Решение по иску прокурора об обязании принять порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов



№ 2-1556/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Боровичи Новгородской области 02 ноября 2011 года

Боровичский районный суд Новгородской области в составе

судьи Савкиной М.В.,

при секретаре Коляда Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Боровичского межрайонного прокурора к <данные изъяты> о признании бездействия <данные изъяты> незаконным и об обязании совершить определенные действия,

установил:

Боровичский межрайонный прокурор обратился в Боровичский районный суд с заявлением, указав при этом следующее.

Боровичской межрайонной прокуратурой проведена поверка соблюдения органами местного самоуправления <данные изъяты> требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства, а именно: <данные изъяты> не принят порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Бездействие <данные изъяты>, выразившееся в длительном непринятии нормативного акта, регулирующего порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), представительного органа местного самоуправления свидетельствует о том, что антикоррупционная экспертиза не проводится, в связи с чем создаются предпосылки для коррупционных правонарушений, принятию нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Факт непринятия <данные изъяты> порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) подтверждается письмом от 21.09.2011 № 1306, согласно которому антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых <данные изъяты> не проводится, так как отсутствуют работающие на постоянной основе кадры.

На основании изложенного, прокурор просит признать бездействие <данные изъяты>, выражающееся в непринятии порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), незаконным, обязать <данные изъяты> в месячный срок с момента вступления решения в законную силу принять порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

В судебном заседании представитель истца помощник Боровичского межрайонного прокурора Ващенко Е.Г. заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика - <данные изъяты> - Петрова Т.А. заявленные прокурором требования признала полностью.

Суд, заслушав представителя истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Федерации основывается, в том числе, в комплексном использовании политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.

Статьей 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов является одной из мер по профилактике коррупции.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.

Частью 4 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ установлено, что органы, организации, их должностные лица проводят антикоррупционную экспертизу принятых ими нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) при проведении их правовой экспертизы и мониторинге их применения.

Частью 1 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации установлено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В нарушение вышеуказанных норм закона представительным органом местного самоуправления <данные изъяты> не принят порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Бездействие <данные изъяты>, выразившееся в длительном непринятии нормативного акта, регулирующего порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), представительного органа местного самоуправления свидетельствует о том, что антикоррупционная экспертиза не проводится, в связи с чем создаются предпосылки для коррупционных правонарушений, принятию нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения, возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Факт непринятия <данные изъяты> порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) подтверждается письмом от 21.09.2011 № 1306, согласно которому антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов, принятых <данные изъяты> не проводится, так как отсутствуют работающие на постоянной основе кадры.

С учетом изложенного, исковые требования Боровичского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

В связи с тем, что в соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие в судах в качестве ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина взысканию с <данные изъяты> взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст.194-198, 206 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Боровичского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать бездействие <данные изъяты>, выражающееся в непринятии порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), незаконным.

Обязать <данные изъяты> в месячный срок с момента вступления решения в законную силу принять порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение 10 дней в кассационном порядке.

Судья         М.В.Савкина