об оспаривании действий ( бездействий) должностного лица



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Борисоглебский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Бачманова Ю.М.,

при секретаре ФИО4,

С участием:

заявителя ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ФИО3 об оспаривании действий (бездействия) должностного лица,

у с т а н о в и л:

ФИО3 обратилась в суд с заявлением, указав, что ее муж подполковник ФИО1 проходил службу в войсковой части в должности заместителя начальника летно – методического отдела. ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 15 минут находясь на рабочем месте он почувствовал боли в области груди. ДД.ММ.ГГГГ повторно почувствовал боли в груди и обратился за медицинской помощью в лечебное учреждение. В тот же день муж заявительницы был госпитализирован и ДД.ММ.ГГГГ скончался в МУЗ «Борисоглебская ЦРБ». По факту гибели ФИО1 было проведено служебное расследование, по результатам которого ДД.ММ.ГГГГ было принято решение считать заместителя начальника летно – методического отдела войсковой части подполковника ФИО1 погибшим при исполнении обязанностей военной службы. Решением Борисоглебского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт гибели ДД.ММ.ГГГГ подполковника ФИО1 при исполнении обязанностей военной службы.

В связи с этим ФИО3 обратилась в Военный комиссариат <адрес> с заявлением о выдаче ей, как супруге погибшего, удостоверения о праве на льготы. ДД.ММ.ГГГГ в ее адрес поступило письмо, в котором начальник центра социального обеспечения В.Ракульцев сообщил, что в заключении Центральной врачебно – летной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ указано, что заболевание ФИО1, приведшее его к смерти ДД.ММ.ГГГГ, получено в период военной службы. И так как данное заключение не оспорено в судебном порядке, оснований для выдачи удостоверения не имеется. Считая отказ в выдаче удостоверения о праве на льготы незаконным, ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании отказа начальника центра социального обеспечения В.Ракульцева незаконным и возложении обязанности восстановить ее нарушенное право.

Заявитель ФИО3 в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.

Заинтересованные лица: представитель Военного комиссариат <адрес> и начальник центра социального обеспечения Военного комиссариата <адрес> В.Ракульцев, извещенные надлежащим образом о дне и времени слушания дела, в судебное заседание не явились. Письменных возражений против заявленных требований суду не представили. Спор рассмотрен в отсутствие не явившихся заинтересованных лиц в соответствии со ст. 257 ГПК РФ.

Выслушав объяснения заявителя, исследовав материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

ФИО3, являясь вдовой погибшего военнослужащего ФИО5, обратилась в Военный комиссариат <адрес> с заявлением о выдаче ей удостоверения о праве на льготы, которое бы подтвердило ее право на соответствующие льготы, предусмотренные Федеральными законами. В выдаче указанного удостоверения ей было отказано. Отказ Военного комиссариата <адрес> (исх. № АВ-116150 от ДД.ММ.ГГГГ) за подписью начальника центра социального обеспечения Военного комиссариата <адрес> В.Ракульцева мотивирован тем, что в соответствии с ст. 21 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» функция по установлению причинно-следственной связи смерти военнослужащего возлагается на военно – врачебные комиссии. Ввиду того, что заключение Центральной врачебно – летной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о получении заболевания гражданином ФИО1, приведшим к его смерти ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 не обжаловано в судебном порядке, оснований для выдачи удостоверения о праве на льготы не имеется.

Однако данные выводы начальника центра социального обеспечения Военного комиссариата <адрес> В.Ракульцева основаны на неверном толковании и применении норм действующего законодательства.

В соответствии с пунктом 2.16 Инструкции о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом «О ветеранах», утвержденной постановлением Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ права и льготы членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, а также членам семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), указанным в статье 21 Федерального закона «О ветеранах», предоставляются на основании удостоверения о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ .

Удостоверение выдается по обращению граждан органами, осуществляющими их пенсионное обеспечение, на основании документов о прохождении военной службы или участии в боевых действиях погибшим (умершим), свидетельства о смерти, документов, подтверждающих родственное отношение к погибшему (умершему), пенсионного удостоверения либо справки о праве на пенсию по случаю потери кормильца (с учетом пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О ветеранах»).

Статья 21 Федерального закона «О ветеранах» устанавливает, что меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются:

1) родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий;

2) супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

3) супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак;

4) супруге (супругу) погибшего (умершего) ветерана боевых действий, не вступившей (не вступившему) в повторный брак и проживающей (проживающему) одиноко, или с несовершеннолетним ребенком (детьми), или с ребенком (детьми) старше возраста 18 лет, ставшим (ставшими) инвалидом (инвалидами) до достижения им (ими) возраста 18 лет, или с ребенком (детьми), не достигшим (не достигшими) возраста 23 лет и обучающимся (обучающимися) в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

Таким образом, законом установлен перечень критериев необходимых для определения права заявителя на льготы, а именно: смерть (гибель) лица; распространение льгот, предусмотренных для членов семей инвалидов на членов семей военнослужащих и не вступление супруги погибшего (умершего) в повторный брак.

Судом установлено, что решением Борисоглебского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (с исправлением описки, внесенной определением Борисоглебского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ) был установлен факт гибели ДД.ММ.ГГГГ заместителя начальника летно – методического отдела войсковой части подполковника ФИО1 при исполнении обязанностей военной службы. Решение вступило в законную силу и согласно ст. 61 ГПК РФ имеет для суда преюдициальное значение, поскольку обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В силу части статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий, распространяются на членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и органов государственной безопасности, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), а согласно статьи 4 этого же закона к инвалидам войны относятся инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий.

Судом также установлено, что заявитель ФИО3 в повторный брак не вступила и проживает вместе с несовершеннолетним сыном погибшего. Данный факт представителями заинтересованного лица не оспаривался.

Установив наличие всех трех обязательных критериев, необходимых для отнесения ФИО3 к категориям граждан, имеющих право на получение льгот, суд данный факт констатирует и признает отказ заинтересованного лица в выдаче удостоверения о праве на льготы неправомерным.

Суд также принимает во внимание необоснованность ссылки Ракульцева на ст.21 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»), поскольку данная норма закона не применима к возникшим между сторонами правоотношениям.

В соответствии с ст. 8 ГК РФ). Отсюда следует, что действующим законодательством не предусмотрена такая форма возникновения права как понуждение к обращению в суд. Поэтому указание в ответе начальника центра социального обеспечения Военного комиссариата <адрес> В.Ракульцева на необходимость обжалования ФИО3 заключения военно – врачебной комиссии в суд является необоснованным, поскольку граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Согласно статье 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В связи с этим, на Военный комиссариат <адрес> должна быть возложена обязанность выдать ФИО3 удостоверение вдовы погибшего военнослужащего.

Руководствуясь ст.ст. 254 – 258 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать отказ начальника центра социального обеспечения Военного комиссариата <адрес> В.Ракульцева в выдаче ФИО3 удостоверения о праве на льготы незаконным.

Обязать Военный комиссариат <адрес> выдать ФИО3 удостоверение о праве на льготы.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200