об оспаривании решения УПФ РФ об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала.



По гражданскому делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                   <адрес>

Бородинский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего                                  Цветковой Н.Г.,

при секретаре                                      ФИО3,

с участием заявителя                                  ФИО1,

ФИО2 заявителя на основании заявления                  ФИО8,

ФИО2 УПФР в <адрес> края              ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе <адрес> об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала,

                    У С Т А Н О В И Л :

    Заявительница ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения УПФР в <адрес> края об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, по тем основаниям, что она и её муж ФИО5 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ приобрели в равнодолевую собственность (по 1/3 доли каждому) 2/3 доли квартиры по адресу: <адрес> за 412 000 рублей.

    В соответствии с условиями п. 4 данного договора она с мужем выплатили продавцу 2/3 доли квартиры в следующем порядке: 15% от стоимости в размере 62 000 рублей – до подписания договора, оставшиеся 85 % от стоимости в размере 350 000 рублей – за счёт заёмных средств банка после государственной регистрации права собственности на приобретённые 2/3 доли указанной квартиры. Государственная регистрация права на 2/3 доли квартиры произведена ДД.ММ.ГГГГ.

    Заёмные средства в сумме 350 000 рублей были получены заявительницей на основании кредитного договора , заключённого ДД.ММ.ГГГГ с АКСБ РФ в лице Зеленогорского отделения . Согласно ст. 1 указанного кредитного договора, кредит оформлен на приобретение 2/3 долей <адрес>, расположенной в <адрес>.

    В день получения кредита денежные средства в сумме 350 000 рублей были переданы продавцам: ФИО6 и ФИО7

    ДД.ММ.ГГГГ заявительница обратилась в УПФР в <адрес> с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий с приложением всех необходимых документов.

    Решением УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ РА11000032 в удовлетворении поданного заявления ей было отказано. В обоснование отказа указан п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от ДД.ММ.ГГГГ № 256-ФЗ, т.е. нарушение установленного порядка подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.

    С данным решением заявительница не согласилась, поскольку полагает, что заявление в УПФР в <адрес> подано ею в соответствии с требованиями Федерального закона № 256-ФЗ, Правилами подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала и Правилами направления средств материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

    Заявительница ФИО1 просила суд признать решение РА11000032 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное УПФР в <адрес> края, об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, а именно на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитному договору, заключённому на приобретение жилого помещения, незаконным. Обязать УПФР в <адрес> края устранить в полном объёме допущенное нарушение её прав, а именно: удовлетворить её заявление о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

    В судебном заседании заявительница и её ФИО2 ФИО8 заявленные требования поддержали. Заявительница суду пояснила, что полученный в Зеленогорском отделении Сбербанка кредит взят непосредственно на приобретение недвижимости, а именно: 2/3 долей квартиры по адресу: <адрес>. Данный кредит носит целевой характер и не являлся ипотечным. Выдача денежных средств по кредитному договору была задержана по вине банка. По этой причине передача денег продавцу произведена не в течение 10 дней после регистрации перехода права собственности на квартиру, т.е. после ДД.ММ.ГГГГ, как предусмотрено п. 4 договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, а позднее: ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в день получения кредита на недвижимость. Считает отказ УПФР необоснованным.

    ФИО2 УПФР в <адрес> края ФИО4 с заявленными требованиями не согласилась. Суду пояснила, что уведомление об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала направлено заявительнице по почте, в основе отказа указан п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». На предварительном судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был вручен протокол заседания комиссии УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , где доводы отказа изложены подробно.

    По результатам рассмотрения заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ УПФР в <адрес> вынес решение об отказе в удовлетворении заявления ФИО1 о распоряжении средствами материнского капитала по следующим основаниям.

     Заявительница предоставила в УПФР два свидетельства на право собственности, зарегистрированные ДД.ММ.ГГГГ без ограничения прав, выданные на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, на имя ФИО1 и ФИО5 на покупку 2/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>10 и кредитный договор от ДД.ММ.ГГГГ

    ФИО1 не выполнено предусмотренное п. 5.3.4. ст. 5 кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ требование об осуществлении государственной регистрации ипотеки объекта недвижимости в течение 6 месяцев с даты выдачи кредита, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.

    Кроме того, несоответствие времени оформления договора купли-продажи – ДД.ММ.ГГГГ дате выдачи свидетельства о праве собственности – ДД.ММ.ГГГГ и дате заключения кредитного договора – ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что ФИО1 полностью произвела расчёт с продавцом квартиры до заключения кредитного договора. Данное обстоятельство подтверждает нецелевую выдачу кредита. Тогда как, исходя из смысла положений ч. 1 ст. 10 подп. «г» п. 13 Правил, кредитный договор, обязательства по которому погашаются за счёт средств материнского (семейного) капитала должен носить целевой характер – приобретение или строительство жилья.

    ФИО2 З.Л. полагает, что решение УПФР в <адрес> об отказе ФИО1 в удовлетворении заявления о направлении средств (части средств) материнского (семейного) капитала по предоставленному кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ является законным. Просит заявительнице в удовлетворении требований отказать.

