Дело №2-697/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 25 мая 2011 года г.Борисоглебск. Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Бачманова Ю.М., При секретаре Матасовой Е.А., С участием: Истца Веклич Г.С., Его представителя Злобина С.М., Представителя Администрации Борисоглебского городского округа Бохонок Е.А., Представителя ФГКЭУ «Борисоглебская КЭЧ района» Мистюриной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Веклич Григория Сергеевича к Администрации Борисоглебского городского округа о признании отказа в заключении договора найма жилого помещения незаконным и возложении обязанности заключить его, иску ФГКЭУ «Борисоглебская КЭЧ района» к Администрации Борисоглебского городского округа о признании отказа в переводе жилого помещения в специализированный жилищный фонд незаконным и возложении обязанности перевести её в специализированный жилищный фонд с отнесением к категории служебного жилья, установил: ФИО2, являясь военнослужащим Вооруженных Сил РФ и проходя действительную военную службу по контракту в войсковой части 42148, дислоцированной на территории Борисоглебского городского округа, обратился в суд с заявлением, указав в нем следующее. Решением полномочного органа - жилищной комиссии войсковой части 42148 от ДД.ММ.ГГГГ истцу, как военнослужащему, на состав семьи из 3 человек, была распределена служебная двухкомнатная <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, ранее занимаемая другим военнослужащим войсковой части 42148 ФИО3 и переданная в 2007 году из государственной в муниципальную собственность Борисоглебского городского округа. Однако Администрация Борисоглебского городского округа отказала ФИО2 в заключении договора найма на вышеуказанное жилое помещение на том основании, что данная квартира является муниципальной собственностью и на момент рассмотрения вопроса в Администрации Борисоглебского городского округа вступила в действие новая Инструкция, утвержденная приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ, не содержащая положений, определяющих, что служебные жилые помещения военнослужащим должны предоставляться за счет муниципального жилищного фонда. Приказ МО РФ вступил в действие с ДД.ММ.ГГГГ и в нем нет каких-либо указаний на применение новой Инструкции к правоотношениям, возникшим до его официального вступления в действие. Поэтому командование и обратилось в администрацию муниципального образования - Борисоглебский городской округ, чтобы собственник жилого помещения в соответствии с федеральным законом и никем не отмененными ранее действовавшими правилами заключил договор найма жилого помещения. Изменение порядка обеспечения жилыми помещениями в МО РФ не может служить основанием отказа администрации муниципального образования в совершении действий, определенных действующим ФЗ. Таким образом, отказ администрации Борисоглебского городского округа создает ФИО2 препятствие для вселения в распределенное ему жилое помещение по адресу: <адрес>, обязывающее ответчика совершить данное действие в силу п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих». В связи с этим он просит суд признать действия администрации Борисоглебского городского округа, связанные с отказом в заключении с ним договора найма жилого помещения - <адрес> по адресу: <адрес> незаконными и обязать администрацию Борисоглебского городского округа заключить с ним договор найма жилого помещения на <адрес> Впоследствии истец дополнил свои требования, указав в исковом заявлении дополнительную просьбу – признать за ним право пользования спорным жилым помещением (л.д.50). В Борисоглебский городской суд с заявлением обратилась Борисоглебская Квартирно-эксплуатационная часть с требованием признать отказ Администрации Борисоглебского городского округа перевести жилое помещение в <адрес> в <адрес> (на которую претендует Веклич) в специализированный жилищный фонд незаконным, обязать Администрацию Борисоглебского городского округа совершить данное действие с отнесением его к категории служебного жилья (л.д.59). В частности ФИО1 Борисоглебской КЭЧ ФИО7 пояснила, что во исполнение распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ №-р Борисоглебская квартирно-эксплуатационная часть района передала в муниципальную собственность Борисоглебского городского округа ряд жилых помещений государственного жилищного фонда, в том числе и <адрес> по адресу: <адрес>, в которой проживала семья военнослужащего войсковой части 42148 ФИО3. Данное обстоятельство, по мнению ФИО1, является основанием последующего предоставления этого жилого помещения очередному военнослужащему. ДД.ММ.ГГГГ начальником ФГКЭУ «Борисоглебская КЭЧ района» главе администрации Борисоглебского городского округа были направлены два ходатайства о переводе жилой <адрес> в специализированный жилищный фонд с отнесением к категории служебного жилья за № и о заключении с военнослужащим войсковой части 42148 капитаном ФИО2 договора найма вышеуказанного служебного жилого помещения за № с приложением документов. Из ответа главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что вопрос о переводе вышеуказанной квартиры в специализированный жилищный фонд с отнесением к категории служебного жилья установленным порядком не рассматривался. Это, по мнению ФИО1 Борисоглебской КЭЧ, препятствует реализации прав военнослужащих, закрепленных ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» и ставит под угрозу срыва программу Президента РФ об обеспечении военнослужащих служебными жилыми помещениями к концу 2012 года. Определением Борисоглебского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ два указанных дела объединены в одно производство (л.