постановление мирового судьи о привлечении ООО к адм. ответственности по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ оставлено без изменения, жалоба ООО без удовлетворения



РЕШЕНИЕ

г. Боровичи Новгородской области 23 декабря 2011 года

Судья Боровичского районного суда Новгородской области Вихрова С.А.,

рассмотрев жалобу на постановление и.о. мирового судьи судебного участка №3 Боровичского района Новгородской области от 21 октября 2011 года в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

постановлением и.о.мирового судьи судебного участка №3 Боровичского района Новгородской области от 21 октября 2011 года юридическое лицо ОАО «<данные изъяты>» привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 40000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ.

ОАО «<данные изъяты>» обратилось в Боровичский районный суд с жалобой на данное постановление, пояснив, что у суда имелись основания для прекращения дела об административной ответственности ввиду малозначительности. При вынесении указанного постановления не были учтены конкретные обстоятельства совершения правонарушения, свидетельствующие об отсутствии существенной угрозы государственным и общественным интересам, фактическое отсутствие вредных последствий совершения правонарушения. Суд, правильно определив объект посягательства, на защиту которого направлено установление административной ответственности за данное правонарушение, не учел конкретных обстоятельств совершенного правонарушения. Не установлено, что нарушение требований законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций привело к существенному нарушению охраняемых законом прав государства, общества, физических или юридических лиц, либо каких-либо иных отрицательных последствий. При установлении события административного правонарушения административному органу необходимо было установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния. При вынесения решения суд не учел, что в настоящее время исполнительный директор ООО «<данные изъяты>» и уполномоченный на осуществление текущей управленческой деятельности ООО «<данные изъяты>» генеральный директор ООО «<данные изъяты>» ФИО2, работник ООО «<данные изъяты>», уполномоченный решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС ФИО3, председатель КПЛЧС и ОПБ организации ФИО4 и члены КПЛЧС и ОПБ ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО3 прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций, что подтверждается удостоверениями «Учебно-методического центра гражданской защиты и пожарной безопасности <адрес>», № 984,985,986,987, 989, 990 от ДД.ММ.ГГГГ. Судом оставлен без внимания тот факт, что в ООО «<данные изъяты>» организована работа в области защиты от ЧС работников предприятия. В ходе судебного разбирательства нашло свое подтверждение то обстоятельство, что на предприятии разработан «План основных мероприятий ООО «<данные изъяты>» в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности на 2011 год» от 28 января 2011 года, которым предусмотрено обучение рабочих и служащих предприятия навыкам защиты от чрезвычайных ситуаций. 3 марта 2011 года на предприятии проведены тренировки по оповещению и сбору руководящего состава и подразделений ГО и ЧС предприятия. 5 марта 2011 года проведены мероприятия по ГО и ЧС, а именно: тренировка по эвакуации рабочих и служащих из административного здания и цехов №12 и 10 при возникновении пожара. 9 августа 2011 года было проведено тактико-специальное учение с нештатным аварийно-спасательным формированием предприятия по теме «Действия нештатного аварийно-спасательного формирования при тушении пожара и проведении аварийно-спасательных работ». Полагают, что возможное наличие вины предприятия в нарушении требований законодательства в области защиты от чрезвычайных ситуаций является составной частью состава административного правонарушения, но не является обстоятельством, исключающим малозначительность совершенного правонарушения. Принимая во внимание, что ООО «<данные изъяты>» предприняло и предпринимает все возможные меры для исполнения требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, устранило ряд нарушений обязательных требований указанного законодательства, ранее к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений предприятие не привлекалось, с учетом характера совершенного правонарушения, считает, что имеются основания для вывода о том, что в данном случае правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. На основании изложенного, просит постановление и.о. мирового судьи судебного участка №3 Боровичского района от 21 октября 2011 года отменить.

В судебном заседании представитель юридического лица ООО « <данные изъяты>», действующая на основании доверенности, ФИО8, доводы жалобы поддержала по изложенным в ней основаниям, просила постановление и.о. мирового судьи судебного участка №3 Боровичского района отменить.

Представитель ОГПН Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Новгородской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, а также отзыв на жалобу ООО «<данные изъяты>» из которого следует, что доводы жалобы юридического лица считают необоснованными по следующим основаниям. В соответствии со ст.14 Федерального закона №68-ФЗ организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. В соответствии с положением о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства от 4 сентября 2003 года №547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций пригодного и техногенного характера», подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях. Подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: лица, занятые с сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; руководители организаций; работники организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям организаций. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей организаций и уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий. Повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций сотрудников организации должна включать не только участие в практических учениях и тренировках в соответствии с планом основных мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС, но и обучение по специальной программе, на основании, которой разрабатываются планы-конспекты по каждой теме, ведутся журналы посещаемости. На момент проведения плановой проверки вышеперечисленные мероприятия выполнены не были. Задачами при подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются: а) обучение населения правилам поведения, основным способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты; б) выработка у руководителей организации навыков управления силами и средствами, входящими в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; в) совершенствование практических навыков руководителей организаций, а также председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям в организации и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий. Таким образом, от организации своевременного и надлежащего обучения во многом зависит спасение жизни и здоровья работников в случае наступления чрезвычайной ситуации на заводе, в связи с чем выявленные нарушения не могут являться малозначительными. Просят отказать в удовлетворении жалобы.

