№ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Боровичи Новгородской области 16 июня 2011 года Судья Боровичского районного суда Новгородской области Киселёв И.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом - закрытым акционерным обществом «Дикси-Петербург», ОГРН 1027810320174, юридический адрес: Санкт-Петербург, Митрофаньевское шоссе, д.2, корп.7, лит. А, <данные изъяты> ранее привлекавшимся к административной ответственности постановлением Боровичского районного суда Новгородской области от 10 июня 2010 года по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ к наказанию в виде штрафа в размере 15 000 рублей, штраф уплачен 18.06.2010 года установил: закрытое акционерное общество «Дикси-Петербург»в 10 час. 00 мин. 04 мая 2011г. в магазинах «Дикси» ЗАО «Дикси-Петербург» по адресу: г. Боровичи, ул. Гоголя, д.131, ул. Красноармейская, д.5, п. Коммунистический, нарушило требования пожарной безопасности, установленные: пунктами 3, 16, 53, 108 «Правил пожарной безопасности в РФ» ППБ 01-03, утверждённых Приказом МЧС РФ № 313 от 18 июня 2003 г., зарегистрированных в Минюсте РФ 27 июня 2003г, регистрационный №4838; ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пунктами 7.1.11, 7.2.6 свода правил СП1.13130.2009 Эвакуационные пути и выходы; пунктом 4.1.33 свода правил СП 9.13130.2009 Огнетушители. Требования к эксплуатации; пунктами 6.10, 6.12, 6.13 строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», принятых и введенных в действие с 01.01.1998г. постановлением Минстроя России от 13.02.1997г. №18-7; пунктом 1.113 СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания», утвержденных постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16.05.1989г. №78; разделом 6.2 ГОСТ Р 12.2.143-2009 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные»; пунктами 6, 39, 40, 53, 54 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. №645, зарегистрированных в Минюсте РФ 21 января 2008г, регистрационный №10938, а именно: Общие мероприятия 1. Не проведено обучение пожарно-техническому минимуму непосредственно в организации (руководителем организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим соответствующую подготовку): руководителей подразделений организации; работников, ответственных за обеспечение пожарной безопасности в подразделениях; работников, осуществляющих круглосуточную охрану организации (п.3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ»; пп. 39, 40 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. №645); 2. Отсутствуют специальные программы по проведению противопожарного инструктажа (вводного и первичного) для каждой категории обучаемых с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов, согласованные с территориальными органами государственного пожарного надзора (п. 3 ППБ 01-03; п. 6, 53, 54 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. №645); 3. Отсутствуют специальные программы по обучению пожарно-техническому минимуму для каждой категории обучаемых с учетом специфики профессиональной деятельности, особенностей исполнения обязанностей по должности и положений отраслевых документов, согласованные с территориальными органами государственного пожарного надзора (п. 3 ППБ 01-03; п. 53, 54 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных приказом МЧС РФ от 12 декабря 2007 г. №645); 4. Помещения магазинов не оборудованы двумя эвакуационными выходами в соответствии с нормами (пп. 3, 53 ППБ 01-03; ст. 89 Федерального закона №123-ФЗ; пп. 7.1.11, 7.2.6 СП 1.13130.2009 Эвакуационные пути и выходы.; пп. 6.12, 6.13 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; п. 1.113 СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания»); 5. Имеющиеся планы (схемы) эвакуации людей при пожаре не соответствуют требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2002 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные» (размер плана менее требуемого), не согласован с ГПС (пп. 3, 16 ППБ 01-03; ГОСТ Р 12.2.143-2002 «Системы фотолюминесцентные эвакуационные»); 6. Отсутствуют эксплуатационные паспорта на огнетушители, заведенные по установленной форме (пп. 3, 108 ППБ 01-03, п. 16 прил. 3; п. 4.1.33 СП 9.13130.2009 Огнетушители. Требования к эксплуатации); Магазин по адресу: ул. Гоголя, д.131 7. На пути эвакуации через основной выход установлен турникет (пп. 3, 53 ППБ 01-03; ч. 7 ст. 89 №123-ФЗ; п. 6.10 СНиП 21-01-97*); 8. На окнах магазина установлены глухие решетки (пп. 3, 40 ППБ 01-03); 9. Выход из магазина на ул. Гоголя осуществляется через разгрузочное помещение (п. 3 ППБ 01-03; ст. 89 №123-ФЗ; п. 7.2.6 СП1.13130.2009; п. 1.113 СНиП 2.08.02-89); Магазин по адресу: ул. Красноармейская, д.5 10. На окнах магазина установлены глухие решетки (пп. 3, 40 ППБ 01-03); 11. На пути эвакуации через основной выход установлен турникет (пп. 3, 53 ППБ 01-03; ч. 7 ст. 89 №123-ФЗ; п. 6.10 СНиП 21-01-97*); 12. Запасной выход из магазина осуществляется через разгрузочное помещение (п. 3 ППБ 01-03; ст.89 №123-ФЗ; п. 7.2.6 СП1.13130.2009; п. 1.113 СНиП 2.08.02-89); Магазин в п. Коммунистический: 13. На окнах магазина установлены глухие решетки (пп. 3, 40 ППБ 01-03); 14. На пути эвакуации через основной выход установлен турникет (пп. 3, 53 ППБ 01-03; ч. 7 ст. 89 №123-ФЗ; п. 6.10 СНиП 21-01-97*); 15. Запасной выход из магазина осуществляется через разгрузочное помещение (п. 3 ППБ 01-03; ст. 89 №123-ФЗ; п. 7.2.6 СП1.13130.2009; п. 1.113 СНиП 2.08.02-89). Таким образом, своими действиями ЗАО «Дикси-Петербург» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение требований пожарной безопасности. 17 мая 2011 года материалы дела об административном правонарушении поступили в Боровичский районный суд. В судебном заседании представитель ЗАО «Дикси-Петербург» по доверенности Случанко А.К. вину юридического лица в совершении административного правонарушения признал полностью, пояснил, что в настоящее время обществом устранены нарушения, изложенные п.1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14 протокола, в ближайшее время будут окончены работы по оборудованию эвакуационного выхода из магазина в пос.Коммунистический. Должностное лицо общества, которое не приняло должных мер к устранению данных нарушений после проверки 2010г. уволено. Представитель ОНД по Боровичскому и Любытинскому районам по доверенности Квасков А.С. в судебном заседании пояснил, что выявленные в ходе проверки нарушения являются существенными, полагал необходимым назначение наказания в виде административного приостановления деятельности для скорейшего устранения всех нарушений. Факт совершения указанного административного правонарушения кроме объяснений представителей юридического лица, привлекаемого к ответственности, объяснений представителя органа пожарного надзора, подтверждается протоколом об административном правонарушении № от 13 мая 2011 года, актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности № от 04 мая 2011 года. В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В рассматриваемом случае Общество знало о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, однако допустило их нарушение. Нормы и требования правил пожарной безопасности являются общедоступными, публикуются и применяются на территории РФ в установленном порядке, в связи с чем Общество имело объективную возможность непосредственно с ними ознакомиться и принять своевременные меры для их устранения. Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, допущенные ЗАО «Дикси-Петербург», непосредственно влияют напроцесс вынужденной эвакуации людей, при возможных условиях опасных факторов пожара, что является реальной угрозой жизни и здоровью людей. Нарушение правил пожарной безопасности признается общественно опасным самим фактом невыполнения или ненадлежащего выполнения требований пожарной безопасности, поскольку объектом правонарушения является пожарная безопасность, то есть состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, являющаяся составной частью общественной безопасности. При этом противоправность деяния виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий, для привлечения к административной ответственности необходимо установить, какие правила были нарушены или не выполнены. В соответствии с положениями ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Согласно части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона. В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица. При этом доказательств, свидетельствующих о наличии реальной непосредственной угрозы возникновения пожара в результате допущенных обществом нарушений правил пожарной безопасности, контролирующим органом не представлено. С учётом данных о характере совершенного административного правонарушения, длительности периода, в течение которого существуют такие существенные нарушения правил пожарной безопасности, как ненадлежащее содержание путей эвакуации и огнетушителей, отсутствие мероприятий по проведению обучения и противопожарного инструктажа, наличием смягчающего обстоятельства в виде признания вины, добровольного устранения большей части выявленных нарушений, и отягчающего ответственность обстоятельства в виде повторного совершения однородного административного правонарушения; материальным положением правонарушителя, являющегося коммерческой организацией, специфического характера деятельности общества, связанной с массовым пребыванием в принадлежащих обществу помещениях людей, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, судья полагает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа в размере максимальной санкции. Виновным юридическим лицом предпринят ряд мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений, что свидетельствует о том, что такое наказание, как административное приостановление деятельности, является нецелесообразным, так как устранение допущенных нарушений возможно без применения такого вида наказания, и установленные ст.3.1 КоАП РФ цели административного наказания будут достигнуты путем применения наказания в виде административного штрафа. Руководствуясь ст.3.5, 4.1, п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья постановил: за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, то есть за нарушение требований пожарной безопасности, подвергнуть закрытое акционерное общество «Дикси-Петербург» - административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей. Штраф должен быть уплачен на р/с 40101810900000010001 Управления Федерального казначейства по Новгородской области (ГУ МЧС России по Новгородской области), ИНН 5321100197, ОКАТО 492006000000, в ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области, КБК 17711627000010000140 (штраф за нарушение требований пожарной безопасности). Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в 10-дневный срок со дня получения копии постановления. Судья И.А. Киселёв