№
РЕШЕНИЕ
г. Боровичи Новгородской области 17 февраля 2011 года
Судья Боровичского районного суда Новгородской области Киселёв И.А.,
рассмотрев жалобу Семеновой <данные изъяты>, на постановление № начальника отделения Боровичского МРО №1 УФМС России по Новгородской области от 18 декабря 2010 года о привлечении к административной ответственности,
установил:
указанным постановлением Семенова Л.В. привлечена к административной ответственности по ст.18.9 ч.4 КоАП РФ за нарушение правил миграционного учета, выразившееся в неуведомлении об убытии с ее адреса гражданина Украины, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.
Семенова Л.В. обратилась с жалобой на данное постановление, так как с ним не согласна, поскольку указанное в постановлении лицо - ФИО2 является её отцом, приехавшим к ней в гости из Украины. В данном случае он прибыл в Россию в начале июля 2010 года на празднование её юбилея ДД.ММ.ГГГГ. Убыл он с территории РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п.2 ст. 23 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется органом миграционного учета после получения в установленном порядке от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления с прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания с указанием в этой части бланка даты убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. Отрывная часть бланка уведомления о прибытии данного иностранного гражданина в место пребывания должна быть направлена принимающей стороной в соответствующий орган миграционного учета не позднее чем через два дня со дня убытия данного иностранного гражданина из места пребывания. В указанный срок данные уведомления ею направлены не были, что явилось основанием для привлечения к административной ответственности по ч.1 ст. 18.9 КоАП РФ.
Считает, что в данном случае возможно применение ст. 2.9. КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Считает, что совершенное ею единожды деяние не повлекло за собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и не причинило вреда государству. Нормы Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и статья 18.9 КоАП РФ направлены в первую очередь на регулирование правоотношений, связанных с пребыванием иностранных граждан на территории РФ для целей их трудовой деятельности, и на недопущение нарушений закона работодателями, являющимися принимающей стороной. В данном случае лицо, прибывшее, а затем убывшее на Украину, является его родственником, который приехал на празднование её юбилея и тот факт, что она не уведомила своевременно уполномоченный орган о его убытии с территории РФ, в данном случае не повлекло существенного вреда охраняемых государством правоотношениям. Кроме того, в соответствии со ст.1 Соглашения от 16 января 1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины, а также Протоколу о внесении изменений с данное соглашение от 30 октября 2004 года граждане государства одной Стороны на основе взаимности освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту их пребывания на территории государства другой Стороны, если срок такого пребывания не превышает 90 дней с момента въезда на территорию государства этой другой Стороны, при наличии у них миграционной карты с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде на территорию государства пребывания. В данном случае срок пребывания ФИО2 на территории РФ не превысил 90 дней, следовательно, законодательство в данной части ею не нарушено.
На основании изложенного просит постановление об административном правонарушении №, вынесенное начальником отделения Боровичского района МРО № 1 УФМС России по Новгородской области Винокуровой Татьяной Владимировной 18 декабря 2010 года в отношении Семёновой <данные изъяты> отменить, производство по нему - прекратить.
В судебном заседании Семенова Л.В. поддержала доводы своей жалобы, пояснила суду, что за регистрацию трех родственников, которые приехали к ней на юбилей, она заплатила государству 1000 рублей, хотя могла и не регистрировать их в соответствии с Соглашением между РФ и Украиной. В отношении неё составлены три протокола и вынесены три постановления, назначен штраф в общей сумме 6.000 рублей, который с учетом размера ее заработка является очень большим.
Представитель отделения Боровичского района МРО №1 УФМС России по Новгородской области по доверенности Тимофеев А.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, пояснив, что своими действиями Семенова Л.В. нарушила правила миграционного учета, так как она была обязана уведомить компетентные органы об убытии ее родственников, поскольку она их зарегистрировала и они были поставлены на миграционный учет. При этом пояснил, что Семенова Л.В. имела право не регистрировать приехавших к ней родственников в соответствии с международным Соглашением между Россией и Украиной.
Выслушав заявителя, представителя отделения Боровичского района МРО №1 УФМС России по Новгородской области, исследовав письменные материалы дела, судья считает, что постановление начальника отделения Боровичского района МРО №1 УФМС России по Новгородской области от 18 декабря 2010 года в отношении Семеновой <данные изъяты> подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению.
Согласно ч. ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 4 ст. 18.9 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение принимающей стороной обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета.
П. 39 Порядка осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9, установлено, что при убытии иностранного гражданина из места пребывания принимающая сторона обязана не позднее чем через 2 дня со дня его убытия непосредственно представить либо направить почтовым отправлением в соответствующий территориальный орган Федеральной миграционной службы отрывную часть бланка уведомления о прибытии с указанием в этой части бланка даты убытия этого иностранного гражданина.
В соответствии с Федеральным законом "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции (преамбула).
Как следует из статьи 4 данного Федерального закона, миграционный учет имеет, как правило, уведомительный характер (пункт 2) и осуществляется в том числе в целях создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод и для исполнения ими возложенных на них обязанностей (подпункт 1 пункта 1), а также в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям (подпункт 6 пункта 1). При этом в основу организации миграционного учета положены принципы свободы передвижения иностранных граждан и выбора ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, защиты государством права иностранных граждан на свободу передвижения и выбор ими места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации на основе законности и соблюдения норм международного права, сочетания интересов личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и защиты иных национальных интересов Российской Федерации, доступности совершения действий, необходимых для осуществления миграционного учета, а также унификации правил миграционного учета (пункт 3).
Необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону, в качестве которой в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" может выступать гражданин Российской Федерации, и иные лица, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (находится) либо в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства работает.
В силу пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания он предоставляет принимающей стороне необходимые документы (подпункт 1); принимающая сторона, в свою очередь, в установленном законом порядке предъявляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета и передает иностранному гражданину отрывную часть бланка уведомления о прибытии данного гражданина в место пребывания (подпункт 2). При этом в соответствии с Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 года N 9) принимающая сторона выражает свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина подписью на оборотной стороне уведомления о прибытии, дополнительно скрепляемой печатью, в случае, если в качестве принимающей стороны выступает организация (пункт 25).
Снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" осуществляется органом миграционного учета после получения от принимающей стороны отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания (с указанием в этой части бланка даты его убытия из места пребывания), которая должна быть направлена ею в данный орган не позднее чем через два дня со дня убытия иностранного гражданина из места пребывания.
Принимающая сторона в целях исполнения обязанности, возложенной на нее пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", должна заблаговременно предпринять все возможные усилия для получения от иностранного гражданина отрывной части бланка уведомления, а в случае его убытия без возврата данного документа - проинформировать об этом территориальный орган миграционного учета в любой доступной форме, обеспечивающей адекватное и своевременное доведение до него соответствующих сведений.
Из этого исходит и Административный регламент по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации (утвержден Приказом Федеральной миграционной службы от 6 июля 2009 года N 159), который, закрепляя административную процедуру снятия иностранных граждан с миграционного учета, фактически обязывает территориальные органы миграционной службы в случае, если иностранный гражданин убыл из места пребывания, не передав принимающей стороне отрывную часть бланка уведомления, не препятствовать ей в исполнении соответствующей обязанности посредством подачи мотивированного заявления в произвольной форме о снятии такого иностранного гражданина с учета по месту пребывания (пункт 63.1).
Вместе с тем, согласно ст. 1 «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины», заключенного в г. Москве 16.01.1997 года (в ред. Протокола от 30.10.2004) граждане государства одной Стороны могут въезжать, выезжать и передвигаться по территории государства другой Стороны без виз с соблюдением правил пребывания, действующих в этом государстве, по удостоверяющим личность и подтверждающим гражданство документам, указанным в Приложениях 1 и 2 к настоящему Соглашению.
Граждане государства одной Стороны на основе взаимности освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту их пребывания на территории государства другой Стороны, если срок такого пребывания не превышает 90 дней с момента въезда на территорию государства этой другой Стороны, при наличии у них миграционной карты с отметкой органов пограничного контроля, проставленной при въезде на территорию государства пребывания. (абзац введен Протоколом от 30.10.2004)
Как следует из протокола об административном правонарушении от 18 декабря 2010 г., Семенова Л.В. нарушила правила миграционного учета, выразившееся в не уведомлении об убытии с её адреса гражданина Украины ФИО2.
Сам факт такого не уведомления Семеновой Л.В. не оспаривается.
Как следует из объяснений Семеновой Л.В., данное лицо является ее отцом, который приезжал к ней на юбилей, находился на территории России с начала июля по 12 августа 2010г.
Таким образом, отец заявительницы, являющийся гражданином Украины, имел право не регистрироваться по месту пребывания, так как он находился на территории России менее 90 суток.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
С учетом того, что действия Семеновой Л.В., выразившиеся в не уведомлении об убытии с её адреса гражданина Украины, фактически не причинили существенного вреда охраняемым законом интересам, поскольку указанный гражданин Украины имел право находиться на территории России без регистрации по месту пребывания, судья полагает, что обжалуемое постановление подлежит отмене, а производство по делу подлежит прекращению в связи с малозначительностью деяния, совершенного Семеновой Л.В.
Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника отделения Боровичского района МРО №1 УФМС России по Новгородской области от 18 декабря 2010 года о привлечении к административной ответственности Семеновой <данные изъяты> по ч.4 ст.18.9 КоАП РФ - отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Семеновой <данные изъяты> прекратить за малозначительностью, объявить ей устное замечание.
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Судья И.А.Киселёв