№
РЕШЕНИЕ
г. Боровичи Новгородской области 21 января 2011 года
Судья Боровичского районного суда Новгородской области Киселёв И.А.,
рассмотрев жалобу закрытого акционерного общества «Боровичи-Мебель» на постановление мирового судьи судебного участка №37 Боровичского района Новгородской области от 10 декабря 2010 года о привлечении к административной ответственности,
установил:
указанным постановлением ЗАО «Боровичи-Мебель» привлечено к административной ответственности по ст.20.6 ч.1 КоАП РФ за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
ЗАО «Боровичи-Мебель» обратилось с жалобой на данное постановление, так как с ним не согласно, считает вышеуказанное постановление незаконным и необоснованным, подлежащим отмене по следующим основаниям:
1.Проверка в отношении ЗАО «Боровичи-Мебель» проведена с грубым нарушением закона.
В соответствии с п.п. 2 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя.
Из материалов дела следует, что с копией распоряжения о проведении проверки была ознакомлена и присутствовала при ее проведении инженер по ОТ и ТБ ЗАО «Боровичи-Мебель» ФИО1
Однако ФИО1 не является ни руководителем ЗАО «Боровичи-Мебель», ни его законным представителем, поскольку она не была уполномочена на представление интересов юридического лица при осуществлении государственного контроля (надзора). При таких обстоятельствах проверка ЗАО «Боровичи-Мебель» проведена незаконно, в связи с чем, ее результаты должны быть признаны недействительными.
2. В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ЗАО «Боровичи-Мебель» вопросы соблюдения и выполнения требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций входят в функциональные обязанности инженера по охране труда и техники безопасности. Согласно приказу ЗАО «Боровичи-Мебель» от ДД.ММ.ГГГГ № на указанную должность принята ФИО1, которая продолжала занимать ее и на момент проведения проверки. В соответствии с должностной инструкцией инженер по охране труда обязан разрабатывать план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций предприятия, организационные и планирующие документы комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, проводить мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования и обеспечения жизнедеятельности работников в чрезвычайных ситуациях, обеспечивать разработку паспорта безопасности опасного объекта. В силу п.4.1 должностной инструкции инженер по охране труда несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, - и уголовную) ответственность за неисполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
Таким образом, полагают, что ЗАО «Боровичи-Мебель» предприняты меры и созданы все необходимые условия для соблюдения на предприятии требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Невыполнение их в данном случае связано исключительно с противоправными виновными действиями (бездействием) конкретного должностного лица - инженера по охране труда и техники безопасности ЗАО «Боровичи-Мебель» ФИО1
При таких обстоятельствах, считают, что именно данное лицо должно быть привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.20.6 ч. 1 КоАП РФ.
Просят отменить постановление мирового судьи судебного участка №37 Боровичского района Новгородской области по делу об административном правонарушении от 10.12.2010 г. в отношении ЗАО «Боровичи-Мебель».
Заместитель начальника Главного управления МЧС России по Новгородской области А.В.Купин представил возражения по существу жалобы ЗАО «Боровичи-Мебель», в которых указывает, что с основаниями, приведёнными ЗАО «Боровичи-Мебель» в жалобе не согласен по следующим основаниям:
1. О начале проведения проверки ЗАО «Боровичи-Мебель» было уведомлено 19 октября 2010 посредством направления копии распоряжения по факсимильной связи. Переданное по факсимильной связи распоряжение было зарегистрировано в журнале регистрации входящей корреспонденции ЗАО «Боровичи-Мебель» 19.10.2010 под № 1677. В том же журнале стоит отметка, что данное распоряжение отписано (передано) ФИО1 При передаче распоряжения, через секретаря, была уточнена дата проведения проверки 27.10.2010.
В соответствии п.1 ст.25 Федерального чакона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее -Федеральный чакон №294-ФЗ), при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц. Однако руководитель ЗАО «Боровичи-Мебель» 27.10.2010 препятствовал проведению надзорных мероприятий, ссылаясь на то, что он сам не назначал должностным лицам Главного управления МЧС России по Новгородской области, прибывшим для проведения проверки, дату начала проверки.