д.51). ФИО1 городского округа ФИО6 требования обоих истцов не признал и пояснила следующее. ФИО2 является военнослужащим, состоящим в списках военнослужащих нуждающихся в получении служебной жилой площади, состав семьи - 3 человека. Права военнослужащих на жилище определяются статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Прибывшим на новое место военной службы должны предоставляться служебные помещения. Военнослужащие, обеспечиваемые служебными помещениями, должны заключать договор найма служебного жилого помещения с Министерством обороны РФ. Условия и порядок заключения такого договора определяется федеральным органом исполнительной власти. При этом органы местного самоуправления должны оказывать содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих. Однако, согласно п. 5 ст. 15 Закона РФ «О статусе военнослужащих», в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим. Вместе с тем, ФИО1 городского округа считает, что в связи с изменениями, произошедшими в законодательстве, в настоящее время органы местного самоуправления не вправе решать вопрос о предоставлении военнослужащим служебного помещения. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. Согласно акту приема-передачи федерального имущества, передаваемого в муниципальную собственность Борисоглебского городского округа <адрес>, утвержденного в одностороннем порядке ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>, муниципальному образованию был передан жилищный фонд, в том числе и <адрес>, ранее находившейся в оперативном управлении Борисоглебской КЭЧ. В соответствии с п. 11 ст. 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ муниципальное образование Борисоглебский городской округ является собственником имущества, отраженного в акте с даты его утверждения. Учет военнослужащих, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, осуществлялся жилищными комиссиями воинских частей, на основании протоколов которых администрацией Борисоглебского городского округа осуществлялось предоставление жилья, в том числе и служебных жилых помещений. Законом РФ «О статусе военнослужащих» (п. 5 ст. 15) предусмотрено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей. При этом Закон не дает каких-либо указаний на статус жилых помещений, занимаемых семьями военнослужащих, но одновременно указывает, что военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, предоставляются жилые помещения социального найма, а военнослужащим, получившим офицерское звание, начиная с 1998 года - служебные жилые помещения. Согласно «Положению о порядке предоставления служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Борисоглебского городского округа», утвержденному решением Борисоглебской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, военнослужащие, проходящие военную службу на территории городского округа и имеющие право на предоставление служебных жилых помещений в соответствии с ФЗ «О статусе военнослужащих», отнесены к категории граждан, которым могут быть предоставлены служебные жилые помещения специализированного жилищного фонда городского округа. Таким образом, требования ФИО2 подлежат удовлетворению, за ним должно быть признано право пользования спорным жилым помещением, а на Администрацию Борисоглебского городского округа возложена обязанность заключить с ним договор найма на <адрес> в <адрес>. Вместе с тем, в целях организации в Вооруженных Силах Российской Федерации деятельности по реализации права на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, путем предоставления им жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений, Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» были утверждены Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма и Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений. В связи с изданием Министром обороны Российской Федерации приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, в настоящее время в Министерстве обороны РФ создан уполномоченный орган, на который возложена обязанность по учету лиц, нуждающихся в служебных жилых помещениях. Таким органом является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации № Департамент жилищного обеспечения осуществляет свои функции через: ФГУ «Западное»; ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации; ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации; ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации. Согласно ст.3 ГПК РФ, лишь заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. С учетом приведенных выше нормативных актов, суд полагает, что у Борисоглебской КЭЧ в настоящее время отсутствует право обращения в суд с требованием о признании спорного жилого помещения служебным жильем. В связи с этим, суд полагает, что в удовлетворении данного требования Борисоглебского КЭЧ района надлежит отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: признать за ФИО2 право пользования жилым помещением квартирой № в <адрес> в <адрес>. Отказ Администрации Борисоглебского городского округа заключить с ФИО2 договор найма жилого помещения на <адрес> в <адрес> признать незаконным. Обязать Администрацию Борисоглебского городского округа заключить с ФИО2 договор найма жилого помещения на <адрес> в <адрес>. В удовлетворении требований ФГКЭУ «Борисоглебская КЭЧ района» о признании отказа Администрации Борисоглебского городского округа в переводе жилого помещения по адресу: <адрес> специализированный жилищный фонд и возложении обязанности о переводе указанной квартиры в данный фонд с отнесением её к категории служебного жилья – отказать. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 10 дней с момента изготовления его мотивировочной части ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий: