постановление по делу



Дело

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

<адрес>      ДД.ММ.ГГГГ

Судья Боровичского районного суда <адрес> Кондратьева В.Л., рассмотрев дело об административном правонарушении, совершенном лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - индивидуальным предпринимателем ФИО1, адрес: <адрес> тел.: 89217294589, регистрационное свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ межрайонной инспекцией МНС РФ по <адрес>, ИНН 532000131313, ранее привлекавшейся к административной ответственности постановлением Боровичского районного суда <адрес>                          от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа 2000 рублей.

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Боровичского и <адрес>ов по пожарному надзору составлен протокол об административном правонарушении в отношении лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - индивидуального предпринимателя ФИО1, адрес: <адрес> тел.: 89217294589, регистрационное свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ межрайонной инспекцией МНС РФ по <адрес>, ИНН 532000131313, согласно которому данное индивидуальный предприниматель В 10 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ в помещении магазина по адресу: новгородская область, <адрес>, повторно нарушила требования пп.3, 7.15, 16, 36, 40, 53, 57, 108, п. 18 Приложения 3 ППБ 01-03 «Правил пожарной безопасности в РФ», утверждённых Приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 54, 83, 84, 134 ФЗ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», табл. А.3 п.36 СП 5.13130.2009 Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические, п. 36 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений помещений и оборудования, подлежащих защите АУПТ и АПС», п. 8 табл. 2 СП 3.13130.2009 Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, п. 5 табл. 2 НПБ 104-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях. пп. 65. 17, 5. 18, 6. 25,6. 30, 8. 4 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» п. 6.23, 36,48,49, 53 НПБ «Обучение мерам ПБ работников организаций», прил.3.1 табл.37 ПТЭЭП «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей», а именно:

1. Помещения магазина не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации. ( п. 3 ППБ 01-03 «Правила пожарной безопасности в РФ»; ст. 54, 83 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ «Технический регламент о пожарной безопасности»: табл. А.З п. 36 СП 5.13130.2009 Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические, табл. 3, п. 36 НПБ 1 10-03 «Перечень зданий, сооружений помещений и оборудования, подлежащих защите АУПТ и АПС»);

2. Помещения магазина не оборудованы системой оповещения людей о пожаре, (п. 3 ППБ 01-03, Ст.54, 84 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №123-ФЗ; п. 8 табл. 2 СП 3.13130.2009 Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, п. 5 табл. 2 НПБ 104-03 «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях»);

3. Не выполнены замеры сопротивления изоляции эл. проводки, (п. 57 ППБ 01-03; прил.3.1 табл.37 ПТЭЭП «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей»);

4. Основная эвакуационная лестница из магазина выполнена из горючих материалов
(деревянная). (п.3 ППБ 01-03, п.6.30 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и
сооружений»);

5. Не обеспечен предел огнестойкости маршей лестничной клетки К. 45. (п. 5.! 7, 5.18 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений);

6. Па путях эвакуации (в коридоре) для отделки стен применены материалы с более высокой пожарной опасностью, чем П,В1,<адрес>.Т2. (п.3 ППБ 01-03. п.6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»);

7. В торговых залах для отделки стен применены материалы с более высокой пожарной опасностью, чем КМ 2. (п.3 ППБ 01-03; п. 18 ст. 134 ФЗ 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);

8. Не проведена повторная огнезащитная обработка (пропитка) деревянных конструкций чердака по истечении срока действия обработки (пропитки)(п. 36 ППБ 01-03);

9. Отсутствует план эвакуации людей при пожаре. (п. 16 ППБ 01-03);

10. Не установлен распорядительным документом противопожарный режим в организации, предусмотренный (п. 15 ППБ 01-03 п. 15 ППБ 01-03);

11. Не разработана специальная программа по проведению первичного противопожарного инструктажа на объекте.( п.3 ППБ 01-03; п.6 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасной работников организаций»);

12. Не разработана специальная программа по проведению вводного противопожарного инструктажа на объекте.(п.3 ППБ 01-03; п.6 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»);

13. Не разработан руководителем организации график проведения занятий повторного противопожарного инструктажа. (п.3 ППБ 01-03; п.23 НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций»);

14. Не разработан перечень контрольных вопросов для проверки знаний работников организации с учетом специфики производственной деятельности с включением в обязательном порядке практическую часть (действия при пожаре, применение первичных средств пожаротушения). (п.3 ППБ 01-03; п.48, 49 НПБ «Обучение мерам пожарной     безопасности работников организаций»).

Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, допущенные в помещении магазина по <адрес>, непосредственно влияют на начало и процесса вынужденной эвакуации людей, при возможных условиях опасных факторов пожара, является реальной угрозой жизни и здоровью людей, за что предусмотрена административная ответственность по ст. 20.4. часть 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного приостановления деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ материалы дела об административном правонарушении начальником отдела НД по Боровичскому и <адрес>м переданы на рассмотрение в Боровичский районный суд <адрес>.

В ходе рассмотрения дела представитель индивидуального предпринимателя ФИО1 по доверенности ФИО3 факты выявленных нарушений норм и правил пожарной безопасности, изложенных в протоколе об административном правонарушении и акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности, не отрицал, пояснив, что в связи с трудным материальным положением требования пожарной безопасности не были исполнены своевременно, в настоящее время проводятся мероприятия по устранению указанных нарушений (отремонтирована половина помещения магазина).