Главное управление МЧС России по Новгородской области 27.10.2010 направило по факсимильной связи в адрес ЗАО «Боровичи-Мебель» письмо с разъяснением обязанностей но обеспечению присутствия руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц при проведении проверок и с разъяснением ответственности за уклонение от проведения проверок. В письме была определена новая дата проведения проверки 29.10.2010. Переданное по факсимильной связи письмо было зарегистрировано в журнале регистрации входящей корреспонденции ЗАО «Боровичи-Мебель» 27.10.2010 под №1682. В том же журнале стоит отметка, что данное письмо вновь отписано (передано) ФИО1.
29.10.20.10 генеральный директор ЗАО «Боровичи-Мебель» находился в командировке, о чем должностным лицам Главного управления МЧС России по Новгородской области, прибывшими для проведения проверки, сообщил его секретарь.
В соответствии п.п.2 ст.15 Федерального закона №294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора) не вправе осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя. Проверка в отношении ЗАО «Боровичи-Мебель» проведена в присутствии должностного лица ЗАО «Боровичи-Мебель» - инженера по ОТ и ТБ ЗАО «Боровичи-Мебель» ФИО1, в функциональные обязанности которой входят вопросы выполнения требований в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Со слов ФИО1 руководитель ЗАО «Боровичи-Мебель» уполномочил ее присутствовать при проведении проверки. Как было указано выше, распоряжение о проверке и письмо о проведении проверки, в соответствии с журналом регистрации входящей корреспонденции ЗАО «Боровичи-Мебель», были отписаны (переданы) именно ФИО1.
На основании изложенного считает, что проверка в отношении ЗАО «Боровичи-Мебель» была проведена без нарушения закона.
2. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», именно организации обязаны: а) планировать и осуществлять необходимые меры в области зашиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам зашиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения, и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; з) предоставлять в установленном порядке информацию и области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуации.
Таким образом, считает, что ЗАО «Боровичи-Мебель» правильно привлечено к административной ответственности за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии с ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель ЗАО «Боровичи-Мебель» не явился, уведомлены надлежащим образом, судебное извещение вручено 11 января 2011г., сведений о причинах неявки и заявления об отложении рассмотрения дела не представили.
Представители Главного управления МЧС России по Новгородской области по доверенности Гаранин А.Ю, и Осипов А.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы, поддержали представленные ГУ МЧС по Новгородской области возражения, дополнительно пояснили, что они лично проводили данную проверку. В соответствии с распоряжением о проведении плановой выездной проверки от 15 октября 2010г., сроки проведения проверки были установлены с 22 по 29 октября 2010г. 19 октября 2010г. распоряжение о проведении проверки было факсом отправлено на предприятие, при этом сообщено, что проверка будет проведена 27 октября 2010г., если возникнут возражения по дате проведения проверки, то об этом необходимо сообщить. Так как никаких возражений по дате проверки не поступило, 27 октября 2010г. они прибыли для проведения проверки. однако к руководителю предприятия их не допустили, ссылаясь на то, что он на совещании, уполномоченное лицо также не было назначено, в связи с чем они были вынуждены отложить проведение проверки до 14 часов, известив об этом секретаря руководителя предприятия. В 14 часов они около кабинета директора ЗАО «Боровичи-мебель» ФИО6 встретились с ним лично, предъявили ему все необходимые документы, однако он заявил, что он им дату проведения проверки не назначал и просто выгнал их, указав им на дверь. Решение вопроса о дате проведения проверки находится в компетенции проверяющего органа, а не руководителя проверяемого лица. 27 октября 2010г. в адрес ЗАО «Боровичи-мебель» было отправлено факсом письмо с разъяснением обязанности руководителя по обеспечению проведения проверки, а также указана новая дата проверки - 29 октября 2010г. Когда они прибыли для проведения проверки 29 октября 2010г., секретарь им сообщил, что директор находится в командировке, при этом соответствующего приказа о командировке не представили. Срок проведения проверки, установленный в распоряжении, истекал 29 октября 2010г., позже этой даты проводить проверку они не имели права. При проведении проверки присутствовала ФИО1, инженер по ОТ и ТБ предприятия, в ведении которой находятся вопросы по обеспечению гражданской обороны и безопасности от чрезвычайных ситуаций. Ей же были директором предприятие отданы для исполнения распоряжение о проверке и письмо о дате проведения проверки. Положениями закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определено, что при проведении проверки может присутствовать и должностное лицо. Поскольку в служебные обязанности ФИО1 входит решение указанных вопросов и именно ей руководитель предприятия передал для исполнения решение о проведении проверки, то проведение проверки в ее присутствии является правомерным. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" возлагает ответственность за соблюдение данных требований на организацию, указывает, что организации обязаны исполнять установленные требования. Ч.1 ст.20.6 КоАП РФ ответственность предусмотрена как для должностных, так и для юридических лиц. В связи с этим правомерным также было бы и привлечение к административной ответственности соответствующего должностного лица. Выявленные при проверке нарушения являются существенными, влияют на возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, на безопасность работников предприятия и проживающих рядом с предприятием жителей. Поведение руководителя данного предприятия является неэтичным, так как он злоупотреблял своими правами при проведении проверки.
