом включенных судом периодов работы право на трудовую пенсию возникло с ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому исковые требования Степановой Е.В. о назначении пенсии со дня возникновения права на нее обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 ч.1 ГПК РФ исходя из удовлетворения заявленных истцом требований, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы в размере 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Степановой <данные изъяты> удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) включить Степановой <данные изъяты> в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: 1) в льготном исчислении(1 год работы за 1 год и 3 месяца) периоды работы: в должности заведующей <данные изъяты> медпунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности заведующей <данные изъяты> здравпунктом с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения в дородовом и послеродовом отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в отпуске по уходе за ребенком до достижения им возраста 3 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 2) в календарном исчислении- периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Боровичском районе Новгородской области (межрайонное) назначить Степановой <данные изъяты> досрочную пенсию по старости со дня возникновения права на нее- с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать в пользу Степановой Е.В. с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Боровичском районе Новгородской области расходы по уплате государственной пошлины в размере 200(двести) руб. 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья           С.А.Вихрова