№ ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Боровичи Новгородской области 15 июня 2011 года Судья Боровичского районного суда Новгородской области Киселёв И.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, совершённом индивидуальным предпринимателем Ивановым <данные изъяты> ранее не привлекавшимся к административной ответственности, установил: в ходе проверки, проведённой государственным инспектором Боровичского и Любытинского районов по пожарному надзору, выявлено, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - индивидуальный предприниматель Иванов В.М. 16 мая 2011 г. в 12 час. 30 мин. по адресу: <адрес>, в трехэтажном торговом комплексе, принадлежащем ему на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ), нарушил пункты 3, 16, 41, 89 «Правил пожарной безопасности в РФ» ППБ 01-03, утверждённых Приказом МЧС РФ №313 от 18 июня 2003г., зарегистрированных в Минюсте РФ 27 июня 2003г, регистрационный №4838; статьи 54, 64, 69, 83, 84, 87, 89, 90 Федерального закона от 22 июля 2008 года №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; пункты 4.2.7, 4.3.1, 7.1.13 свода правил СП1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы»; пункт 10.3 табл. А.1 свода правил СП 5.13130.2009 Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические; пункт 8 табл. 2 свода правил СП 3.13130.2009 Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; пункт 4.3 свода правил СП 4.13130.2009 «Ограничение распространения пожара на объектах защиты»; пункт 5.3 свода правил СП 8.13130.2009 Источники наружного противопожарного водоснабжения; пункты 6.16, 6.18, 8.4, 8.11 строительных норм и правил СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; пункт 2.13, табл. 7 строительных норм и правил СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»; пункт 10.3 табл. 1 Норм пожарной безопасности НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений помещений и оборудования, подлежащих защите АУПТ и АПС»; пункт 5.1 норм пожарной безопасности НПБ 104-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях»; табл. 1*, прил. 1 строительных норм и правил * СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений», пункт 7.74 строительных норм и правил СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», а именно: 1. Двери лестничной клетки не оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах (п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ»; ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 4.2.7 СП 1.13130.2009 Эвакуационные пути и выходы; п. 6.18* СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»); 2. Здание не оборудовано системой автоматического пожаротушения в соответствии с нормами (п. 3 ППБ 01-03; ст. 54, 83 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ; табл. А.1 п. 10.3 СП 5.13130.2009 Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические; табл. 1, п. п. 10.3 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений помещений и оборудования, подлежащих защите АУПТ и АПС»); 3. Здание не оборудовано системой оповещения людей о пожаре 4-го типа (речевое оповещение, световые оповещатели «Выход», статические указатели направления движения, разделение здания на зоны пожарного оповещения, обратная связь зон оповещения с помещением пожарного поста-диспетчерской) в соответствии с нормами (п.3 ППБ 01-03; ст.54, 84 Федерального закона от 22.07.2008 г. №123-ФЗ; п. 8 табл. 2 СП 3.13130.2009 Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; п.5.1 НПБ 104-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях»); 4. Не обеспечено противопожарное расстояние от соседних жилых домов до здания торгового комплекса 10 м (п. 3 ППБ 01-03; ст. 69 п. 1 Федерального закона от 22.07.2009 г. №123-ФЗ; п.4.3 СП 4.13130.2009 «Ограничение распространения пожара на объектах защиты»; табл. 1*, прил. 1* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка зданий и застройка городских и сельских поселений»); 5. Ширина эвакуационных выходов на наружную лестницу со второго и мансардного этажей здания менее требуемой 1,2 м (фактически 80 см), (п.3 ППБ 01-03; ст. 89 Федерального закона от 22.07.2009г. №123-ФЗ; п. 7.1.13 СП 1.13130.2009; п. 6.16 СНиП 21-01-97*); 6. Не предусмотрено ограждение на кровле здания в соответствии с ГОСТ 25772 (п. 3 ППБ 01-03; ст. 90 п. 16 Федерального закона от 22.07.2009г. № 123-ФЗ; п. 8.11 СНиП 21-01 -97*); 7. Не проведены эксплуатационные испытания наружной пожарной лестницы (п. 41 ППБ 01-03); 8. Выход на чердак из мансардного этажа не оборудован противопожарным люком с пределом огнестойкости не ниже Е130 (п. 3 ППБ 01-03; ч.3 ст. 87 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ; п. 8.4 СНиП 21-01-97*); 9. Не проведена проверка работоспособности не менее двух ближайших пожарных гидрантов, обеспечивающих наружное пожаротушение здания на соответствие расхода воды в них требуемому по нормам (пп. 3, 89 ППБ 01-03; ч.6 ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ; п. 5.3 СП 8.13130.2009 Источники наружного противопожарного водоснабжения; п. 2.13 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения»); 10. Не предоставлена в отдел НД по Боровичскому и Любытинскому районам декларация пожарной безопасности (п. 3 ППБ 01-03; ст. 64 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ); 11. На лестничной клетке, в проходах (коридорах) служащих для эвакуации людей не предусмотрено эвакуационное освещение, (п. 3 ППБ 01-03; ст. 89 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ; п. 4.3.1 СП 1.13130.2009 Эвакуационные пути и выходы; п. 7.74 СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение). Таким образом, своими действиями ИП Иванов В.М. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ - нарушение правил пожарной безопасности. 16 мая 2011 года материалы дела об административном правонарушении поступили в Боровичский районный суд. Привлекаемое к ответственности лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - Иванов В.М. - в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения признал, факты выявленных нарушений правил пожарной безопасности не оспорил, при этом пояснил, что в настоящее время им устранены нарушения, изложенные в пп.1 и 11 протокола об административном правонарушении, а также заключен договор на проведение испытаний наружной пожарной лестницы. Остальные нарушения устранить за короткий промежуток времени невозможно, поскольку для этого требуется большое количество финансовых средств. В течение года после проверки он не смог устранить нарушения по предписанию органа пожарного надзора, поскольку выплачивает кредит, который оформлен на его мать, а он является поручителем и залогодателем, в связи с чем в свидетельстве о государственной регистрации права собственности на здание магазина имеется штамп о том, что оно погашено. Также он планирует отселить соседний частный деревянный дом для того, чтобы обеспечить соблюдение противопожарных расстояний. Также он имеет намерение внести изменения в проект и здание магазина переоборудовать в офисные помещения, поскольку к ним предъявляются иные требования в части пожарной безопасности. Для оборудования системы пожаротушения необходимо несколько миллионов рублей. Представитель ОНД по Боровичскому и Любытинскому районам по доверенности Квасков А.