о признании решения Малого Совета Тюковского сельского Совета народных депутатов недействительным в части, признании права собственности на жилой дом и включении его в состав наследственной массы



Дело № 2-237/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2011 года г. Борисоглебск

Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи Бачманова Ю.М.,

при секретаре Матасовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Гридчина Петра Васильевича к Администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании решения Малого совета Тюковского сельского Совета народных депутатов недействительным в части, признании права собственности на жилой дом и включении имущества в наследственную массу,

установил:

ФИО3 обратился в суд с исковым заявлением, указывая, что он является наследником по завещанию к имуществу матери – ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ. В состав наследства входит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, Борисоглебский городской округ, <адрес>. При жизни ФИО2 оформила завещание от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому наследниками к ее имуществу являются: истец, ФИО3, ФИО5 и ФИО6, в установленном законом порядке отказавшиеся от своих долей в наследстве.

Указанный жилой дом расположен на земельном участке, который был предоставлен ФИО2 на праве собственности, бессрочного (постоянного) пользования замелей для личного подсобного хозяйства площадью 0,32 га.

Таким образом, в решении ФИО1 сельского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ не был уточнен вид права.

Кроме того, согласно справке Тюковского территориального отдела Борисоглебского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО2 значится на праве личной собственности жилой дом за по <адрес> с 1975 года.

Однако при жизни ФИО2 не оформила свои права на указанное имущество в установленном законом порядке, в результате чего, истец не может оформить свои наследственные права, и поэтому вынужден обратиться в суд с настоящим иском, в котором просит признать решение ФИО1 сельского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в части отсутствия указания вида права на земельный участок, признать за ФИО7 право собственности на жилой <адрес> и включить указанную недвижимость в состав наследства, открывшегося после смерти матери.

В судебное заседание стороны, уведомленные надлежащим образом о месте и времени слушания дела, не явились. От истца ФИО3 имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, из которого следует, что он поддерживает заявленные требования.

Исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (бывш. б/н) площадью 0,32 га., был предоставлен ФИО2 для личных подсобных хозяйств на основании решения ФИО1 сельского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Вид права на указанный земельный участок в названном решении не был уточнен.

Так, в документе указано: предоставить право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей. На основании вышеуказанного решения ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей. Согласно архивной выписке Администрации Борисоглебского городского округа <адрес> из списка граждан села Тюковка на выдачу свидетельств на закрепление в собственность земли для личного подсобного хозяйства, а также вышеуказанному решению, ФИО2 земельный участок площадью 0,32 га. передан в собственность бесплатно.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в решении ФИО1 сельского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ допущена ошибка в части указания вида права на земельный участок.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, могут быть признаны судом недействительными (ст.13 ГК РФ).

Таким образом, у суда имеются основания признать решение ФИО1 сельского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в части указания вида права и считать, что ФИО2 был передан в собственность бесплатно земельный участок, расположенный оп адресу: <адрес> (бывш. б/н) площадью 0,32 га.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умерла, о чем ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <адрес> составлена запись акта о смерти за , что подтверждается свидетельством о смерти серии II-СИ , выданным ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует, что при жизни, ДД.ММ.ГГГГ, она составила завещание, которым завещала все принадлежащее ей имущество, в том числе домовладение, расположенное в <адрес>, своим детям: ФИО3, ФИО6 и ФИО5 Согласно ответу нотариуса Борисоглебского нотариального округа, ФИО8, заявление о принятии наследства подал ФИО3, а ФИО5 и ФИО6 отказались от принятия наследства в пользу брата.

Истец указывает, что не может оформить принадлежащие ему права на жилой дом, поскольку при жизни ФИО2 не успела зарегистрировать свои права собственника в установленном законом порядке: не поставила его на учет в БТИ <адрес> и не зарегистрировала право собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> в <адрес>.

При проведении технической инвентаризации жилого дома литер «А,А1,а», расположенного по адресу: <адрес>, Борисоглебский городской округ, <адрес> (бывш. б/н). установлено, что площадь его составляет: общая – 56,5 кв.м, жилая – 42,9 кв.м. По данным БТИ <адрес>, правоустанавливающие документы не предъявлены, собственник не установлен (л.д.16). Истец не может оформить должным образом свои наследственные права на указанный жилой дом, поскольку при жизни ФИО2 не зарегистрировала в установленном законом порядке право собственности на указанное недвижимое имущество.

Согласно справке Тюковского территориального отдела администрации Борисоглебского городского округа <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ, за ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, значится на праве личной собственности жилой <адрес> в <адрес> городского округа с 1975 года на основании похозяйственной книги л/с 164.

Граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ).

В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства (пункт 4 статьи 1152 ГК РФ).

В п. 11 совместного Постановления Пленумов ВС и ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) были даны следующие разъяснения: наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства. В этом случае, если право собственности правопредшественника не было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), правоустанавливающими являются документы, подтверждающие основание для перехода права в порядке правопреемства, а также документы правопредшественника, свидетельствующие о приобретении им права собственности на недвижимое имущество.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

Указанные обстоятельства дают суду основания для признания за ФИО2 право собственности на жилой дом общей площадью 56,5 кв.м., в том числе жилой- 42,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Борисоглебский городской округ, <адрес>.

Согласно ч.2 ст.218 ГК РФ).

Поскольку судом установлено, что на момент смерти ФИО2 принадлежал жилой <адрес> в <адрес> городского округа <адрес>, суд считает возможным включить указанное недвижимое имущество в состав наследства, открывшегося после ее смерти.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать решение ФИО1 сельского Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ недействительным в части отсутствия указания вида права и считать, что ФИО2 был передан в собственность бесплатно земельный участок, расположенный оп адресу: <адрес> (бывш. б/н) площадью 0,32 га.

Признать за ФИО2 право собственности на жилой дом литер «А,А1,а» общей площадью 56,5 кв.м., в том числе жилой- 42,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Борисоглебский городской округ, <адрес>.

Включить жилой дом литер «А,А1,а» общей площадью 56,5 кв.м., в том числе жилой- 42,9 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Борисоглебский городской округ, <адрес>, в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Воронежский облсуд в течение 10 дней.

Председательствующий -

-32300: transport error - HTTP status code was not 200