Постановление о привлечении к административной ответственности юридического лица ММУ `БЦРБ` за нарушение требований пожарной безопасности - ст.20.4 ч.1 КоАП РФ



ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Боровичи Новгородской области 28 января 2011 года

Судья Боровичского районного суда Новгородской области Киселёв И.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, совершённом юридическим лицом - муниципальным медицинским учреждением «Боровичская центральная районная больница», юридический адрес: Новгородская область, г. Боровичи, площадь 1 Мая, д.2а, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, серия 53 № 0146226 от 15.10.2002г. ОГРН 1025300989240. зарегистрированным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России № 1 по Новгородской, не привлекавшимся к административной ответственности,

установил:

муниципальное медицинское учреждение «Боровичская центральная районная больница» в 10 часов 17 января 2011 года в зданиях ММУ «Боровичская центральная районная больница» по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, пл. 1 Мая, д. 2А нарушило требования пожарной безопасности, установленные пунктами 3, 10, 34, 40, 89, 91, 184, «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003г. № 313, зарегистрированных в Минюсте РФ 27.06.2003г., регистрационный № 4838; нормы пожарной безопасности НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите АУПТ и АПС»; НПБ 104-03 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», ст. 54, 59, 83, 84, 88 ФЗ от 22.07.2008г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п. 6.18.,, СНиП 21-01 -97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», а именно:

Подвал-переход под лечебными корпусами:

1. Помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией п. 3 Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), п. 9 табл. 1 НПБ 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматической пожарной сигнализацией и автоматическими установками пожаротушения»), п. 54, 83 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», приложение А табл. 1 СП 5.13130.2009.

2. Помещения не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре по 3-му типу:

светоуказатели «Выход», речевые трансляторы (передача специальных текстов) для оповещения только работников учреждения при помощи специального текста оповещения. Такой текст не должен содержать слов, способных вызвать панику. П. 3, 10 ППБ 01-03, п.11 табл.2 НПБ 104-03 «нормы пожарной безопасности. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», п. 54, 84 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», табл. 2 п. 3 СП 3.13130.2009. «Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре».

3. Подвал используется в качестве перехода между зданиями. Не отделены эвакуационные выходы из подвала от общих лестничных клеток зданий. В случае необходимости (по условиям технологии) допускаются отдельные лестницы, для сообщения между подвальным этажом и первым этажом, они не учитываются при эвакуации, должны быть ограждены противопожарными перегородками 1-го типа (предел огнестойкости не менее ЕI 45) с устройством тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре. п.З ППБ 01-03, п. 6.21., 7.23., 6.9., 6.16. СНиП 21-01-97*.

4. Не предусмотрен тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре перед лифтом лечебного корпуса №1 П.З, ППБ 01-03, п.7.26. СНиП 21-01-97*, ст.59, п.20 ст.88 ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический" регламент о требованиях пожарной безопасности».

5. Не предусмотрен тамбур-шлюз 1-го типа с подпором воздуха при пожаре перед лифтами лечебного корпуса № 2 П.З, ППБ 01-03, п.7.26. СНиП 21-01-97*, ст.59, п.20 ст.88 ФЗ от 22.07.2008г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

6. Отсутствует эвакуационное освещение (коридоров, выходов) выполненное в соответствие с требованиями главы 6.1 ПУЭ п.З, 51, 57 ППБ 01-03, п 7.74 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».

7. В помещениях подвала под лечебными корпусами устроены мастерские, склады горючих материалов. п.3,40,184 ППБ-01-03, п.2.2.4., 2.2.6., 2.2.18., 2.2.22.ППБО 07-91, п. 1.10., 2.17. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения»

8. Двери выходов из поэтажных коридоров в лестничные клетки не имеют устройств для самозакрывания и уплотнений в притворах. П.3,34,40 ППБ-01-03, п.6.18. СНиП 21-01-97*

9. На окнах подвала установлены глухие решетки. П. 40 ППБ-01-03

10. На дверях помещений подвала отсутствует информация о месте хранения ключей. П.44 ППБ-01-03

11. Пожарный кран (ПК-2) не укомплектован стволом П.91 ППБ 01-03

12. Расход воды для целей пожаротушения внутреннего противопожарного водопровода не соответствует требуемому (Акт проверки внутреннего противопожарного водопровода от 11.02.2009г.) п. 3, 89 ППБ 01-03, табл.1 п. 6.1. СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий».

13. Не осуществлена не реже двух раз в год (весной и осенью) проверка работоспособности сетей противопожарного водопровода. П.89 ППБ 01-03

Таким образом, юридическое лицо - муниципальное медицинское учреждение «Боровичская центральная районная больница» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ - нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами.

В соответствии с протоколом о временном запрете деятельности от 17 января 2011г. с 8 часов 24 января 2011г. приостановлена эксплуатация помещений подвала-перехода под лечебными корпусами № 1 и № 2 ММУ «Боровичская ЦРБ».

19 января 2011г. материалы дела об административном правонарушении поступили в Боровичский районный суд.

Главный врач ММУ «Боровичская центральная районная больница» Дука П.С. в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения признал частично, факты выявленных нарушений норм и правил пожарной безопасности, изложенные в протоколе об административном правонарушении и акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности, не оспорил, за исключением п.11, так как на момент проверки пожарный кран был укомплектован стволом, при этом пояснил, что зданию больницы уже более 77 лет, капитальных ремонтов не проводилось длительное время, финансирования на эти цели не выделяется, поэтому здание находится в аварийном состоянии, которое не соответствует никаким требованиям, в том числе санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности. На третьем этаже происходит частичное обрушение потолочного покрытия, эти палаты просто закрываются, обесточиваются во избежание замыканий. Необходимо строительство нового терапевтического корпуса. Данный вопрос в настоящее время решается на уровне руководства Новгородской области. Вложение денежных средств для устранения выявленных нарушений является не рациональным, поскольку в силу вышеуказанных причин здание больницы все равно не будет соответствовать действующим нормам. В отношении требований об оборудовании АПС и системы оповещения (п.1,2 протокола) пояснил, что в соответствии с решением суда по иску прокурора Администрация Боровичского муниципального района обязана в срок до 1 июня 2011г. выделить необходимые денежные средства для производства данных работ. В настоящее время учреждением дана заявка на производство проектно-сметных работ, потом будут проводиться конкурсы, в случае выделения финансирования все работы будут произведены. В отношении оборудования тамбур-шлюзов (п.3,4,5 протокола) пояснил, что в настоящее время подана заявка в организацию, имеющую лицензию на производство данного вида работ, также будут выполняться проектно-сметные работы, потом будет решаться вопрос о выделении финансирования. Установка дополнительных дверей негативно скажется на скорости и времени доставки больных на операцию. В настоящее время монтируется система эвакуационного освещения, заказаны и в ближайшее время будут приобретены источники питания для системы эвакуационного освещения (п.6 протокола). В связи с отсутствием свободных помещений в подвальных помещениях обустроены мастерские сантехников, электриков, также находится гардероб верхней одежды стационарных больных, складирована мебель, которая еще пригодна для ремонта, находится склад грязного и чистого постельного белья. Все легковоспламеняющиеся материалы и жидкости убраны (п.7 протокола). Перенести данные помещения в иное место отсутствует возможность. Вопрос об оборудовании устройств для самозакрывания и уплотнений в притворах будет разрешен (п.8 протокола). На окнах в подвале решетки не являются глухими, глухие решетки установлены только в помещениях, расположенных в подвале, где имеются товарно-материальные ценности (п.9 протокола). На большинстве помещений подвала имеется информация о месте хранения ключей, на части помещений она действительно на момент проверки отсутствовала, так как периодически ее срывают (п.10 протокола). Расход воды внутреннего противопожарного водопровода не соответствует требуемому по причинам, не зависящим от учреждения, поскольку Водоканал не может обеспечить нужное давление воды (п.12 протокола). Проверка работоспособности сетей противопожарного водопровода проводится периодически (п.13 протокола). Данный подвал-переход соединяет между собой два корпуса. В первом корпусе расположены акушерское, родильное и гинекологические отделения, два отделения терапии, лаборатория и административные помещения. Во втором отделении расположены приемная, неврологическое, физиотерапевтическое отделения, хирургия, кардиология, травматология, радиология, реанимация, операционная, лор отделение. Изначально данный подвал использовался в качестве перехода между отделениями. Даже выход из павильона, через который проходят посетители и где осуществляются свидания, после гардероба ведет в этот подвал, где далее проход разделяется и ведет к каждому из корпусов. Через этот подвал из корпуса в корпус везут больных на операции, больные идут на физиопроцедуры. Также через подвал осуществляется доставка горячей пищи из пищеблока. При этом выход из пищеблока имеется только через этот подвал, выхода на улицу не имеется. Данный переход позволяет значительно сократить время для доставки пациентов для производства срочных операций, особенно это касается беременных. В последнее время для исполнения требований по пожарной безопасности была снята вся горючая отделка подвала, так как он ранее был отделан деревянной рейкой, частично заменили электропроводку. Также организовано постоянное дежурство сторожей в ночное время, которые проверяют помещения, пресекают курение и т.д. Произвести перевод отделений в другие помещения, перераспределить отделения возможности не имеется, поскольку кроме требований пожарной безопасности существует еще ряд требований санитарного и иных законодательств, которые невозможно выполнить. В случае прекращения деятельности подвала перемещение больных и персонала должно будет происходить через улицу, с учетом зимнего периода необходимо решать вопросы с их доставкой транспортом, верхней одеждой и обувью и т.п. Просит предоставить дополнительный срок для устранения данных нарушений.

Представитель ОГПН по <адрес> по доверенности Ляхович А.В. в судебном заседании пояснил, что выявленные в ходе проверки нарушения являются существенными, поскольку влияют на процесс вынужденной эвакуации в случае возникновения пожара. Полагает целесообразным назначить учреждению административное наказание в виде административного приостановления деятельности данного подвала - перехода между лечебными корпусами на срок 90 суток, поскольку данные нарушения существуют очень длительное время, предписания об их устранении не выполняются с 1996г., многократные факты привлечения к административной ответственности самого учреждения и должностных лиц необходимого результата не приносят. В этом подвале-переходе имелись случаи возгораний в 2005 и 2006г., в октябре 2010г. был установлен факт курения не просто пациентами, а даже работниками учреждения, за что они были привлечены к ответственности. Данное учреждение входит в список МЧС России как одно из учреждений, где грубо нарушаются требований пожарной безопасности. П.40 ППБ запрещает наличие глухих решеток на окнах. Запрещается размещение каких-либо помещений, в том числе мастерских, складов одежды, мебели и т.д., все эти предметы являются горючими. В случае возгорания дым будет распространяться через лестничные клетки, поскольку отсутствуют тамбур-шлюзы, двери с устройствами самозакрывания, что лишит сразу же возможности эвакуации всех лиц, находящихся в лечебных корпусах. Если установить двери, например с фотоэлементами, это только увеличит скорость транспортировки больных. Здание каждого из лечебных корпусов имеет свой обособленный выход на улицу, проход всех лиц может быть организован через приемный покой. Правила пожарной безопасности направлены прежде всего на обеспечение жизни и здоровья людей, поэтому должны исполняться надлежащим образом. Отсутствие финансирования не является причиной, которая освобождает от ответственности.

Факт совершения указанного административного правонарушения кроме объяснений руководителя юридического лица, привлекаемого к ответственности, объяснений представителя ОГПН, подтверждается протоколом об административном правонарушении №18 от 17 января 2011 года, протоколом о временном запрете деятельности №1 от 17 января 2011 года (время фактического прекращения деятельности - 24 января 2011 года), актом проверки соблюдения требований пожарной безопасности №437 от 17.01.2011 г..

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае учреждение знало о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности, однако допустило их нарушение.

Согласно ч.4 ст.4 Федерального закона от 22 июля 2007г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться ими, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Доводы руководителя учреждения, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, о том, что учреждению не выделяется финансирования, судья находит необоснованными, так как данное учреждение является юридически лицом, в связи с чем оно обязано исполнять все установленные законодательством требования, за неисполнение которых оно подлежит установленной ответственности на общих основаниях.

Нарушение правил пожарной безопасности признается общественно опасным самим фактом невыполнения или ненадлежащего выполнения требований пожарной безопасности, поскольку объектом правонарушения является пожарная безопасность, то есть состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, являющаяся составной частью общественной безопасности. При этом противоправность деяния виновного лица не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий, для привлечения к административной ответственности необходимо установить, какие правила были нарушены или не выполнены.