С. в судебном заседании пояснил, что выявленные в ходе проверки нарушения являются существенными. Они не устраняются в течение длительного времени, поскольку предписание ОГПН к установленному сроку было не исполнено. Собственник построил здание с отступлением от проекта, в котором содержались положения об обустройстве системы пожаротушения, речевого оповещения о пожаре, были определены размеры эвакуационных выходов и т.д. До рассмотрения дела в суде действенных мер не предпринято, в связи с чем полагал необходимым назначение наказания в виде административного приостановления деятельности на срок 90 суток. Факт совершения указанного административного правонарушения кроме объяснений Иванова В.М., объяснений представителя органа пожарного надзора, подтверждается протоколом об административном правонарушении № от 16 мая 2011 года, актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности № от 16 мая 2011 года. В рассматриваемом случае индивидуальный предприниматель знал о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, поскольку правила пожарной безопасности являются общедоступными и обязательными для выполнения, органом пожарного надзора в июне 2010г. было выдано предписание об устранении данных нарушений, однако никаких мер к их устранению не предпринято. Согласно ч.4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2007г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться ими, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Нарушение правил пожарной безопасности признается общественно опасным самим фактом невыполнения или ненадлежащего выполнения требований пожарной безопасности, поскольку объектом правонарушения является пожарная безопасность, то есть состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, являющаяся составной частью общественной безопасности. При этом противоправность деяния виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий, для привлечения к административной ответственности необходимо установить, какие правила были нарушены или не выполнены. В соответствии с положениями ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, допущенные учреждением, непосредственно влияют на процесс вынужденной эвакуации людей, при возможных условиях опасных факторов пожара, что является реальной угрозой жизни и здоровью людей. В соответствии со ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. С учётом данных о характере совершенного административного правонарушения, длительности периода, в течение которого существуют такие существенные нарушения правил пожарной безопасности, как отсутствие системы автоматического пожаротушения, речевой системы оповещения о пожаре, несоответствие установленным требованиям путей эвакуации, отсутствием реальных мер, направленных на устранение данных нарушений, в том числе и по исполнению ранее выданного предписания органа пожарного надзора; наличием смягчающего обстоятельства в виде фактического признания вины, поскольку наличие самих нарушений установленных правил пожарной безопасности не оспаривается, отсутствием отягчающих ответственность обстоятельств; материальным положением правонарушителя, являющегося индивидуальным предпринимателем и осуществляющим коммерческую деятельность; специфического характера деятельности виновного лица, связанной эксплуатацией магазина, осуществлением торговой деятельности и с массовым пребыванием в нем людей, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, судья полагает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности данного здания торгового комплекса, поскольку наказание в виде административного штрафа, также предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, не позволит достигнуть целей наказания, а именно предупреждения совершения новых правонарушений, а также устранения нарушений правил пожарной безопасности, создающих реальную опасность для жизни и здоровья людей. Согласно ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. Судья на основании ходатайства юридического лица либо лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания. В соответствии со ст.29.10 КоАП РФ при назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. При административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. В соответствии с ч.2 ст.32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. Так как в соответствии с ч. 1 и 2 ст.32.12 КоАП РФ и ч.2 ст.109 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" меры по обеспечению исполнения указанных в постановлении мероприятий применяются судебными приставами-исполнителями и выбираются ими самостоятельно, то в качестве мероприятий, направленных на обеспечение данного административного наказания, судья полагает необходимым запрет осуществления торговой и иной деятельности, связанной с массовым пребыванием людей в торговом комплексев течение срока административного приостановления деятельности, поскольку эксплуатация данных помещений не связана с деятельностью объектов жизнеобеспечения. При определении срока приостановлении деятельности объекта, с учетом необходимости баланса интересов на реализацию права на обеспечение пожарной безопасности лиц, находящихся в торговом комплексе и их права как такового на нахождение в нем, с учетом объема работ, необходимых для устранения выявленных нарушений, судья полагает назначить срок административного приостановления деятельности в 50 суток. Руководствуясь ст.3.5, 4.1, п.1 ч.1 ст.29.9, ст.32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья постановил: за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, то есть за нарушение требований пожарной безопасности, подвергнуть индивидуального предпринимателя Иванова <данные изъяты> административному наказанию в виде административного приостановления деятельности, связанной с массовым пребыванием людей и осуществлением торговой деятельности в помещениях трехэтажного торгового комплекса по адресу: <адрес>, на срок 50 (пятьдесят) суток. Постановление подлежит немедленному исполнению судебными приставами-исполнителями. Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в 10-дневный срок со дня получения копии постановления, обжалование постановления не приостанавливает его исполнение. Судья И.А. Киселёв