№2-1706/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Боровичи Новгородской области 12 декабря 2011 года Боровичский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Савкиной М.В., при секретаре Коляда Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Боровичского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты>», <данные изъяты>», <данные изъяты> об обязании совершить определенные действия, установил: Боровичский межрайонный прокурор обратился в Боровичский районный суд с заявлениемв порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, указав при этом следующее. В ходе проверки, проведенной сотрудниками <данные изъяты>, противопожарного состояния здания, расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в оперативном управлении <данные изъяты> выявлен ряд нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. А именно: в нарушение требований п. 3 ППБ 01-03, статьи 54 Технического регламента, приложения А (п.9) СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты», установки пожарной сигнализации и пожаротушения не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (АПС) и системой оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) по 3 типу (речевой (передача спецтекстов), световыми оповещателями "Выход"). Вышеназванные требования норм пожарной безопасности не выполняются должностными лицами <данные изъяты> длительное время, что подтверждают неоднократные акты проверок и внесенные предписания органов пожарного надзора. Указанные нарушения создают условия для несвоевременного оповещения сотрудников и посетителей учреждения о пожаре, создают препятствия при эвакуации граждан из учреждения в случае пожара. Не принятие своевременных мер по устранению нарушений правил пожарной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровья граждан - сотрудников и посетителей учреждения. В соответствие с п. 1.4 Устава <данные изъяты>, утвержденного постановлением <данные изъяты>, учредителем данного учреждения является <данные изъяты>. В соответствии с п. 1.5 <данные изъяты> находится в ведомственном подчинении <данные изъяты> В соответствии с п.3.1 Устава имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления согласно перечню имущества и баланса организации на дату ее учреждения. Ненадлежащее исполнение требований органа пожарного надзора является следствием недостаточного материального обеспечения соответствующих мероприятий, актуальность которых очевидна, с учетом скопления большого количества людей на указанных объектах. На основании изложенного прокурор просит обязать <данные изъяты> устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности и оборудовать автоматической установкой пожарной сигнализации (АПС) и системой оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) помещение <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> срок до 01.06.2013 года, обязать <данные изъяты> устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности и оборудовать автоматическими установками пожарной сигнализации (АПС) и системами оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) помещение <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес> в срок до 01.06.2013 года. Субсидиарную ответственность по финансированию исполнения указанных мероприятий просит возложить на <данные изъяты>. В судебном заседании представитель заявителя помощник Боровичского межрайонного прокурора Мишкина Е.А. заявленные требования поддержала. Представители ответчиков: директор <данные изъяты> ФИО3 и директор <данные изъяты> с исковыми требованиями согласились полностью, пояснив, что нарушение требований пожарной безопасности допущены по причине отсутствия материальных средств, необходимых для установления пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей. На основании ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. В соответствии с требованиями ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заявлено в письменной форме и приобщено к делу. Представитель ответчика - <данные изъяты> в судебное заседание не явился, представлено заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие их представителя, с исковыми требованиями согласны. Представитель третьего лица - <данные изъяты> ФИО6 действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями согласился в полном объеме. Суд, заслушав представителя заявителя, представителей ответчиков, представителей третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан неопределенного круга, в данном случае, учащихся <данные изъяты>, число которых с точностью определить невозможно. Из материалов дела следует, что в ходе проверки противопожарного состояния здания, расположенного по адресу <адрес> находящегося в оперативном управлении <данные изъяты> для размещения <данные изъяты> и <данные изъяты> для размещения <данные изъяты>, проведенной сотрудниками <данные изъяты> выявлен ряд нарушений требований законодательства о пожарной безопасности. Согласно ст.