Дело №2-1519/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Борисоглебск 31 августа 2011 года Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Бачманова Ю.М., при секретаре Матасовой Е.А., с участием прокурора Гарина А.А. представителя ответчика- директора ГСУСОССЗН «НП «Борисоглебский дом-интернат для престарелых и инвалидов» Касьянова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Борисоглебского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГСУСОССЗН «НП «Борисоглебский дом-интернат для престарелых и инвалидов» о понуждении к исполнению требований законодательства о социальной защите инвалидов, установил: Борисоглебский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением, указывая, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов и занятости населения, были выявлены нарушения действующего законодательства в ГСУСОССЗН «НП «Борисоглебский дом-интернат для престарелых и инвалидов», а именно: в организации не выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой. Таким образом, Борисоглебский межрайпрокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, просит суд обязать ГСУСОССЗН «НП «Борисоглебский дом-интернат для престарелых и инвалидов» устранить нарушение закона путем выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в течение трех месяцев. Помощник прокурора Борисоглебской межрайпрокуратуры ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить. Представитель ответчика, директор ГСУСОССЗН «НП «Борисоглебский дом-интернат для престарелых и инвалидов» ФИО3 исковые требования Борисоглебского межрайонного прокурора не признал. Он пояснил, что ГСУСОССЗН «НП «Борисоглебский дом-интернат для престарелых и инвалидов» подает в Службу занятости населения списки вакантных должностей, в которых указаны квоты по приему на работу инвалидов, при этом учреждение не имеет возможности ежемесячно указывать эту квоту в списках ввиду специфики работы на вакантной должности – как правило, необходимы граждане с хорошей физической подготовкой. Вместе с тем, в настоящее время в учреждении работают два сотрудника, которые являются инвалидами. Исследовав материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Часть 2 ст.7 Конституции РФ гарантирует, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты. В части 3 ст.37 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. А также право на защиту от безработицы. Правило 7 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты Генеральной ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ) предписывает, что инвалиды должны получить возможность осуществлять свои права человека, особенно в области занятости. Как в сельской местности, так и в городских районах они должны иметь равные возможности для занятия производительной и приносящей доход трудовой деятельностью на рынке труда. Таким образом, ответчиком нарушаются конституционные права инвалидов, не обеспечиваются установленные законом гарантии и меры, направленные на обеспечение нормальной жизнедеятельности инвалидов. Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В соответствии со ст.9 указанного закона, реабилитация инвалидов – система и процесс полного или частного восстановления способностей инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию. Статья 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе путем установления в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов, резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов, создания инвалидами условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов и др. Статья 21 указанного Федерального закона устанавливает, что организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 или не более 4 процентов). В статье <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов» установлен размер квоты, равный 3% к среднесписочной численности работников. Статья 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов. В части 3 ст.25 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» установлена обязанность работодателей ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. В статье 13 указанного закона предусмотрено, что квоты для приема на работу инвалидов являются дополнительной гарантией занятости. Среднесписочная численность работников ГСУСОССЗН «НП «Борисоглебский дом-интернат для престарелых и инвалидов» составляет 132 человек, из которых два являются инвалидами. В нарушение указанных требований законодательства в ГСУСОССЗН «НП «Борисоглебский дом-интернат для престарелых и инвалидов» не выделены рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, соответствующая информация ответчиком в службу занятости предоставляется не ежемесячно. В силу ст.ст.20,21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ «О квотировании рабочих мест для инвалидов», суд приходит к выводу, что на ГСУСОССЗН «НП «Борисоглебский дом-интернат для престарелых и инвалидов» необходимо возложить обязанность устранить нарушение закона путем выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, решил: обязать ГСУСОССЗН «НП «Борисоглебский дом-интернат для престарелых и инвалидов» устранить нарушение закона путем выделения рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты в течение трех месяцев после вступления настоящего решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10-ти дней. Председательствующий: