№ 5-142/2010 ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Боровичи Новгородской области 31 августа 2010 года Судья Боровичского районного суда Новгородской области Киселёв И.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом - муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением «Центра развития ребёнка - детский сад № 13» (сокращённое наименование МАДОУ «ЦРР детский сад № 13»), юридический адрес: Новгородская область, г. Боровичи, ул. Парковая, д. 33, Свидетельство о государственной регистрации юридического лица серии 53 № 001078124 от 1 декабря 2009 года, ОГРН 1025300989746; зарегистрированным Межрайонной ИФНС России № 1 по Новгородской области; наименование обслуживающего банка и номер расчётного счёта: МРКЦ г. Боровичи, ИНН 5320010134, р/сч 40703810600000000124, не привлекавшимся к административной ответственности, установил: 13 августа 2010 года в 14 часов МАДОУ «ЦРР детский сад № 13» в помещениях детского сада по адресу: ул. Парковая, д. 33 г. Боровичи нарушило требования пп. 3, 53, 52, 16 ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ», утверждённых Приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 г.; ст. 134 ч. 6, 7, ст. 54, 83, 84 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» № 123-Ф3 от 22.07.2008 г., таблицы № 28, 29; приложение А таб. А1, А3, СП 5.13130.2009 «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические», утверждён Приказом МЧС РФ № 175 от 25.03.2009 г.; табл. 2 п. 17 СП 3.13130.2009 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», утверждён Приказом МЧС РФ № 173 от 25.03.2009 г., а именно: 1. Для покрытия пола в лестничных клетках применены материалы с классом пожарной опасности более чем КМ 1 (Г1, В1, Д1, Т1, РП1) (масляная краска) (п. 3, 53 ППБ 01-03; ст. 134 табл. 28 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ). 2. Для отделки стен в поэтажных коридорах, холлах, фойе применены материалы с классом пожарной опасности более чем КМ1 (Г1, В1, Д1, Т1, РП1) (масляная краска) (п. 3, 53 ППБ 01-03; ст. 134 табл. 28 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ). 3. Для покрытия пола в поэтажных коридорах, холлах, фойе применены материалы с классом пожарной опасности более чем КМ2 (Г1, В1, ДЗ, Т2, РП1) (линолеум без показателей пожарной опасности, масляная краска) (п. 3, 53 ППБ 01-03; ст. 134 табл. 28 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ). 4. Для покрытия пола в зале применены материалы с классом пожарной опасности более чем КМ2 (Г1, В1, Д3, Т2, РП1) (масляная краска) (ч. 6 ст. 134 ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» таблица 29; п. 3, 53 ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в РФ"). 5. Для покрытия стен в зале применены материалы с классом пожарной опасности более чем КМ 1 (Г1, В1, Д1, Т1, РП1) (масляная краска) (ч. 6 ст. 134 ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» таблица 29; п. 3 ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в РФ"). 6. В остальных помещениях применены декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с классом пожарной опасности более чем КМ2 (Г1, В1, Д3, Т2, РП1) (отделка стен бумажными обоями и масляной краской, окраска пола масляной краской, линолеум без показателей пожарной опасности) (п. 3 ППБ 01-03, ст. 134 п.7 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ). 7. Помещения здания не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями норм (ст. 54, 83 ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; приложение А таб. А1, А3 СП 5.13130.2009 «Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические»; п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ»). 8. Здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с нормами (ст. 54, 84 ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; табл. 2 п. 17 СП 3.13130.2009 «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре», п. 3, 16 ППБ 01-03 "Правила пожарной безопасности в РФ"). Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, допущенные МАДОУ «ЦРР детский сад № 13», непосредственно влияют на обнаружение пожара в начальной его стадии, оповещение о нём и соответственно на начало и процесс вынужденной эвакуации людей, при возможных условиях опасных факторов пожара, что является реальной угрозой жизни и здоровью людей, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 20.4 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, юридическое лицо муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центра развития ребенка - детский сад № 13» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ - нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами. 17 августа 2010 года материалы дела об административном правонарушении поступили в Боровичский районный суд. Заведующая МАДОУ «ЦРР детский сад № 13» Михайлова В.