о признании действительным и недействительным договора купли-продажи, признании права собственности на нежилое здание



2-41/12

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2012 года. г. Борисоглебск.

Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего - судьи: Максимовой В.В.

при секретаре - Гринцевич Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Тульского Павла Валерьевича к Сенибабновой Анне Ивановне, администрации Борисоглебского городского округа о признании действительным договора купли-продажи и недействительным в части договора купли-продажи, признании права собственности на нежилое здание,

Установил:

Квартира <адрес> принадлежит ФИО3 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ.

Ранее <адрес> принадлежала ФИО2 и надворные постройки к квартире, а именно гараж литер «Г» площадью 27,0 кв.м., расположенный по адресу <адрес> принадлежали ФИО2

На основании разрешения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было разрешено надстроить над гаражом летнюю кухню размером 5,0 м Х 6,0 м.

По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 продала, а ФИО3 купил гараж литер «Г» площадью 27,0 кв.м. за 400000 рублей, расположенный по адресу: <адрес>.

Указанный договор был оформлен в простой письменной форме. Расчет по договору между сторонами был произведен полностью в размере 400 000 рублей, что подтверждается актом приема –передачи и распиской в получении денег, выданной продавцом ФИО2 покупателю ФИО3

ФИО3 произвел реконструкцию гаража литер «Г» -надстроил над гаражом летнюю кухню.

ФГУП «Ростехинвентаризация» -Федеральное БТИ Воронежский филиал Борисоглебское отделение по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ был составлен новый технический паспорт на реконструированный гараж - здание (строение) литер «Б», расположенное по адресу: <адрес>. По данным технической инвентаризации общая площадь здания литер «Б» составила -52,3 кв.м.

Сторона по договору -ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Её наследником является ФИО4 –ответчик по настоящему делу.

Поскольку указанный договор не зарегистрирован как того требует закон, сторона по договору ФИО2 умерла, и выполненные работы по строительству нежилого помещения выполнены без разрешения органов местного самоуправления, истец не может зарегистрировать право собственности на указанное помещение.

ФИО3 обратился в суд с иском к администрации Борисоглебского городского округа, ФИО4 о признании сделки по договору купли-продажи гаража литер «Г» действительной, признании не действительным договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в части указания объекта права и неточного адреса расположения объекта права, признании за ним права собственности на нежилое здание литер «Б».

В судебное заседание истец ФИО3 не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в представленном суду заявлении просил дело рассмотреть в его отсутствие.

ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представила суду заявление, в котором просила дело рассмотреть в её отсутствие.

Администрация Борисоглебского городского округа в судебное заседание не явилась, извещена судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Суд, рассмотрев материалы дела, считает, что иск подлежит удовлетворению.

Судом установлено, и это подтверждается материалами дела, что между ФИО2 и ФИО3 был заключен ДД.ММ.ГГГГ договор купли-продажи гаража, расположенного по адресу: <адрес> (так указано в договоре), по которому ФИО2 продала, а ФИО3 купил гараж литер «Г» площадью 27,0 кв.м.

Указанный договор был оформлен в простой письменной форме. Договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между сторонами, никем не оспаривается, условия сделки по договору исполнены сторонами полностью, ФИО3 принял и оплатил стоимость гаража в размере 400000 рублей, что подтверждается актом приема –передачи и распиской в получении денег, выдФИО4 М.Ф.-ФИО3 ФИО3 пользуется приобретенным гаражом и произвел его реконструкцию.

Поскольку сторона по договору - ФИО2 умерла, и выполненные работы по строительству нежилого помещения выполнены без разрешения органов местного самоуправления, истец ФИО3 не может зарегистрировать за собой переход права собственности на указанный объект недвижимости.

В соответствии со ст. 165 ГК РФ, если одна из сторон полностью или частично исполнила сделку, требующую нотариального удостоверения, а другая сторона уклоняется от такого удостоверения сделки, то суд вправе по требованию исполнившей сделку стороны признать сделку действительной, т.е. состоявшейся.

На основании ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

А потому требования истца о признании действительным договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2 и ФИО3 подлежат удовлетворению.

Согласно справки БТИ <адрес>, адрес нежилого строения литер «Б»: <адрес> вместо неверно указанного в оспариваемом договоре адреса: <адрес>.

На основании ст. 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была совершена и без включения недействительной ее части.

А поэтому подлежит удовлетворению и требование истца о признании недействительным договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ в части указания объекта права и неточного адреса расположения объекта права.

На земельном участке блокированного жилого дома квартирного типа расположено 2-х этажное нежилое строение литер «Б».

Нежилое здание литер «Б» со встроенным гаражом реконструировано ФИО3 с увеличением габаритов по высоте с надстройкой 2-го этажа и реконструировано в уровне 1-го этажа. В настоящее время здание представляет собой состав помещений жилого дома, в котором имеются жилые комнаты, кухня и санузел. А именно: на 1-ом этаже часть гаража перепланирована в коридор площадью 4,1 кв.м. и по данным БТИ в санузел площадью 5,2 кв.м. <адрес> гаража составила 17,0 кв.м. На 2-ом этаже размещены: кухня площадью 8,5 кв.м. и две комнаты площадью 10,0 кв.м. и площадью 7,5 кв.м.

В здании имеется холодное и горячее водоснабжение, централизованная канализация. Высота потолков помещений, габариты дверных проёмов, а также материалы стен и отделка помещений соответствуют требуемым нормам. Комнаты и кухня имеют естественное нормативное освещение.

Было установлено, что в помеще­нии санитарное оборудование демонтировано (ванна и унитаз), а также подводы к ним горячего и холодного трубопроводов, в виду чего помещение площадью 5,2 м2 с установленным газовым котлом правильным следует считать топочной, что соответствует требованиям норм га­зоснабжения. А также кухня приведена в соответствие с требованиями санитарных норм, в которой демонтирован унитаз.

По функциональному назначению здание не может быть признано жилым домом, так как толщина стен 2-х этажного строения, а также габариты отдельных помещений остаются не соот­ветствующими требованиям, предъявляемым строительными нормами к жилым 1-квартирным домам в области индивидуального жилищного строительства.

Однако эксплуатация строения литер «Б» возможна в качестве нежилого здания комбиниро­ванного типа, в составе которого - гараж и надстройка благоустроенной летней кухни.

По делу была проведена судебная строительно-техническая экспертиза ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно заключению которой, возведенное 2-х этажное здание литер «Б» общей площадью 52,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> считать нежилым, комбинированного типа с функциональным назначением: гараж с надстройкой летней кухни, в том числе при следующем условии:

за помещением площадью 5,2 кв.м. литер «Б» закрепить его функциональное назначение-топочная.

С учетом функционального назначения строения и имеющегося в нем благоустройства топочная , кухня и комната соответствуют требованиям строительных, противопожарных, санитарных и иных норм и правил, предъявляемых нормативными документами к указанным помещениям в области индивидуального жилищного строительства, находящимся в составе нежилого здания вспомогательного назначения. Эксплуатация нежилого строения литер «Б» возможна.

Поскольку строительство литер «Б» выполнено в соответствии с существующими строительными нормами и правилами на отведенном для этих целей земельном участке, у суда имеются основания признать за ФИО3 право собственности на нежилое здание литер «Б» -гараж с надстройкой летней кухни общей площадью - 52,3 кв.м.,

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 165, 180, 218 ГК РФ, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Решил:

Признать действительным договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО2 и ФИО3, согласно которому ФИО2 продала, а ФИО3 купил гараж литер «Г» расположенный в <адрес>.

Признать не действительным договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО3 и ФИО2 в части указания объекта права и адреса расположения объекта права, и считать объектом права нежилое здание литер «Б» -гараж с надстройкой летней кухни, расположенное в <адрес>.

Признать за ФИО3 право собственности на нежилое здание литер «Б» -гараж с надстройкой летней кухни общей площадью - 52,3 кв.м., расположенный в <адрес>, за помещением площадью 5,2 кв.м. литер «Б» закрепить его функциональное назначение-топочная.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца.

Председательствующий: п/п

Копия верна: Судья- В.В.Максимова Секретарь суда- ФИО8