о признании состоявшимся договора купли-продажи, признании права собственности на пристройку, признании права собственности на часть жилого дома



2-51/12

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 января 2012 года. г. Борисоглебск.

Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего - судьи: Максимовой В.В.

при секретаре - Гринцевич Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Коробовой Веры Сергеевны к администрации Борисоглебского городского округа, Березуцкой Татьяне Алексеевне, Поповой Светлане Анатольевне признании права общей совместной собственности на пристройку, о признании состоявшимся договора купли-продажи, признании права собственности на часть жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Жилой дом (литер «АА1А2А3») по <адрес> принадлежал в общей долевой собственности ФИО2 и Грудининой (после заключения брака ФИО5) ФИО5 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, реестр , решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО6 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, выданного нотариусом нотариального округа Борисоглебского городского округа ФИО10

Решением Борисоглебского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 была выделена часть дома литер «АА1А2» с прекращением права общей долевой собственности на жилой дом литер «АА1А2А3», а оставшаяся часть литер «АА3» оставлена в общей совместной собственности ФИО2 и ФИО5

В целях благоустройства ФИО2 и ФИО5 возвели пристройку к своей части дома литер «А3», пристройка возведена без разрешения компетентных органов.

Вся принадлежащая ФИО2 и ФИО5 часть дома литер «АА3» состоит из: кухни -14,1 кв.м., кладовой площадью -5,3 кв.м., жилой комнаты -14,0 кв.м., жилой комнаты-9,9 кв.м., жилой комнаты-6,2 кв.м., а всего общей площадью -49,5 кв.м., из них жилой -30,1 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ был заключен предварительный договор купли-продажи между ФИО2 ФИО5 и ФИО4, по которому ФИО2 и ФИО5 продали, а ФИО4 купила часть дома литер «АА3.

Указанный договор купли-продажи был удостоверен нотариусом Борисоглебского нотариального округа ФИО11

Условием предварительного договора было -окончательное его оформление в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Но до настоящего времени стороны договор не заключили.

Расчет по договору между сторонами был произведен полностью в размере 40 000 рублей. ФИО2 и ФИО5 передали часть дома ФИО4, а ФИО4 приняла и оплатила часть жилого дома литер «АА3», владеет и пользуется указанной частью жилого дома.

Поскольку договор не заключен в окончательной форме и возведение пристройки к части жилого дома ФИО2 и ФИО5 произведено без согласования с органом местного самоуправления и без принятого ими решения, потому истец не может зарегистрировать свои права на часть жилого дома литер «АА3».

ФИО4 обратилась в суд с иском к администрации Борисоглебского городского округа, ФИО2, ФИО5 о признании за ФИО2 и ФИО5 права общей совместной собственности на пристройку литер «А3», о признании состоявшимся договора купли –продажи от ДД.ММ.ГГГГ, о признании за ФИО4 права собственности на часть жилого дома литер «АА3» по договору купли-продажи.

В судебном заседании истец ФИО4 поддержала заявленные требования и пояснила, что ответчики без надлежащего разрешения возвели к дому пристройку, а в эксплуатацию её не сдали, кроме того ФИО2 и ФИО5 уклоняются от регистрации сделки в окончательной форме.

Ответчики: ФИО2 и ФИО5 в судебное заседание не явились, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, имеются заявления с просьбой дело рассмотреть в их отсутствие.

Представитель ответчика- администрации Борисоглебского городского округа в судебное заседание не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

3-е лицо ФИО3, действующая как законный представитель в интересах несовершеннолетнего сына ФИО6 в судебное заседание не явилась, извещена судом о времени и месте рассмотрения дела, в представленном суду заявлении просила дело рассмотреть в её отсутствие.

Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав истца, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

На земельном участке расположен одноэтажный блокированный жилой дом литер «АА1А2А3», состоящий из двух изолированных жилых помещений с изолированными входами, к одному, из которых ФИО2 и ФИО5 самовольно без разрешения органов местного самоуправления возвели пристройку литер «А3», а именно: кухню площадью -14,1 кв.м., кладовую площадью 5,3 кв.м., а всего общей площадью 19,4 кв.м.

В результате возведения пристройки литер «А3» общая и жилая площадь части дома изменились и по данным технической инвентаризации общая площадь части жилого дома литер «АА3» стала составлять -49,5 кв.м., в том числе жилая -30,1 кв.м.

Функциональное назначение помещения площадью 6,2 кв.м. данными БТИ определено как жилая комната, но площадь указанной комнаты не может быть менее -8,0 кв.м., поэтому помещение может быть признано подсобным с исключением из состава «жилых» помещений и включением его в состав «подсобных».

С учетом выявленного несоответствия комнаты требуемой площади, необходимо функциональное назначение помещений части дома литер «АА3» привести в соответствие с требуемыми нормами и произвести перерасчет жилой и подсобной площади, а именно: считать жилую площадь: 30,1кв.м.-6,2 кв.м. =23,9 кв.м., подсобную: 19,4 кв.м.+6,2 кв.м.=25,6 кв.м.

По делу была проведена судебная строительно-техническая экспертиза ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно заключению которой, часть жилого дома литер «АА3» общей площадью -49,5 кв.м., из них жилой -23,9 кв.м., подсобной -25,6 кв.м. жилого дома литер «АА1А2А3», расположенного по адресу: <адрес>, в том числе возведенная к жилому дому пристройка литер «А3», соответствует строительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам, предъявляемым нормативными документами к жилым одноквартирным домам в области малоэтажного жилищного строительства, а так же к домам блокированным, в том числе и при следующем условии:

-закрепить за помещением площадью 6,2 кв.м., в литер «А» его функциональное назначение-подсобное.

Согласно ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном пользовании которого находится земельный участок, где осуществлено строительство, если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью.

Поскольку пристройка литер «А3» выполнена в соответствии с существующими строительными нормами и правилами на отведенном для этих целей земельном участке, у суда имеются основания признать за ФИО2 и ФИО5 право общей совместной собственности на неё.

Судом установлено, и это подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО4, ФИО2 и ФИО5 был заключен предварительный договор купли-продажи части жилого дома, расположенной по адресу: <адрес>, по которому ФИО2 и ФИО5 продали, а ФИО4 купила всю принадлежащую им часть жилого дома литер «АА3».

Указанный договор был удостоверен нотариусом нотариального округа <адрес>, и в срок до ДД.ММ.ГГГГ стороны по договору должны были заключить основной договор купли-продажи. Но до настоящего времени договор не заключили.

Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между сторонами, никем не оспаривается, условия сделки по договору исполнены сторонами полностью, ФИО4 приняла и оплатила стоимость части жилого дома, что подтверждается расписками в получении денег, выданными ФИО2 и ФИО5 -ФИО4, владеет и пользуется приобретенной частью жилого дома литер «АА3».

В соответствии со ст. 165 ГК РФ, если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, то суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать сделку действительной, т.е. состоявшейся.

На основании ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

А потому требования истца о признании состоявшимся (действительным) договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2, ФИО5 и ФИО4, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 165, 218, 222 ГК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Решил:

Признать за ФИО2 и ФИО5 право общей совместной собственности на пристройку литер «А3», состоящую из следующих помещений: кухни -14,1 кв.м., кладовой 5,3 кв.м., а всего общей площадью 19,4 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.

Признать состоявшимся договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО2, ФИО5 и ФИО4, удостоверенный нотариусом нотариального округа <адрес>, согласно которому ФИО2 и ФИО5 продали, а ФИО4 купила принадлежащую им часть жилого дома литер «АА3», расположенную в <адрес>.

Признать за ФИО4 право собственности на часть жилого дома литер «АА3», расположенную в <адрес> по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ5 года, закрепить за помещением площадью -6,2 кв.м. литер «А» его функциональное назначение-подсобное.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца.

Председательствующий: