о признании бездействия незаконным и понуждении к принятию необходимых мер по устранению дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2-1013/11

г. Борисоглебск 21 июня 2011 года

Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Разумова М.В.,

при секретаре Невзоровой О.И.,

с участием прокурора Гарина А.А.,

представителя ответчика -

администрации Борисоглебского городского округа

Воронежской области по доверенности Григоровой О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании бездействия незаконным и понуждении к принятию необходимых мер по устранению дефицита мест в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ),

установил:

- Борисоглебский межрайпрокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, указывая, что Борисоглебской межрайпрокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании, в ходе которой выявлены нарушения конституционных прав граждан на образование.

На территории Борисоглебского городского округа функционируют 11 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (далее - МДОУ) и 8 детских садов в структуре муниципальных общеобразовательных учреждений на 2307 нормативных мест, имеется дефицит 1482 мест в дошкольных образовательных учреждениях, а с учетом превышения количества воспитанников, посещающих МДОУ (334), - 1816 мест, чем нарушено право граждан на получение дошкольного образования.

В силу Закона органы местного самоуправления Борисоглебского городского обязаны организовать предоставление дошкольного образования для всех нуждающихся в этом лицам, в том числе путем создания новых муниципальных дошкольных образовательных учреждений в целях реализации конституционного права граждан на образование указанного уровня.

Борисоглебский межрайпрокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц просит признать бездействие администрации Борисоглебского городского округа <адрес> по обеспечению необходимым количеством мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях незаконным; обязать администрацию Борисоглебского городского округа <адрес> устранить нарушения Законодательства об образовании, а именно устранить дефицит нормативных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, находящихся в городе Борисоглебске, путем создания дополнительных нормативных мест общей численностью не менее 1816 в существующих МДОУ или создания новых МДОУ в течение года со дня вступления в силу решения суда за счет средств бюджета Борисоглебского городского округа.

В судебном заседании прокурор ФИО2 заявленные исковые требования поддержал.

Представитель ответчика – администрации Борисоглебского городского округа <адрес> по доверенности ФИО3 иск не признала, мотивируя тем, что количество нормативных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях к настоящему времени предполагается увеличить за счет производства ремонта в детских садах и расширения площади для групп за счет переоборудования и переустройства других помещений, в том числе спортзалов. Администрацией Борисоглебского городского округа <адрес> принимаются меры по увеличению нормативных мест в муниципальных дошкольных учреждениях. Внесены изменения в бюджет Борисоглебского городского округа.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Как видно из материалов дела и это не оспаривается представителем ответчика, на территории Борисоглебского городского округа функционируют 11 муниципальных дошкольных образовательных учреждений (далее - МДОУ) и 8 детских садов в структуре муниципальных общеобразовательных учреждений на 2307 нормативных мест.

При проектных 1832 местах МДОУ, находящихся на территории города, фактически посещают 2166 воспитанников образовательных учреждений, то есть на 334 больше, чем предусмотрено проектом.

На очереди на устройство в дошкольные учреждения города состоят 1853 человека в возрасте от 0 до 7 лет. На 2011-2012 учебный год в МДОУ приняты 371 человек.

МДОУ Борисоглебский центр развития ребенка - детский сад № 11 рассчитано на 12 групп (260 мест), однако фактически используется 11 групп (посещают 248 детей). На очереди на устройство в детский сад состоят 200 детей.

Свыше нормативов заполнены МДОУ: детский сад № 1 комбинированного типа, детский сад № 3 присмотра и оздоровления, детский сад № 4, детский сад № 7 комбинированного вида, детский сад № 12 общеразвивающего вида, детский сад № 16 комбинированного вида, центр развития ребенка - детский сад № 19, детский сад № 20 комбинированного вида, детский сад № 21 комбинированного вида. При этом, МДОУ детский сад № 3 присмотра и оздоровления, при проектном количестве 27 мест посещает 61 воспитанник. МДОУ детский сад № 4, при проектном количестве 75 мест, посещают 143 воспитанника. МДОУ центр развития ребенка - детский сад № 19, при проектном количестве 280 мест, посещает 341 воспитанник.

Таким образом, на территории <адрес> имеется дефицит 1482 мест в дошкольных образовательных учреждениях, а с учетом превышения количества воспитанников, посещающих МДОУ (334), - 1816 мест.

В соответствии с ч.ч.1 и 2 ст.43 Конституции Российской Федерации государством гарантируются общедоступность и бесплатность образования, в том числе дошкольного, в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

На основании ч.ч.1, 2, 3 ст.5 Закона РФ «Об образовании» гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования, а также гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность образования, в том числе дошкольного.

Дошкольное образование, исходя из положений п.1 ч.1 ст.9 Закона РФ «Об образовании», относится к основным общеобразовательным программам и является одним из звеньев системы образования.

Согласно п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании», п.13 ч.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов относится, - организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, а также создание муниципальных образовательных учреждений.

Отсутствие достаточного количества детских садов свидетельствует о ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления Законом РФ «Об образовании» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Администрацией городского округа меры по обеспечению достаточным количеством нормативных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях не принимаются, строительство новых дошкольных образовательных учреждений или расширение существующих не ведется.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Представителем ответчика не представлено суду допустимых доказательств, опровергающих доводы прокурора, заявленные в обоснование исковых требований.

Имеющиеся в деле копии: информаций отдела по образованию администрации городского округа; администрации округа об организационных мероприятиях по открытию дополнительных групп в ДОУ; договоров на проведение ремонтных работ, заключенные между «муниципальным заказчиком» и подрядными организациями, сметные расчеты, муниципальный контракт на выполнение подрядных различных работ по ремонту, свидетельствуют о том, что только с мая – июня 2011 года (после проведения прокурорской проверки) органами местного самоуправления активизирована работа по увеличению количества «детских» мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

- признать бездействие администрации Борисоглебского городского округа <адрес> по обеспечению необходимым количеством мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях незаконным.

Обязать администрацию Борисоглебского городского округа <адрес> устранить нарушения законодательства об образовании, а именно устранить дефицит нормативных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, находящихся на территории <адрес>, путем создания дополнительных нормативных мест общей численностью не менее 1816 в существующих МДОУ или создания новых МДОУ в течение года со дня выступления в силу решения суда за счет средств бюджета Борисоглебского городского округа <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 –ти дней.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200