В судебном заседании представитель ОГПН по <адрес>, действующий по доверенности, ФИО4, пояснил, что Правила пожарной безопасности направлены на обеспечение жизни и здоровья людей, поэтому должны исполняться надлежащим образом. Отсутствие финансирования не является основанием освобождения индивидуального предпринимателя от ответственности. Действия юридического лица квалифицированы по ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), поскольку ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ФИО1 привлекалась к административной ответственности за нарушение тех же требований противопожарной безопасности, которые выявлены в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ, однако ст. 20.4 КоАП РФ на тот момент                              не содержала самостоятельной квалификации деяния, которая предусмотрена в настоящее время ч.3 и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, действия виновного лица по нарушению перечисленных требований противопожарной безопасности квалифицировались по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Факт совершения указанного административного правонарушения кроме объяснений представителя индивидуального предпринимателя ФИО1, по доверенности ФИО3, объяснений представителя ОГПН, подтверждается протоколом об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ, копией распоряжения (приказа) о проведении проверки в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, копией предписания в отношении ФИО1

В рассматриваемом случае индивидуальный предприниматель ФИО1 знала о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, однако допустила их нарушение.

Согласно ч. 4 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться ими, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Доводы о тяжелом материальном положении индивидуального предпринимателя ФИО1 судья находит необоснованными, так как она обязана исполнять все установленные законодательством требования, за неисполнение которых подлежит установленной ответственности на общих основаниях.

Нарушение правил пожарной безопасности признается общественно опасным самим фактом невыполнения или ненадлежащего выполнения требований пожарной безопасности, поскольку объектом правонарушения является пожарная безопасность, то есть состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, являющаяся составной частью общественной безопасности. При этом противоправность деяния виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий, для привлечения к административной ответственности необходимо установить, какие правила были нарушены или не выполнены.

В соответствии с положениями ст. 38 Федерального закона -фз от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, допущенные индивидуальным предпринимателем ФИО1, непосредственно влияют на обнаружение пожара в начальной его стадии, оповещение о нём и соответственно на начало и процесс вынужденной эвакуации людей, при возможных условиях опасных факторов пожара, что является реальной угрозой жизни и здоровью людей.

В соответствии с ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ), предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи;

В соответствии с ч.3 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ), предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -

В соответствии с ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ), предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений; частью 5 ст. 20.4 КоАП РФ - за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела постановлением Боровичского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ФИО1 привлекалась к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ за нарушение требований противопожарной безопасности при эксплуатации помещения магазина в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.

Действия индивидуального предпринимателя ФИО1 квалифицированы по ч.5 ст.20.4 КоАП РФ - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи.

В соответствии с ч.5 ст.20.4 КоАП РФ установлена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.ч.3,4 ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения; нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений).

ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ФИО1 была привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ), которая не содержала отдельных норм о нарушении требований пожарной безопасности, предусмотренных ч.ч.3.4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ), а также нормы, устанавливающей повышенную ответственность за повторное совершение однородного административного правонарушения.

Согласно ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности,                      не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными доказательствами, предусмотренными КоАП РФ и полученными в соответствии с законом.

В соответствии со ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

С учетом изложенного, приведенных правовых норм, судья полагает, что в действиях индивидуального предпринимателя ФИО1 содержатся составы административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи; ч.4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) - нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений. Действия индивидуального предпринимателя ФИО1 по ч.5 ст. 20.4 КоАП РФ квалифицированы необоснованно.

Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2008 года( утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию, судья вправе переквалифицировать действия лица, привлекаемого к административной ответственности с назначением наказания, если санкция статьи предусматривает более мягкое наказание и данные дела не относятся к компетенции арбитражных судов.

С учетом изложенного, действия индивидуального предпринимателя ФИО1 подлежат квалификации по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) - нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи; части 4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) - нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений.

В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) установлена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

В соответствии с ч.4 ст.20.4 КоАП РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) установлена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Части 1,4 ст. 20.4 КоАП РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) предусматривают ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.

В соответствии с ч.2 ст.4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

При назначении наказания индивидуальному предпринимателю ФИО1 в соответствии со ст.ст. 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ учитываются характер совершенного ею административного правонарушения, имущественное и финансовое положение индивидуального предпринимателя, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность индивидуальному предпринимателю ФИО1, является признание вины.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность индивидуального предпринимателя ФИО1 является повторное совершение однородного административного правонарушения.

С учётом данных о характере совершенного административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, финансового положения юридического лица, являющегося муниципальным учреждением, судья в соответствии с положениями ч.2,3 ст.4.4 КоАП РФ полагает необходимым назначитьиндивидуальному предпринимателю ФИО1меру административного наказания, предусмотренную ч.ч.1,4 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа.

Руководствуясь ст. 29.9-29.11, 30.1, 30.3 КоАП РФ, судья

постановил:

признать индивидуального предпринимателя ФИО1 виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) и назначить в соответствии со ст. 4.4 КоАП РФ наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 (тридцать пять тысяч) рублей.

Штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам: р/с 40101810900000010001 Управления Федерального казначейства по <адрес> (ГУ МЧС России по <адрес>), ИНН 5321100197, ОКАТО 49206000000, в ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес>, БИК 044959001, КБК 17711627000010000140 (штраф за нарушение требований пожарной безопасности).

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу в любом отделении Сберегательного банка РФ. Документ, подтверждающий его уплату, представлен в кабинет Боровичского районного суда <адрес>, пл. Володарского, <адрес>) в указанный срок. В противном случае юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

                      Судья:                                                                                 В.Л.Кондратьева.