Выслушав представителя юридического лица ООО « <данные изъяты>», исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы жалобы, судья считает, что постановление и.о.мирового судьи судебного участка №3 Боровичского района Новгородской области от 21 октября 2011 года о привлечении юридического лица ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ законно, обоснованно и отмене не подлежит.

Согласно ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст.20.6 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ОГН в области ГО и защиты населения и территорий от ЧС УНД ГУ МЧС России по <адрес> составлен протокол об административном правонарушении ЧС, предусмотренном ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, в отношении ООО «<данные изъяты>», которым ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 00 минут по адресу: <адрес>, установлено, что ООО «<данные изъяты>» нарушило требования Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 года №547, приказа МЧС России от 19.01.2004 года №19, а именно: Руководитель ООО «<данные изъяты>» не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Новгородской области ( в нарушение п.п. «г» п.2, п.п. «д» п.4, п.п.»б» п.6 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 года №547); работник ООО «<данные изъяты>», специально уполномоченный решать задачи по предупреждению и ликвидации ЧС не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Новгородской области( в нарушение п.п. «д» п.2, п.п. «д» п.4, п.5, п.п.»в» п.6 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 года №547); председатель КПЛЧС и ОБП ООО «<данные изъяты>» не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Новгородской области( в нарушение п.п. «е» п.2, п.п. «д» п.4, п.п.»б» п.6 Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 года №547); члены КПЛЧС и ОБП ООО «<данные изъяты>» не прошли подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Новгородской области ( в нарушение п.9 приказа МЧС России от 19.01.2004 года №19, зарегистрированного в Минюсте 17.02.2004 года №5553); в ООО «<данные изъяты>» не организована подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций работников ООО «<данные изъяты>» ( в нарушение п.п. «а» п.2, п.п. «а» п.4, Постановления Правительства РФ от 04.09.2003 года №547).

21 октября 2011 года и.о.мирового судьи судебного участка №3 Боровичского района Новгородской области юридическое лицо ООО «<данные изъяты>» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 40000 руб.

В соответствии с пунктом 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.09.2003 года №547(далее Положение), подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

а) лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - работающее население);

б) лица, не занятые в сфере производства и обслуживания (далее именуются - неработающее население);

в) лица, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования (далее именуются - обучающиеся);

г) руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций;

д) работники федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, специально уполномоченные решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуются - уполномоченные работники);

е) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются - председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).

Согласно п.4 указанного Положения подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает:

а) для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках;

б) для неработающего населения - проведение бесед, лекций, просмотр учебных фильмов, привлечение на учения и тренировки по месту жительства, а также самостоятельное изучение пособий, памяток, листовок и буклетов, прослушивание радиопередач и просмотр телепрограмм по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;

в) для обучающихся - проведение занятий в учебное время по соответствующим программам в рамках курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", утверждаемым Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49)

г) для руководителей органов государственной власти - повышение квалификации в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, проведение самостоятельной работы с нормативными документами по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, участие в ежегодных сборах, учениях и тренировках, проводимых по планам Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

д) для председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям, руководителей органов местного самоуправления и организаций, уполномоченных работников - повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках.

В соответствии с пунктом 5 Положения для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации в течение первого года работы является обязательной. Повышение квалификации может осуществляться по очной и очно-заочной формам обучения, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

Согласно пункту 6 Положения повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят:

а) председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций - в Академии гражданской защиты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

б) руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления и организаций - в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации;

в) уполномоченные работники - в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.

Повышение квалификации преподавателей дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" и преподавателей - организаторов курса "Основы безопасности жизнедеятельности" по вопросам защиты в чрезвычайных ситуациях осуществляется в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации Министерства образования и науки Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, являющихся учредителями образовательных учреждений, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации.

Следовательно, мировой судья правильно установил, что юридическим лицом ООО «<данные изъяты>» нарушены требования вышеприведенных нормативных актов в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Вина ООО «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6 КоАП РФ, подтверждается: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки /ЧС от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах мировой судья правильно пришел к выводу о совершении юридическим лицом ООО « <данные изъяты>» административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ.

Доводы апелляционной жалобы юридического лица о малозначительности совершенного им административного правонарушения, суд находит несостоятельными.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.

В силу п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5 от 24 марта 2005 г. "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Учитывая, что ООО « <данные изъяты>» совершено административное правонарушение, посягающее на общественную безопасность, деяние не может расцениваться как малозначительное.

Действия ООО «<данные изъяты>» мировым судьей квалифицированы верно- по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) - невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения

Санкция ч.1 ст.20.6 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).

При назначении административного наказания мировой судья в полной мере учел обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, назначив ООО « <данные изъяты>» наказание в минимальных пределах санкции статьи, по которой юридическое лицо привлекается к административной ответственности.

Нарушений Кодекса об административных правонарушениях РФ, влекущих прекращение производства по делу либо отмену вынесенного постановления, в ходе привлечения ООО « Завод Эльбор» к административной ответственности не допущено.

Таким образом, оснований для отмены либо изменения постановления мирового судьи не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л :

Постановление и.о.мирового судьи судебного участка № 3 Боровичского района Новгородской области от 21 октября 2011 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ) юридического лица - ООО «<данные изъяты>» - оставить без изменения, жалобу ООО «<данные изъяты>» - без удовлетворения.

Решение     вступает в силу с момента провозглашения и обжалованию в порядке ст. 30.9 КоАП РФ не подлежит.

Судья           С.А.Вихрова