В соответствии с положениями ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности, допущенные учреждением, непосредственно влияют на обнаружение пожара в начальной его стадии, оповещение о нем и соответственно на начало и процесс вынужденной эвакуации людей из зданий лечебных корпусов, при возможных условиях опасных факторов пожара, что является реальной угрозой жизни и здоровью людей.

С учётом данных о характере совершенного административного правонарушения, длительности периода, в течение которого существуют такие существенные нарушения правил пожарной безопасности, как отсутствие пожарной сигнализации, системы оповещения о пожаре; наличием смягчающего обстоятельства в виде признания вины, отсутствием обстоятельств, отягчающих ответственность; материальным положением правонарушителя, являющегося муниципальным учреждением и финансируемым из средств бюджета; специфического характера деятельности учреждения, связанной с массовым пребыванием в ней людей, которые нуждаются в стационарной медицинской помощи, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, судья полагает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности данного учреждения в части эксплуатации помещений подвала-перехода под лечебными корпусами № 1 и № 2, поскольку наказание в виде административного штрафа, также предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, не позволит достигнуть целей наказания, а именно предупреждения совершения новых правонарушений, а также устранения нарушений правил пожарной безопасности, создающих реальную опасность для жизни и здоровья людей.

В соответствии с ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

В качестве мероприятий, направленных на обеспечение данного административного наказания, судья полагает необходимым запрет осуществления деятельности, связанной с массовым пребыванием людей в помещениях подвала-перехода под лечебными корпусами учреждения по адресу: г. Боровичи, площадь 1 Мая, д.2а, в течение срока административного приостановления деятельности. Для этого должны быть проведены следующие мероприятия: полностью прекращен доступ в подвал - переход пациентов, за исключением доставки пациентов, не способных самостоятельно передвигаться в силу своего состояния здоровья для проведения операций, а также посетителей, не являющихся пациентами учреждения с одновременным усилением контроля за соблюдением правил пожарной безопасности со стороны персонала учреждения; прекращена эксплуатация всех помещений, расположенных в подвале-переходе, за исключением помещений, связанных с непосредственным функционированием и обслуживанием таких объектов, как пищеблок, объекты электро, газо, тепло, водоснабжения и других объектов жизнеобеспечения.

При определении срока приостановлении деятельности учреждения, с учетом необходимости баланса интересов на реализацию права на обеспечение пожарной безопасности лиц, посещающих медицинское учреждение и их права как такового на посещение учреждения в целях оказания медицинской помощи, с учетом объема работ, которые необходимо провести для устранения выявленных нарушений правил пожарной безопасности, судья полагает назначить срок административного приостановления деятельности в размере 36 суток с зачетом в данный срок срока временного запрета деятельности.

Руководствуясь ст. 3.12, ст. 4.1, п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ч. 2 ст. 29.10, ст. 32.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

постановил:

признать муниципальное медицинское учреждение «Боровичская центральная районная больница» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, то есть в нарушении требований пожарной безопасности при эксплуатации помещений подвала-перехода под лечебными корпусами по адресу: Новгородская область, г. Боровичи, площадь 1 Мая д.2а, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности подвала-перехода под лечебными корпусами учреждения по адресу: г. Боровичи, площадь 1 Мая, д.2а, в виде прекращения доступа в подвал - переход пациентов, за исключением доставки пациентов, не способных самостоятельно передвигаться в силу своего состояния здоровья для проведения операций, а также посетителей, не являющихся пациентами учреждения с одновременным усилением контроля за соблюдением правил пожарной безопасности со стороны персонала учреждения, прекращения эксплуатации всех помещений, расположенных в подвале-переходе, за исключением помещений, связанных с непосредственным функционированием и обслуживанием таких объектов, как пищеблок, объекты электро, газо, тепло, водоснабжения и других объектов жизнеобеспечения, на срок 36 (тридцать шесть) суток с зачётом в указанный срок срока временного запрета деятельности с 24 января 2011г.

Постановление подлежит немедленному исполнению судебными приставами-исполнителями.

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в 10-дневный срок со дня получения копии постановления, обжалование постановления не приостанавливает его исполнение.

Судья И.А. Киселёв