О признании права на досрочную пенсию.



По гражданскому делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    ДД.ММ.ГГГГ                            <адрес>

Бородинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего                                                                  Цветковой Н.Г.,

с участием истицы                                  ФИО3,

ФИО1 ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ      ФИО4

при секретаре                                                                                  ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 ФИО9 к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес> края о признании права на досрочную пенсию по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Истица ФИО3 обратилась с иском в суд по тем основаниям, что она является матерью ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалида с детства. Сын состоял на учёте в Управлении Пенсионного фонда РФ (ГУ) в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и получал пенсию по инвалидности 3 группы. В соответствии с законом «О трудовых пенсиях в РФ» истице, по достижении возраста 50 лет, как матери ребёнка-инвалида с детства, положено назначение трудовой пенсии досрочно, т.к. она имеет страховой стаж 15 лет. Об указанном праве истице не было известно, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ она вышла на пенсию по возрасту, отработав лишних пять лет. После этого истица обращалась в УПФР в <адрес> с требованием о признании права на досрочную пенсию по старости, которое оставлено без удовлетворения, ввиду того, что она ранее не обращалась с соответствующим заявлением в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение. Кроме того, истица обращалась в прокуратуру <адрес> с заявлением о нарушении её пенсионных прав, которое также осталось без удовлетворения.

Истица просит суд признать за ней право на досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Управление Пенсионного фонда (ГУ) в <адрес> края произвести выплату пенсии по уходу за ребёнком-инвалидом с детства за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица ФИО7 исковые требования поддержала, дополнительно пояснив суду, что в УПФР в <адрес> было известно о том, что у неё ребёнок-инвалид с детства, однако специалисты УПФР не проконсультировали её по поводу назначения досрочной пенсии по старости. Уточнила исковые требования: помимо признания права на досрочную пенсию по старости, просила произвести выплату ей досрочной пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> края ФИО4 с исковыми требованиями не согласился. Суду пояснил, что впервые ФИО3 обратилась в УПФР в <адрес> за назначением трудовой пенсии ДД.ММ.ГГГГ. Ей была назначена трудовая пенсия по старости согласно ст. 7 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с даты обращения за пенсией В соответствии с Правилами обращения за пенсией от ДД.ММ.ГГГГ, разделом «порядок обращения за пенсией», граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения на неё права, без ограничения каким-либо сроком, путём подачи соответствующего заявления либо непосредственно через ФИО1. Также заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда РФ и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию. За назначением любой пенсии, в том числе и досрочной пенсии, предусмотренной п. 1 ст. 28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», необходимо обращаться с письменным заявлением. ФИО3 за назначением пенсии ранее ДД.ММ.ГГГГ не обращалась. Также ФИО5 не обращалась и за консультацией о праве на досрочную пенсию. Срок назначения пенсии установлен в ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», согласно которой, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днём обращения за трудовой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Поскольку днём обращения ФИО3 за пенсией был - ДД.ММ.ГГГГ, то с этой даты ей была назначена досрочная пенсия, как матери ребёнка-инвалида с детства, т.е. ранее исполнения ФИО3 55-летнего возраста, - на основании п. 1 ст. 28 ФЗ № 173-ФЗ. Выплата пенсии по инвалидности с детства сыну истицы - ФИО7 закрыта с ДД.ММ.ГГГГ, получателем пенсии с ДД.ММ.ГГГГ являлся сам ФИО6 На ДД.ММ.ГГГГ - дату исполнения ФИО5 50 лет, её данные, как получателя пенсии на ребёнка-инвалида с детства, в пенсионной базе отсутствовали. ФИО1 фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> края просил в иске отказать.

    Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд считает, что требования истицы подлежат отклонению по следующим основаниям.

    В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: …одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: …женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее … 15 лет».

    Согласно ст. 19 вышеназванного закона, «трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами».

В судебном заседании установлено, что истица ФИО3, осуществляя трудовую деятельность, согласно трудовой книжке, являлась получателем пенсии в соответствии с п. «а» ст. 113 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной в связи с инвалидностью ребёнка – ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до достижения ребёнком 18-летнего возраста, что подтверждается материалами пенсионного дела .

Из материалов вышеназванного пенсионного дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ получателем социальной пенсии инвалидам 3 группы в соответствии с п. 3 ст. 18 Закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ, являлся ФИО7 С ДД.ММ.ГГГГ пенсия ФИО7 была закрыта в связи с не прохождением ВТЭК.

В настоящее время ФИО7 трудоспособен, с ДД.ММ.ГГГГ работает в филиале ОАО «СУЭК-Красноярск».

    В соответствии с п. 15 «Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчёта размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утверждённых постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ пб, «пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в ст. 19 Закона от ДД.ММ.ГГГГ и статье 23 Закона от ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днём обращения за назначением пенсии считается день приёма территориальным органом Пенсионного фонда РФ заявления со всеми необходимыми документами».

То есть реализация ФИО3 права на назначение трудовой пенсии по старости обусловлена её волеизъявлением путём подачи соответствующего заявления в УПФР в <адрес>.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривается участниками процесса, истица ФИО3 обратилась в УПФР в <адрес> за назначением трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ. С данного времени ФИО3 назначена пенсия по старости досрочно, как матери ребёнка-инвалида с детства, в соответствии с пп. 1 п.1 ст. 28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», что подтверждается также пенсионным удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ.

Так как назначение пенсии носит заявительный характер, то доводы истицы о возложении на УПФР в <адрес> обязанности произвести ей выплату пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с момента достижения ею возраста 50 лет, не состоятельны.

Доводы истицы о том, что специалисты УПФР в <адрес> не дали ей консультацию по поводу права на досрочную пенсию, не обоснованы, поскольку при первоначальном обращении в УПФР в <адрес> ФИО3 было разъяснено её право на назначение пенсии досрочно и указанная пенсия была ей назначена досрочно - с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. ранее достижения ею 55 лет.

Кроме того, т.к. с ДД.ММ.ГГГГ получателем пенсии по инвалидности являлся совершеннолетний сын истицы, то её данные в пенсионной базе отсутствовали, что препятствовало разъяснению истице такого права специалистами УПФР в <адрес> по собственной инициативе.

По обращению ФИО3 прокуратурой <адрес> проведена проверка, в результате которой нарушений её пенсионных прав не выявлено.

С учётом установленных обстоятельств, суд полагает законным истице ФИО3 в удовлетворении исковых требований отказать.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> края о признании права на досрочную пенсию по старости и возложении обязанности произвести выплату досрочной пенсии по старости за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 ФИО10 отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Бородинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

    Судья                                                                                          Н.Г. Цветкова

    Копия верна