    Свидетель ФИО7 суду пояснил, что передача денежных средств за квартиру произошла ДД.ММ.ГГГГ путём перечисления на его лицевой счёт в Зеленогорском отделении АКСБ РФ. На полученные от ФИО1 деньги он приобрёл другое жильё. Претензий к ФИО1 по передаче денежных средств он не имеет.

    Исследовав материалы дела, заслушав стороны, свидетеля ФИО7, суд считает, что требования заявительницы ФИО1 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

     Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 256-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", «Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться: на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели…Средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть использованы на исполнение связанных с улучшением жилищных условий обязательств, возникших до даты приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки».

    В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о заключении брака серия I-БА от ДД.ММ.ГГГГ, заявительница ФИО1 состоит в зарегистрированном браке с ФИО5

ФИО1 является матерью двоих детей: сына ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и дочери ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о рождении детей.

ДД.ММ.ГГГГ между продавцами ФИО6, ФИО7 и покупателями ФИО1 и ФИО5 заключён договор купли-продажи 2/3 долей квартиры по адресу: <адрес>.

Согласно п. 4 указанного договора соглашением сторон установлен следующий порядок расчёта за квартиру: денежную сумму в размере 15% стоимости квартиры, составляющую 62 000 рублей покупатели выплатили до подписания настоящего договора; денежную сумму в размере 85% от стоимости квартиры, составляющую 350 000 рублей покупатели выплатят продавцам за счёт заёмных средств Акционерного коммерческого Сберегательного банка РФ в лице Зеленогорского отделения , в течение 10 дней после регистрации в установленном порядке перехода права собственности на квартиру.

    Государственная регистрация права собственности ФИО1 и ФИО5 произведена ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации <адрес> и <адрес>.

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и ФИО5 заключили кредитный договор с АК СБ РФ в лице дополнительного офиса Зеленогорского отделения . Предметом кредитного договора является выдача кредита на недвижимость в сумме 350 000 рублей на покупку 2/3 долей <адрес>, расположенной по адресу: Россия, <адрес>.

    ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 и ФИО5 передали продавцам квартиры денежную сумму - 350 000 рублей, что подтверждается распиской.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе <адрес> по вынесено решение РА11000032 об отказе ФИО1 в удовлетворении заявления, поданного ДД.ММ.ГГГГ о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

    Как установлено в судебном заседании, ФИО12 обратилась в УПФР в <адрес> края с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам на приобретение жилья в письменной форме, с приложением копии паспортов своего и супруга, копии свидетельства о заключении брака, копии сертификата, двух свидетельств о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ, выданных на имя ФИО1 и ФИО5 на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи 2/3 доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>10, копии кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ и справки из банка об остатке долга по кредиту.

    Таким образом, ФИО1 обратилась в УПФР в <адрес> с соблюдением требований п. 6 и п. 13 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), предусматривающих подачу данных документов.

    Доводы ФИО2 УПФР в <адрес> ФИО4 о том, что ФИО1 не выполнено требование кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении государственной регистрации ипотеки объекта недвижимости в течение 6 месяцев с даты выдачи кредита, не состоятельны, поскольку требование о приложении копии договора об ипотеке, установленное подп. «в» п. 13 Правил, применяется - в случае, если кредитным договором предусмотрено заключение указанного договора.

    В данном же случае предметом заключённого заявительницей и её супругом кредитного договора от ДД.ММ.ГГГГ является кредит на недвижимость без указания на ипотеку.

    Доводы ФИО2 УПФР в <адрес> ФИО4 о том, что ФИО1 не соблюден установленный порядок подачи заявления о распоряжении, т.к. установлено нарушение хронологии получения кредита, регистрации права на жильё и расчёта с продавцами, свидетельствующие о произведённом расчёте с продавцами квартиры до получения банковского кредита, опровергаются распиской ФИО6 и ФИО7 в получении от ФИО1 денежных средств в сумме 350 рублей ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в день получения кредита, произведённого с задержкой по вине банка.

Что касается доводов ФИО2 УПФР в <адрес> ФИО4 о том, что удовлетворение заявления ФИО1 о распоряжении материнским (семейным) капиталом на погашение задолженности по данному кредитному договору приведёт к нецелевому расходованию денежных средств, не состоятельны, ввиду того, что целевой характер – на недвижимость - определён как кредитным договором от ДД.ММ.ГГГГ, так и справкой Зеленогорского отделения Сбербанка России от ДД.ММ.ГГГГ.

Причём, кредитным договором предусмотрена конкретная приобретаемая недвижимость – 2/3 долей <адрес> края.

    С учётом установленных обстоятельств требования ФИО12 подлежат удовлетворению в полном объёме.

    На основании изложенного и, руководствуясь ст.258 ГПК РФ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

    Требования ФИО1 удовлетворить.

    Признать незаконным Решение РА11000032 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе <адрес> об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, а именно: на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитному договору, заключённому на приобретение жилого помещения.

    Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе <адрес> устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод ФИО1, удовлетворив заявление ФИО1 о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий.

    Уведомить суд и ФИО1 об исполнении решения суда в течение месяца со дня получения решения.

    Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Бородинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.

    Судья                        Н.Г. Цветкова