Н. в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения признала, факты выявленных нарушений норм и правил пожарной безопасности, изложенные в протоколе об административном правонарушении и акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности, не оспорила, при этом пояснила, что имеющиеся нарушения норм противопожарной безопасности обусловлены недостаточностью финансирования. В настоящее время в учреждении установлена автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения о пожаре, что подтверждается актами о приемке технических средств в эксплуатацию от 26 августа 2010г., а также устранены нарушения, связанные с наличием отделки полов в лестничных клетках. Для этих целей использованы в том числе и средства, которые в качестве добровольных пожертвований собраны родителями детей, посещающих детский сад. На устранение иных нарушений денежных средств не имеется. Представитель ОГПН по Боровичскому району Квасков А.С. в судебном заседании пояснил, что выявленные в ходе проверки нарушения являются существенными, поскольку они влияют на безопасность детей и персонала детского сада. Вопрос о виде и размере наказания оставил на усмотрение суда. Факт совершения указанного административного правонарушения кроме объяснений руководителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, объяснений представителя ОГПН, подтверждается протоколом об административном правонарушении № 464 от 13 августа 2010 года, актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности № 291 от 13 августа 2010 года. В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В рассматриваемом случае учреждение знало о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, однако допустило их нарушение. Согласно ч.4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2007г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться ими, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Доводы руководителя учреждения, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, о том, что учреждению не выделяется финансирования, судья находит необоснованными, так как данное учреждение является юридически лицом, в связи с чем оно обязано исполнять все установленные законодательством требования, за неисполнение которых оно подлежит установленной ответственности на общих основаниях. Нарушение правил пожарной безопасности признается общественно опасным самим фактом невыполнения или ненадлежащего выполнения требований пожарной безопасности, поскольку объектом правонарушения является пожарная безопасность, то есть состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, являющаяся составной частью общественной безопасности. При этом противоправность деяния виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий, для привлечения к административной ответственности необходимо установить, какие правила были нарушены или не выполнены. В соответствии с положениями ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. С учётом данных о характере совершенного административного правонарушения, наличием смягчающего обстоятельства в виде признания вины, отсутствием обстоятельств, отягчающих ответственность; материальным положением нарушителя, являющегося муниципальным учреждением и финансируемым из средств местного бюджета, судья полагает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности данного объекта, поскольку наказание в виде административного штрафа, также предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, не позволит достигнуть целей наказания, а именно предупреждения совершения новых правонарушений, а также устранения нарушений правил пожарной безопасности, создающих реальную опасность для жизни и здоровья людей. В соответствии с ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. В качестве мероприятий, направленных на обеспечение данного административного наказания, судья полагает необходимым запрет осуществления деятельности, связанной с массовым пребыванием людей и осуществлением учебно-воспитательного процесса в помещениях МАДОУ «ЦРР детский сад № 13» по адресу: г. Боровичи, ул. Парковая, дом № 33 в течение срока административного приостановления деятельности. При определении срока приостановлении деятельности учреждения судья исходит из того, что объём работ, необходимых для устранения нарушений, не является значительным. С учётом необходимости соблюдения баланса интересов на реализацию права на обеспечение пожарной безопасности лиц, посещающих дошкольное учреждение, и их права как такового на посещение дошкольного учреждения, судья полагает достаточным назначить срок административного приостановления деятельности в минимальном размере. Руководствуясь ст. 3.12, ст. 4.1, п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ч. 2 ст. 29.10, ст. 32.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья постановил: за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, то есть за нарушение требований пожарной безопасности при эксплуатации помещений, подвергнуть муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад № 13» административному наказанию в виде административного приостановления деятельности, связанной с массовым пребыванием людей и осуществлением учебно-воспитательного процесса в помещениях МАДОУ «ЦРР детский сад № 13» по адресу: г. Боровичи, ул. Парковая, дом № 33, на срок 6 (шесть) суток. Постановление подлежит немедленному исполнению судебными приставами-исполнителями. Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в 10-дневный срок со дня получения копии постановления, обжалование постановления не приостанавливает его исполнение. Судья И.А. Киселёв