Выслушав представителей ГУ МЧС России по Новгородской области, исследовав письменные материалы дела, судья считает, что постановление мирового судьи судебного участка №37 от 10 декабря 2010 года вынесено законно и обоснованно и отмене не подлежит.
Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 ст. 20.6 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Вина ЗАО «Боровичи-Мебель» совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, подтверждается:
- протоколом об административном правонарушении от 30 ноября 2010 года,
- актом проверки №/ЧС от 29 октября 2010 года, распоряжением о проведении плановой выездной проверки юридического лица от 15 октября 2010 №/ЧС,
- копией журнала регистрации входящей корреспонденции ЗАО «Боровичи-Мебель»,
- копией уведомлений о проведении проверки от 27 октября 2010 года,
- копией почтового уведомления,
- копией уведомления о направлении материалов проверки от 08.11.2010 года,
- копией решения единственного акционера от 12.12.2007 года,
- копией устава ЗАО «Боровичи - Мебель»,
- копией приказа о создании объектового звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и системы гражданской обороны (ГО),
- копией свидетельства о регистрации №.
Санкция ч.1 статьи 20.6 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Доводы жалобы о том, что при проведении проверки были нарушены права юридического лица и проверка была проведена с грубыми нарушениями закона, судья находит необоснованными и подлежащими отклонению, поскольку они опровергаются имеющимися в материалах дела об административных правонарушениях письменными доказательствами, а также объяснениями представителей ГУ МЧС России по Новгородской области.
В соответствии п.1 ст.25 Федерального чакона №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, или уполномоченных представителей юридических лиц, либо иных должностных лиц.
Как следует из материалов дела, руководитель ЗАО «Боровичи-Мебель» 27.10.2010г. и 29.10.2010г. препятствовал проведению надзорных мероприятий, злоупотребляя своими правами, предоставленному законом при проведении надзорных мероприятий.
Проверка в отношении ЗАО «Боровичи-Мебель» была проведена в присутствии должностного лица ЗАО «Боровичи-Мебель» - инженера по ОТ и ТБ ЗАО «Боровичи-Мебель» ФИО1, в функциональные обязанности которой входят вопросы выполнения требований в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о чем в своей жалобе прямо указывает ЗАО «Боровичи-Мебель».
Как следует из материалов дела, данному должностному лицу руководителем предприятия были переданы распоряжение о проверке и письмо о проведении проверки, что подтверждается выписками из журнала регистрации входящей корреспонденции ЗАО «Боровичи-Мебель.
Доводы жалобы о том, что к ответственности должно быть привлечено должностное лицо, а не юридическое, не основаны на законе, поскольку санкция ч.1 ст.20.6 КоАП РФ предусматривает ответственность в том числе и юридических лиц.
Также при рассмотрении настоящей жалобы судья учитывает, что юридическое лицо не оспаривает наличие нарушений действующего законодательства в области гражданской обороны, в ходе производства по делу и при рассмотрении дела в суде первой инстанции не оспаривало своей вины, в связи с чем ему было назначено наказание в размере минимальной санкции.
С учетом изложенного, судья полагает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление отмене не подлежит, а производство по делу об административном правонарушении не подлежит прекращению.
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка №37 Боровичского района Новгородской области от 10 декабря 2010 года о привлечении к административной ответственности ЗАО «Боровичи-Мебель» по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобе ЗАО «Боровичи-Мебель» без удовлетворения.
Решение вступает в силу с момента провозглашения и может быть обжаловано в порядке пересмотра вступившего в законную силу решения.
Судья И.А.Киселёв