По гражданскому делу №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Бородинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Цветковой Н.Г.,
с участием помощника прокурора <адрес> ФИО7,
истца ФИО1,
представителя ответчика на основании доверенности ФИО8,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации <адрес> ФИО2 края о признании бездействия администрации <адрес> ФИО2 края по обеспечению ФИО1 жилым помещением незаконными и возложении на администрацию <адрес> ФИО2 края обязанности обеспечить ФИО1 жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в Бородинский городской суд в интересах ФИО1 к администрации <адрес> ФИО2 края с иском о признании бездействий администрации <адрес> ФИО2 края по обеспечению ФИО1 жилым помещением незаконными и возложении на администрацию <адрес> обязанности обеспечить ФИО1 жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм по тем основаниям, что отец ФИО1 – ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ лишён родительских прав; мать – ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав. ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умерла. Согласно Постановлению администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения признан ребёнком, оставшимся без попечения родителей. Право пользования жилым помещением за несовершеннолетним не закреплялось, ФИО1 на учёт в качестве ребёнка, оставшегося без попечения родителей и нуждающегося в предоставлении жилья, поставлен не был. С ДД.ММ.ГГГГ был поставлен в общую городскую очередь на получение жилья по<адрес>.
В настоящее время ФИО1 собственного жилья не имеет, жилое помещение по договору социального найма ему предоставлено не было, что свидетельствует о нарушении органами местного самоуправления возложенной на них Законом ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребёнка» обязанности закрепления жилого помещения при выявлении и первичном устройстве детей. Обязанность обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооружённых Сил РФ вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм также возложена на органы местного самоуправления ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно Закону ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и в соответствии с положениями ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ №-уг, уполномоченным органом исполнительной власти края по вышеназванным вопросам является Министерство образования и науки ФИО2 края.
Основанием для обращения прокурора <адрес> в суд с иском в интересах ФИО1 в соответствии со ст. 45 ГПК РФ явилось обращение к нему ФИО1 о защите нарушенного права на жилище в муниципальном жилищном фонде.
Прокурор <адрес> просит признать бездействия администрации <адрес> ФИО2 края по обеспечению ФИО1 жилым помещением незаконными, обязать администрацию <адрес> ФИО2 края обеспечить ФИО1 жилым помещением по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО7 исковые требования поддержала.
Истец ФИО1 иск поддержал и пояснил, что уже несколько лет после окончания срока пребывания в детском доме, он проживает на квартире у родителей друга. Доход от трудовой деятельности у него небольшой, поэтому самостоятельно обратиться в суд за защитой прав не может, считает, что прокурор <адрес> обоснованно обратился в суд.
Представитель ответчика ФИО8 с иском не согласилась, суду пояснила, что в администрации <адрес> ФИО1 поставлен в общую городскую очередь на получение жилья, а обязанность по сбору и подаче документов в Министерство образования и науки ФИО2 края должна быть возложена на органы опеки и попечительства <адрес>. Полагает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу должно быть Министерство образования и науки ФИО2 края.
Представитель Министерства образования и науки ФИО2 края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещён надлежащим образом.
Свидетель ФИО9 суду пояснила, что ФИО1 состоит в администрации <адрес> в общей очереди на получение жилья. В настоящее время собраны документы для решения вопроса о постановке ФИО1 в очередь на получение жилья, как ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Рассмотрение данного вопроса будет происходить в первом квартале 2012 года. Документы собраны ранее, но в Министерство образования и науки ФИО2 края не поданы, т.к. пакет документов был неполным. В настоящее время все необходимые документы собраны. Бездействия со стороны органа опеки и попечительства допущено не было.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ч. 2 ст. 17 Закона ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ N 12-961 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О защите прав ребенка", дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.
Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения, устанавливаются ФИО2 края.
Согласно ст. 1 Закона ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ N 9-4225 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения", наделить на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края (далее - органы местного самоуправления), государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 12-961 "О защите прав ребенка".
В силу ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ N 25-уг (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ФИО2 края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований ФИО2 края в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. Жилое помещение должно соответствовать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Как установлено в судебном заседании, родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются ФИО5 и ФИО6, что подтверждается свидетельством о рождении.