ст. 20, 37 Закона, требования нормативно-правовых актов по пожарной безопасности обязательны для исполнения, руководители организаций обязаны выполнять требования пожарной безопасности, а так же выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 года, установлено, что требования пожарной безопасности, обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. В соответствии с п. 10 ППБ 01-03, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору. В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ от 22.07.2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах. В соответствии со ст. 54 Технического регламента системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. В соответствии с п. 16 ППБ 01-03 в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре. По результатам проверки, проведенной в августе 2011 года, установлено, что здание по адресу: <адрес> в котором расположены <данные изъяты> и <данные изъяты> в нарушение требований п. 3 ППБ 01-03, статьи 54 Технического регламента, приложения А (п.9) СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты», установки пожарной сигнализации и пожаротушения не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации (АПС) и системой оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) по 3 типу (речевой (передача спецтекстов), световыми оповещателями "Выход") Вышеназванные требования норм пожарной безопасности не выполняются должностными лицами <данные изъяты> длительное время, что подтверждают неоднократные акты проверок и внесенные предписания органов пожарного надзора. В соответствие с п. 1.4 Устава <данные изъяты>, утвержденного постановлением <данные изъяты> от 02.12.2010 года №2729, учредителем данного учреждения является <данные изъяты>, в соответствии с п. 1.5 <данные изъяты> находится в ведомственном подчинении <данные изъяты>. В соответствии с п.3.1 Устава имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления согласно перечню имущества и баланса организации на дату ее учреждения. В соответствии с п. 4.1. финансовые средства <данные изъяты> образуются за счет бюджетных ассигнований; предпринимательской деятельности; целевых средств и областных программ; безвозмездных, благотворительных взносов пожертвований; других доходов и поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствие с п. 1 Устава <данные изъяты> утвержденного постановлением <данные изъяты> от 13.02.2007 года № 22, учредителем является <данные изъяты>, учредитель осуществляет координацию и регулирование деятельности <данные изъяты>, контроль за обеспечением сохранности и использованием библиотечных фондов. В соответствии с п. 4.1. Устава имущество является муниципальной собственностью <адрес> и закрепляется за ней на праве оперативного управления. В соответствии с п. 4.2. Устава <данные изъяты> источником формирования имущества и финансовых ресурсов являются бюджетные и внебюджетные средства, в том числе поступления из бюджета района. В соответствии с пп.19 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование и обеспечение сохранности их библиотечных фондов. В соответствии с пп.19.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры. Таким образом, ненадлежащее исполнение требований органа пожарного надзора является следствием недостаточного материального обеспечения соответствующих мероприятий, актуальность которых очевидна, с учетом скопления большого количества людей на указанных объектах. Согласно ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. С учетом указанных выше положений суд приходит к выводу, что в случае недостаточности, либо отсутствия у дома культуры и библиотеки, расположенной в <адрес> денежных средств, необходимых для установки систем пожарной безопасности, обязательства по их установке следует возложить на <данные изъяты>. Суд полагает необходимым установить срок, в течение которого ответчик должен устранить вышеуказанные нарушения - до 01 июня 2013 года, находя его разумным и достаточным для выполнения необходимых работ. Таким образом, признание иска представителями ответчиков не противоречит закону и не нарушает ни чьих охраняемых законом интересов. При таких обстоятельствах суд считает возможным принять признание иска представителями ответчиков. Согласно ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поскольку и прокурор и органы местного самоуправления в соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, то она не подлежит взысканию. Руководствуясь ст.194-198, 206 ГПК РФ, суд решил: Иск Боровичской межрайонной прокуратуры удовлетворить. Обязать <данные изъяты> в срок до 01 июня 2013 года устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности и оборудовать помещение <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> автоматической установкой пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей. Обязать <данные изъяты> в срок до 01 июня 2013 года устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности и оборудовать <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> автоматическими установками пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей. В случае недостаточности у <данные изъяты> и <данные изъяты> денежных средств, необходимых для установки в помещении <данные изъяты> и <данные изъяты>, расположенных по адресу: <адрес> указанных систем пожарной безопасности, обязать <данные изъяты> выделить им недостающие денежные средства на оборудование <данные изъяты> и <данные изъяты> автоматической системой пожарной сигнализации и системой оповещения людей о пожаре. Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение 10 дней в кассационном порядке. Судья М.В.Савкина