Постановление о привлечении к административной ответственности ДОЛ `Дуденво` за нарушение правил пожарной безопасности



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Боровичи Новгородской области 26 апреля 2011 года

Судья Боровичского районного суда Новгородской области КиселёвИ.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом – муниципальным автономным учреждением «Детский оздоровительный лагерь Дуденево», <данные изъяты> не привлекавшимся к административной ответственности,

установил:

муниципальное автономное учреждение «Детский оздоровительный лагерь Дуденево» в 16 часов 18 апреля 2011 года в зданиях МАУ ДОЛ «Дуденево» по адресу: Новгородская область, Боровичский район, м.Дуденево нарушило требования пожарной безопасности, установленные пунктами п.п. 3, 6, 8, 9, 13, 15, 16, 30, 31, 55, 57, 65, 67, 74, 75, 78, 89, 90, 91, 105, 106, 107, 108, 129, 130, 144, 145, 180 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313, зарегистрированных в Минюсте РФ 27.06.2003г., регистрационный № 4838; ст.54.84,89.134 ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», ППБ 101-89 «Правила пожарной безопасности для детских образовательных учреждений», а именно:

1. Время прибытия первого подразделения пожарной охраны к месту вызова в м. Дуденево, расположенного на территории Сушанского сельского поселения, превышает 20 минут (фактически 36 минут), радиус обслуживания пожарного депо превышает 3 км (фактически 23 км) (основание: п. 3 ППБ 01-03, ст.76 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.20081. №123-ФЗ, п.6* приложения 1 СНиП 2.07.01-89 «градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.»);

2. Противопожарные расстояния от границ застройки в м. Дуденево Сушанского сельского поселения до лесного массива менее 15 метров (фактически 0 м) (основание: п.3 ППБ 01-03, ч. 15 с г. 69 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. № 123-ФЗ., п.5* приложения 1 СНиП 2.07.01-89 «градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.»);

3. Отсутствует по периметру территории лагеря защитная минерализованная полоса, шириной не менее 3 м (п. 30 ППБ 01-03);

4. Лагерь не обеспечен пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением в соответствии с решениями, утвержденными органами местного самоуправления в установленном порядке. При этом пожарные автомобили и мотопомпы, приспособленная и переоборудованная техника для тушения пожаров должны быть укомплектованы пожарно-техническим вооружением, заправлены топливом, огнетушащими веществами и находиться в исправном состоянии, их следует содержать в пожарных депо или специально предназначенных для этих целей боксах, которые должны иметь отопление, электроснабжение, телефонную связь, твердое покрытие полов, утепленные ворота, другие устройства и оборудование, необходимые для обеспечения нормальных и безопасных условий работы личного состава пожарной охраны. За каждой пожарной мотопомпой, приспособленной (переоборудованной) для целей пожаротушения техникой, должен быть закреплен моторист (водитель), прошедший специальную подготовку. В организации должен быть отработан порядок доставки пожарных мотопомп к месту пожара (п. 31, 105, 106, 107 ППБ 01-03, п. 3.7.24 ППБО 07-91 «Правила пожарной безопасности для учреждений здравоохранения»);

5. Не организована в лагере добровольная пожарная дружина из числа обслуживающего персонала, в количестве не менее 5 человек, не обучены члены ДПД работе по предупреждению и тушению пожаров. Не разработан табель боевого расчета с указанием фамилий и обязанностей в случае пожара и вывешен на видном месте. Не обеспечены члены ДПД спецодеждой. ( п. 3, 9 ППБ 01-03, п. 3.7.22 ППБО 07-91);

6. Не проведено обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства руководителей учреждения (основание: п.З ППБ 01-03, п. 36 НПБ «Обучение мерам ПБ работников организаций», ст.25, ст.37 ФЗ «О пожарной безопасности»);

7. Не установлены на основной автомагистрали «Боровичи-Низино» в местах разветвления дорог указатели расположения лагеря и расстояния до него. (п.3 ППБ 01-03, п. 3.7.8 ППБО 07-91);

8. Помещения склада, пожарного депо, насосной, хлораторной, вагончиков для проживания персонала не оборудованы автоматическими установками пожарной сигнализации согласно требованиям норм. (ст.54, 83 ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; приложение А таб. А1 СП 5.13130.2009; п.3 ППБ 01-03);

9. Помещения склада, пожарного депо, насосной, хлораторной, вагончиков для проживания персонала не оборудованы системой оповещения людей о пожаре, согласно требованиям норм (п. 54, 84 ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; табл.2 п. 17 СП 3.13 130.2009 пп. 3, 16 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ»);

10. Не проведены испытания (замеры сопротивления изоляции) электропроводки в зданиях, молниезащиты (п. 3, 57 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ», прил. 3.1 табл.37 ПТЭЭП «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей»);

11. Не обеспечен обслуживающий персонал лагеря индивидуальными средствами фильтрующего действия для защиты органов дыхания для проведения эвакуации детей в случае пожара, (п. 129 ППБ 01-03);

12. Не проведен ремонт противопожарного водопровода, не испытан, не представлен акт проверки (и. 89 ППБ 01-03);

13. Не укомплектованы пожарные краны противопожарного водопровода необходимым пожарным инвентарем (пожарные рукава и стволы), не оборудованы шкафчики для их хранения (п. 91 ППБ 01-03);

14. Не обозначено местонахождение пожарных кранов соответствующими знаками ( п. 90 ППБ 01-03);

15. Не обеспечены все здания и помещения лагеря первичными средствами пожаротушения согласно норм (огнетушители - 38 штук, пожарные щиты, ящики с песком, бочки с водой, лопаты, багры, ведра). Не произведена проверка взвешиванием массы заряда огнетушителей марки ОУ-3. (п.3, 108 ППБ 01-03. прил.3 НПБ 166-97)

16. Не представлена требующаяся эксплуатационная документация на огнетушители (эксплуатационные паспорта на каждый, журнал учета наличия, состояния и технического обслуживания огнетушителей, инструкции по применению и техническому обслуживанию огнетушителей) (п. 3, 108 ППБ 01-03. прил. 3 НПБ 166-97);

17. Не обеспечены здания лагеря приставными лестницами из расчета одна лестница на здание (п. 180 ППБ 01-03);

18. Не проведена очистка системы вентиляции в пищеблоке, не представлен акт (п. 78 ППБ 01-03);

19. Не очищены от сажи дымоходы печей котельной, сторожки. Не оштукатурены и не побелены стояки дымоходов на чердаках зданий. Не оборудована искрогасителем дымовая труба котельной ( п. 65, 67, 74, 75 ППБ 01-03);

20. Не обеспечен обслуживающий персонал лагеря электрическими фонарями на случай отключения электроэнергии (не менее одного на каждого работника дежурного персонала) (п. 55 ППБ 01 -03);

21. Не разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности в помещениях лагеря и не вывешены на видных местах в помещениях (п. 6 ППБ 01-03);

22. Не разработаны в соответствии с ГОСТ Р 122.143-2009 и не вывешены на видных местах в спальных корпусах, общежитиях, столовой, клубе планы эвакуации людей в случае пожара из указанных зданий лагеря. При разработке планов предусмотреть два варианта действий: в дневное и ночное время ( п. 3. 16 ППБ 01-03, ГОСТ Р 122.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные»);

23. Приказом по учреждению не назначены лица, ответственные за пожарную безопасность в каждом здании и помещении лагеря, при эксплуатации электроустановок, а также лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей и других первичных средств пожаротушения (п. 3, 8 ППБ 01-03, п. 5.33 НПБ 166-97);

24. Не вывешены в помещениях лагеря таблички с указанием номеров телефонов вызова пожарной охраны г. Боровичи (п. 13 ППБ 01-03);

25. Не запрещено курение, а также пользование электронагревательными приборами (кипятильниками, электрочайниками, утюгами, электроплитками и пр.) в жилых комнатах спальных корпусов и общежитии ( п. 3, 15 ППБ 01-03, п. 2.1.12, 2.1.24 ППБ 101-89 «Правила пожарной безопасности для детских образовательных учреждений»);

26. Не организовано круглосуточное дежурство обслуживающего персонала, без права сна в ночное время (п. 130, 145 ППБ 01-03);

27. Не ограничено количество размещаемых детей в зданиях лагеря не более 50 человек в каждом (п.144 ППБ 01-03);

28. Не установлен приказом по учреждению соответствующий противопожарный режим, в том числе: - по запрету курения детей и персонала в помещениях и на территории лагеря, - по определению и оборудованию места для курения; - не определено допустимое количество единовременно находящихся в помещениях детей и персонала; - не установлен порядок уборки горючих отходов, мусора и пыли; - не определен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончании рабочего дня; - не регламентирован: порядок проведения временных огневых и других пожароопасных работ, порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы, действия персонала при обнаружении пожара; -не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа, а также не назначены ответственные за их проведение (п. 15 ППБ 01-03);

29. Не проведено обучение пожарно-техническому минимуму с отрывом от производства

- руководителей и главных специалистов организации или лиц, исполняющих их обязанности;

- работников, ответственных за пожарную безопасность и проведение противопожарного инструктажа;

- руководителей первичных организаций добровольной пожарной охраны;

- работников, выполняющих газосварочные и другие огневые работы (п. 36 ННБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»).

Таким образом, юридическое лицо - муниципальное автономное учреждение «Детский оздоровительный лагерь Дуденево» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ – нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

В соответствии с протоколом о временном запрете деятельности от 18 апреля 2011 г. с 8 часов 25 апреля 2011г. приостановлена эксплуатация помещений муниципального автономного учреждения «Детский оздоровительный лагерь Дуденево» по адресу: Боровичский район, м.Дуденево.

21 апреля 2011 г. материалы дела об административном правонарушении поступили в Боровичский районный суд.

Директор МАУ ДОЛ «Дуденево» Клепаков В.К. и защитник учреждения по доверенности Крючкова М.В. в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признали, при этом факты выявленных нарушений норм и правил пожарной безопасности, изложенные в протоколе об административном правонарушении и акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности, не оспорили, пояснив, что выявленные недостатки будут устранены до 23 мая 2011 года, поскольку лагерь работает только в летний период, фактически начнет свою работу с 1 июня 2011г., к этому времени все требования, предъявляемые к летнему лагерю, будут исполнены. В настоящее время в штате учреждения состоят директор, бухгалтер и 4 сторожа. Весь иной персонал будет набираться в мае 2011г. Лагерь будет обеспечен пожарной автомашиной, которая будет передана учреждению в оперативное управление. В Администрации района было проведено совещание, на котором решался вопрос о вырубке лесных насаждений на территории, прилегающей к лагерю, поскольку это полномочия лесхоза, самостоятельно распоряжаться лесным фондом учреждение не вправе. Все необходимые средства пожаротушения, в том числе огнетушители, мотопомпы, рукава, вся необходимая документация имеется в наличии, хранится до начала работы лагеря на складе. После того, когда будет набран штат работников, будет организовано необходимое обучение, проведена проверка работоспособности водопровода, замеры изоляции электропроводки, вывешены планы эвакуации лагеря, инструкции о мерах пожарной безопасности. Также полагали, что проверка лагеря проведена незаконно, с нарушением положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", поскольку последняя плановая проверка была проведена в апреле 2010г., после неё не прошло три года, в связи с чем все полученные доказательства не могут быть признаны допустимыми, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.

Представитель ОГПН по Боровичскому району по доверенности Квасков А.С. в судебном заседании пояснил, что выявленные в ходе проверки нарушения являются существенными, поскольку влияют на обнаружение пожара в начальной его стадии, оповещение о нем и, соответственно, на начало и процесс вынужденной эвакуации людей из зданий лагеря, при возможных условиях опасных факторов пожара, что является реальной угрозой жизни и здоровью людей. Полагает целесообразным назначить учреждению административное наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации помещений МАУ ДОЛ «Дуденево» на срок 40 суток, поскольку применение штрафных санкций не целесообразно, не позволит устранить нарушения, обеспечить безопасность детей и персонала. Учреждению никто не мешает фактически использовать и эксплуатировать помещения лагеря не только в летний период, но и круглогодично, организовывать на его базе проведение различных мероприятий, поскольку никаких запретительных документов не имеется. Правила пожарной безопасности направлены прежде всего на обеспечение жизни и здоровья людей, поэтому должны исполняться надлежащим образом. Кроме того, вне зависимости от нахождения в лагере детей, помещения лагеря должны соответствовать установленным требованиям, быть обеспечены средствами пожаротушения и т.д., поскольку в случае возгорания должны быть приняты меры к его ликвидации, спасению имущества, не допущения распространения огня на другие строения, на лесные угодья. В отношении доводов о незаконности проведения данной проверки пояснил, что данная плановая проверка проводилась на основании ст.9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Постановления Правительства Российской Федерации № 944 от 23 ноября 2009г., согласно которому деятельность детских лагерей проверяется ежегодно перед началом каникул. Данная проверка была включена в план проверок, согласованный с прокуратурой, сведения о дате проверки являются общедоступными. Данная проверка и проведена в целях выявления нарушений, чтобы обеспечить их устранение до начала открытия летнего сезона.

Факт совершения указанного административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении № от 18 апреля 2011 года, протоколом о временном запрете деятельности № от 18 апреля 2011 года (время фактического прекращения деятельности – 25 апреля 2011 года), актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности № от 18 апреля 2011 г.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае учреждение знало о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, однако допустило их нарушение.

Согласно ч.4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2007г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться ими, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Органом государственного пожарного надзора представлены доказательства, свидетельствующие о наличии реальной непосредственной угрозы возникновения пожара в результате допущенных юридическим лицом нарушений правил пожарной безопасности.

Нарушение правил пожарной безопасности признается общественно опасным самим фактом невыполнения или ненадлежащего выполнения требований пожарной безопасности, поскольку объектом правонарушения является пожарная безопасность, то есть состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, являющаяся составной частью общественной безопасности. При этом противоправность деяния виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий, для привлечения к административной ответственности необходимо установить, какие правила были нарушены или не выполнены.

В соответствии с положениями ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, допущенные учреждением, непосредственно влияют на обнаружение пожара в начальной его стадии, оповещение о нем и соответственно на начало и процесс вынужденной эвакуации людей из зданий лагеря, при возможных условиях опасных факторов пожара, что является реальной угрозой жизни и здоровью людей.

Доводы представителей учреждения о том, что в настоящее время лагерь фактически не осуществляет свою деятельность, не могут быть признаны допустимыми и свидетельствующими об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, поскольку юридическое лицо является действующим, никаких доказательств того, что указанные объекты в настоящее время не используются, законсервированы либо их эксплуатация запрещена, суду не представлено.

Кроме того, отсутствие в помещениях лагеря в настоящее время отдыхающих детей не свидетельствует о том, что требования пожарной безопасности не должны исполняться.

Доводы о незаконности проведения плановой проверки, в результате которой были выявлены данные нарушения, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку на основании ст.9 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Постановления Правительства Российской Федерации № от 23 ноября 2009г., деятельность детских лагерей проверяется ежегодно перед началом каникул.

С учётом данных о характере совершенного административного правонарушения, наличием смягчающего обстоятельства в виде признания вины, поскольку фактически наличие выявленных нарушений не оспорено, отсутствием обстоятельств, отягчающих ответственность; материальным положением правонарушителя, являющегося муниципальным учреждением и финансируемым из средств бюджета; специфического характера деятельности учреждения, связанной с массовым пребыванием в нем детей, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, судья полагает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности данного учреждения в части эксплуатации помещений МАУ ДОЛ «Дуденево», поскольку наказание в виде административного штрафа, также предусмотренного санкцией ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ, не позволит достигнуть целей наказания, а именно предупреждения совершения новых правонарушений, а также устранения нарушений правил пожарной безопасности, создающих реальную опасность для жизни и здоровья людей.

В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Согласно ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Судья на основании ходатайства юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

В соответствии со ст.29.10 КоАП РФ при назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. При административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

В соответствии с ч.2 ст.32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Так как в соответствии с ч. 1 и 2 ст.32.12 КоАП РФ и ч.2 ст.109 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно, то в качестве мероприятий, направленных на обеспечение данного административного наказания, судья полагает необходимым запрет осуществления деятельности, связанной с массовым пребыванием людей и организацией отдыха в помещениях МАУ ДОЛ «Дуденево» в течение срока административного приостановления деятельности, поскольку эксплуатация данных помещений не связана с деятельностью объектов жизнеобеспечения.

При определении срока приостановлении деятельности общества по эксплуатации указанных помещений, исходя из объема работ, которые необходимо привести для выполнения требований ППБ, судья полагает назначить срок административного приостановления в размере 25 суток с зачетом в данный срок срока временного запрета деятельности.

Руководствуясь ст. 3.12, ст. 4.1, п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ч. 2 ст. 29.10, ст. 32.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

постановил:

признать муниципальное автономное учреждение «Детский оздоровительный лагерь «Дуденево»» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ, то есть в нарушении требований пожарной безопасности при эксплуатации помещений МАУ ДОЛ «Дуденево» по адресу: Новгородская область, Боровичский район, м.Дуденево, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации помещений МАУ ДОЛ «Дуденево» по адресу: Новгородская область, Боровичский район, м.Дуденево, связанной с массовым пребыванием детей и организацией отдыха, на срок 25 (двадцать пять) суток с зачётом в указанный срок срока временного запрета деятельности с 25 апреля 2011г.

Постановление подлежит немедленному исполнению судебными приставами-исполнителями.

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в 10-дневный срок со дня получения копии постановления, обжалование постановления не приостанавливает его исполнение.

Судья И.А. Киселёв