Согласно решению Бородинского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 лишена родительских прав в отношении сыновей ФИО1 и ФИО10
На основании решения Бородинского городского суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 лишен родительских прав в отношении сыновей ФИО10 и ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серия II–БА №.
Несовершеннолетний ФИО1 некоторое время находился под опекой ФИО12, который впоследствии ввиду отсутствия взаимопонимания между опекуном и опекаемым был освобождён от опекунских обязанностей с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается постановлением администрации <адрес> ФИО2 края от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно постановлению администрации <адрес> ФИО2 края № от ДД.ММ.ГГГГ, несовершеннолетний ФИО1 признан оставшимся без попечения родителей и направлен в государственное учреждение на полное государственное обеспечение.
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находился в КГКОУ «Бородинский детский дом» и ДД.ММ.ГГГГ на основании Приказа № был отчислен в связи с поступлением в ПУ № <адрес> ФИО2 края.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 закончил КГОУ НПО «Профессиональное училище № им. ФИО11», что подтверждается дипломом о начальном среднем образовании серия <адрес>6.
Как установлено в судебном заседании, жилое помещение, закрепленное за ФИО15. до достижения им совершеннолетнего возраста, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ, отсутствовало.
Данное обстоятельство подтверждается следующими доказательствами.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 значился зарегистрированным по месту жительства по адресу: <адрес>, комната <адрес> состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - по адресу: <адрес> А.
Так, согласно сообщению Бородинского производственного участка Заозерновского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по ФИО2 краю, сведения о зарегистрированных правах на жилое помещение по адресу: <адрес> в базе данных по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Заозерновским отделом Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО2 краю, правообладателем помещения, расположенного по адресу: Россия, <адрес> А, является Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Бородинский детский дом».
Собственником квартиры по адресу: <адрес>, м-н <адрес> <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ является ФИО3, что подтверждается выпиской Заозерновского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО2 краю из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: <адрес>, м-н <адрес>, была зарегистрирована на праве собственности за ФИО12 и ФИО13, что подтверждается сообщением Бородинского производственного участка Заозерновского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по ФИО2 краю №.01/860 от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сообщениям Бородинского производственного участка Заозерновского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» по ФИО2 краю №.01/858 и №.01859 от ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества у ФИО6 и ФИО5 отсутствуют.
Таким образом, истец ФИО1 правомерно отнесён к числу детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Недвижимого имущества в <адрес> за ФИО16. не зарегистрировано.
Так, согласно уведомлению № от 01.20.2011 года, выданному Заозерновским отделом Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО2 краю, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отсутствует.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ поставлен в общую городскую очередь, как нуждающийся в жилье, номер очереди 466.
В настоящее время ФИО1 зарегистрирован по месту жительства в общежитии по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортом на имя ФИО1
Согласно постановлению администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, установлена норма предоставления площади жилого помещения, приобретаемого в собственность муниципального образования <адрес> для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма – 30 кв.м. общей площади жилого помещения для граждан, не имеющих родных братьев и (или) сестёр, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа; 15 кв.м. общей площади жилого помещения для каждого гражданина, имеющего родных братьев и (или) сестер, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.
С учётом изложенного, прокурор <адрес> обоснованно обратился с иском в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов ФИО1, который малообеспечен и юридически не грамотен.
Исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению в полном объёме.
Доводы представителя ответчика ФИО8 о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу должно являться Министерство образования и науки ФИО2 края, не состоятельны, поскольку обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, вне очереди жилыми помещениями возложена на органы местного самоуправления за счет средств краевого бюджета. Тогда как Министерство образования и науки ФИО2 края является органом, осуществляющим учёт детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес>, заявленные в интересах ФИО1, удовлетворить.
Признать бездействие администрации <адрес> ФИО2 края по обеспечению ФИО1 жилым помещением незаконными.
Обязать администрацию <адрес> ФИО2 края предоставить ФИО1 вне очереди на условиях договора социального найма изолированную благоустроенную квартиру на территории <адрес> ФИО2 края, соответствующую норме предоставления площади жилого помещения, установленной в городе Бородино ФИО2 края, а также санитарным и техническим требованиям.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Бородинский городской суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Н.Г. Цветкова