№ ОПРЕДЕЛЕНИЕ об оставлении заявления без рассмотрения г. Боровичи Новгородской области 13 декабря 2011 года Боровичский районный суд Новгородской области в составе судьи Киселёва И.А., при секретаре Пуйка А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Нырковой <данные изъяты> о признании незаконным отказа Администрации Железковского сельского поселения Боровичского района в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, установил: Ныркова З.Г. обратилась в суд с заявлением, указав в обоснование требований, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной Войны ФИО2. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Обязательным условием для предоставления социальной поддержки, а именно обеспечением жильем, является нахождение гражданина на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В августе 2011 года она обратилась по месту своей регистрации в Администрацию Железковского сельского поселения Боровичского района Новгородской области с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, предоставив все необходимые документы. Рассмотрев заявление, Администрация Железковского сельского поселения Боровичского района Новгородской области распоряжением №101-рг от 27.09.2011 года отказала ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, мотивируя это обеспеченностью жилой площади. О своем отказе Администрация Железковского сельского поселения Боровичского района Новгородской области сообщила ей письмом № от 27.09.2011 года, приложив к письму выписку из распоряжения № 101-рг. Жилой дом, в котором она состоит на регистрационном учете и постоянно проживает, расположен по адресу: <адрес>. Данный жилой дом и земельный участок принадлежат на праве общей долевой собственности (по одной второй доли каждому) ФИО4 и ФИО3. Согласно справке, предоставленной ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от 02.11.2011 г. и уведомления, предоставленного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области от 08.11.2011 г., прав собственности на недвижимое имущество за ней не зарегистрировано. В связи с этим считает отказ в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Администрации Железковского сельского поселения не правомерным. На основании изложенного просит суд признать отказ в постановке на учет Нырковой З.Г. в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Администрации Железковского сельского поселения Боровичского района не законным, обязав Администрацию Железковского сельского поселения Боровичского района поставить её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании представитель заявителя Нырковой З.Г. по доверенности Никандров А.С. заявленные требования по основаниям, указанным в заявлении, поддержал. Дополнительно пояснил, что заявительница проживает в доме, принадлежащем на праве собственности лицам, членами семьи которых она не является, совместного хозяйства с ними не ведет, фактически собственники проживают в ином жилом помещении, она зарегистрирована в данном жилом доме одна. Отказ от наследства после смерти мужа имел место в 1994г., поэтому о намеренном ухудшении жилищных условий со стороны заявительницы утверждать нельзя. Отказ Администрации является не мотивированным. Кем именно заявительнице приходится ФИО3 ему не известно, ФИО4 является сыном заявительницы. Представитель Администрации Железковского сельского поселения в судебное заседание не явился. Глава Администрации Железковского сельского совета Долотова Т.А. представила заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя Администрации Железковского сельского поселения, заявленные Нырковой З.Г. требования полагает необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что фактически в своем заявлении заявитель оспаривает законность принятого Администрацией Железковского сельского поселения правового акта об отказе в постановке на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п.п.2 п.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации Ныркова 3.Г. является членом семьи собственника жилого помещения, а именно, приходится матерью. Данное обстоятельство является препятствием для принятия заявителя на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. После смерти мужа 10.12.1994 года, фактически она вступила в наследство, но впоследствии отказалась в пользу сына от своей наследственной доли, причитающейся ей по закону и тем самым, в соответствии со ст.53 Жилищного кодекса Российской Федерации, намеренно ухудшила свои жилищные условия. Оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Новгородской области для постановки Нырковой 3.Г. на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется, так как обеспеченность общей площадью жилого помещения выше предусмотренной на одного члена семьи (зарегистрирована и проживает по вышеуказанному адресу одна), жилое помещение отвечает установленным для жилых помещений требованиям. В соответствии с п.п.2 п.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации Ныркова 3.Г. согласно представленных документов не подтверждает право состоять на учёте в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании изложенного, Администрация Железковского сельского поселения просит отказать в удовлетворении заявленных требований Нырковой 3.Г.. Проверив материалы дела, выслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд находит, что заявление Нырковой З.Г. подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку усматривается спор о праве. Ст.21 ч.1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) «О ветеранах» предусмотрено, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно ч.2 указанной статьи супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак меры социальной поддержки предоставляются независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы. В соответствии со ст.23.2, Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ (ред. от 09.12.2010) «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Частью 11 указанной статьи установлено, то определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно ст.1 Областного закона Новгородской области от 07.05.2010 N 752-ОЗ (ред. от 31.01.2011) «Об установлении порядка предоставления жилых помещений по договору социального найма либо в собственность отдельным категориям граждан» право на предоставление жилых помещений по договору социального найма либо в собственность, в соответствии с настоящим областным законом, имеют отдельные категории граждан, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном областным законом от 06.06.2005 N 490-ОЗ «О порядке ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и о периоде, предшествующем предоставлению такого жилого помещения гражданину, в течение которого учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями» (за исключением необходимости признания гражданина малоимущим), местом жительства которых является территория Новгородской области, из числа лиц, указанных в Федеральном законе от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», в том числе члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. Согласно ст. 3 указанного Областного закона для обеспечения жильем граждане, указанные в статье 1 настоящего областного закона, представляют в орган местного самоуправления (городского округа, поселения) по месту жительства заявление о предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо в собственность по форме согласно приложению 1 к настоящему областному закону (далее - заявление) и документы согласно указанному перечню. Орган местного самоуправления (городского округа, поселения) формирует на заявителя учетное дело, содержащее заявление и документы, указанные в части 1 настоящей статьи, и правовой акт органа местного самоуправления (городского округа, поселения) о признании гражданина нуждающимся в жилых помещениях. Орган местного самоуправления (городского округа, поселения) по результатам рассмотрения заявления и документов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, в срок, не превышающий пятнадцати рабочих дней со дня представления заявления и документов, принимает муниципальный правовой акт (далее - правовой акт) о включении в список граждан, имеющих право и изъявивших желание на предоставление жилых помещений по договору социального найма либо в собственность (далее - список), или об отказе во включении в список в случаях, предусмотренных статьей 4 настоящего областного закона. Выписка из правового акта направляется гражданину в срок не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия правового акта. Согласно ч.4 указанного Областного закона гражданину отказывается во включении в списки, указанные в части 5 статьи 2, части 3 статьи 3 настоящего областного закона, в случае, если: 1) лицо, подавшее заявление, не относится к категориям граждан, указанным в статье 1 настоящего областного закона; 2) гражданин не является нуждающимся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации; 3) документы, предусмотренные частью 1 статьи 3 настоящего областного закона, представлены не в полном объеме и (или) содержат недостоверную информацию; 4) выявлены факты совершения гражданином намеренных действий с жилыми помещениями, приведшие к ухудшению его жилищных условий. Согласно ст.31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. В соответствии с ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с ч.2 ст.51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Согласно ч.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Согласно ст. 54 Жилищного кодекса РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Ныркова <данные изъяты> состояла в браке с ФИО2. (л.д.5) 10 декабря 1994 года ФИО2 умер. (л.д.6) Согласно справке Боровичского объединенного городского комиссариата ФИО2, 1920 года рождения, являлся участником Великой Отечественной войны. (л.д.7) 20 ноября 1996 года Комитетом по социальным вопросам г.Боровичи Нырковой З.Г. выдано удостоверение, согласно которому она на основании ст.21 Федерального закона «О ветеранах» имеет право на льготы и преимущества, установленные для родителей и жен погибших военнослужащих. (л.д.9) 20 сентября 2011 года Ныркова З.Г. обратилась к Главе Железковского сельского поселения с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий как вдова погибшего воина. 27 сентября 2011 года распоряжением Администрации Железковского сельского поселения Боровичского района Нырковой З.Г. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в связи с обеспечением жилой площадью в соответствии с п.п. 2 п.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ. Как следует из протокола жилищной комиссии Железковского сельского поселения от 27 сентября 2011 года, комиссия пришла к выводу, что Ныркова З.Г. представленными документами не подтвердила право состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как после смерти мужа отказалась в пользу сына от наследственного имущества, чем ухудшила свои жилищные условия, одновременно является членом семьи собственника жилого помещения, поскольку жилой дом, в котором она проживает, принадлежит по праву долевой собственности ее сыну и дочери. На рассмотрение жилищной комиссией Нырковой З.Г. представлены необходимые документы, в том числе: справка о составе семьи, согласно которой Ныркова З.Г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, совместно с ней на регистрационном учете по месту жительства никто не состоит; свидетельство о праве на наследство по закону, согласно которому наследником имущества ФИО2 (в том числе земельного участка с расположенным на нем жилым <адрес>) является сын ФИО4 в том числе ввиду отказа от наследства в его пользу жены наследодателя Нырковой <данные изъяты>; договор дарения доли земельного участка с долей жилого дома, согласно которому ФИО4 подарил ФИО3 принадлежащие ему по праву собственности 1/2 доли земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>; свидетельства о государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО4 и ФИО3, по 1/2 доле в праве за каждым, на земельный участок и жилой дом, расположенные по адресу: <адрес> справка ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» о том, что Ныркова З.Г. собственником жилья в г.Боровичи и Боровичском районе не значится; уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области об отсутствии сведений о правах Нырковой З.Г. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества на территории Новгородской области. Таким образом, для разрешения вопроса о признании Нырковой З.Г. нуждающейся в улучшении жилищных условий необходимо определить, относится ли она к членам семьи собственников жилого помещения, в котором она проживает, а также в соответствии с ч.2 ст.51 ЖК РФ определить уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, принадлежащих на праве собственности либо договору социального найма жилого помещения ФИО4 и ФИО3 Разрешение данных вопросов возможно только в порядке искового заявления. В соответствии с ч.4 ст.1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона. Согласно ч.3 ст.263 ГПК РФ в случае, если при подаче заявления или рассмотрении дела в порядке особого производства устанавливается наличие спора о праве, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства. С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что заявление Нырковой З.Г. подлежит оставлению без рассмотрения с разъяснением ей права на обращение в суд в порядке искового производства. В связи с тем, что Ныркова З.Г. государственную пошлину не оплачивала, так как освобождена от ее уплаты, оснований для возврата госпошлины не имеется. Руководствуясь ст.ст.1, 263 ГПК РФ, суд определил: Заявление Нырковой <данные изъяты> об оспаривании распоряжения Администрации Железковского сельского поселения Боровичского района Новгородской области от 27 сентября 2011 года №101-рг об отказе Нырковой <данные изъяты> в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий - оставить без рассмотрения, разъяснив заявителю право на обращение в суд в порядке искового производства. Определение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения.