2-366/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ город Борисоглебск 20 февраля 2012 года Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего судьи Разумова М.В., при секретаре Невзоровой О.И., с участием прокурора Гарина А.А., представителя ответчика - администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области по доверенности Болотовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Борисоглебского межрайпрокурора Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий (принять регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля), установил: Борисоглебский межрайпрокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, указывая, что межрайпрокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля установлено, что Положение о муниципальном земельном контроле на территории Борисоглебского городского округа утвержденное решением Борисоглебской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Положение), не соответствует действующему законодательству. В связи с вступлением с ДД.ММ.ГГГГ в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», утверждением приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № типовых форм документов, ДД.ММ.ГГГГ межрайпрокурором принесен протест на Положение. В протесте указывалось о несоответствии названному Федеральному закону значительной части норм Положения, предусматривающих формы и порядок осуществления муниципального земельного контроля, полномочия должностных лиц администрации Борисоглебского городского округа при осуществлении муниципального земельного контроля (в том числе пунктов 2.1, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4 Положения, а также отсутствие надлежащего регулирования проведения внеплановых проверок). При рассмотрении протеста администрацией Борисоглебского городского округа был подготовлен проект Положения в новой редакции, в котором также имелись нормы, не соответствующие законодательству. В связи с чем на рассмотрение Борисоглебской городской Думы было внесено и депутатами принято решение от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливающее, что нормы Положения применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В дальнейшем администрацией Борисоглебского городского округа был подготовлен и внесен на рассмотрение сессии Борисоглебской городской Думы ДД.ММ.ГГГГ проект решения «Об утверждении Положения о муниципальном земельном контроле на территории Борисоглебского городского округа <адрес>», предусматривающий утверждение в новой редакции Положения и признание утратившими силу ранее принятых решений по данному вопросу. По результатам проведенной межрайпрокуратурой правовой экспертизы в проекте Положения выявлены существенные нарушения федерального законодательства. Так, в противоречие со статьей 72 Земельного кодекса РФ, устанавливающей осуществление муниципального земельного контроля лишь за использованием земель на территории муниципального образования, проект Положения предусматривал осуществление органом муниципального земельного контроля мероприятий по проверке исполнения земельного законодательства и требований по охране земель, в силу статьи 71 Земельного кодекса РФ относящихся к полномочиям органов государственного земельного контроля. В нарушение легально данных в статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» определений понятий «мероприятие по контролю», «проверка», равным образом относящиеся к государственному контролю (надзору) и муниципальному контролю, проект Положения вводил иные определения данных понятий применительно к муниципальному земельному контролю. Например, мероприятия по контролю в виде осмотра и обследования земельных участков, якобы не требующие взаимодействия с лицами, в отношении которых проводятся данные мероприятия, не нуждаются в организации плановой или внеплановой, проверки. В нарушение части 12 статьи 9, части 16 статьи 10, части 4 статьи 12 названного Федерального закона проект предусматривал право должностных лиц муниципального земельного контроля беспрепятственно проводить осмотр и обследование земельных участков лишь при предъявлении ими служебного удостоверения. Согласно проекту Положения проверка исполнения предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства проводится в рамках первичной проверки без вынесения распоряжения о ее проведении, что противоречит части 2 статьи 10, части 1 статьи 14 названного Федерального закона. Кроме того, в проекте указано о передаче на рассмотрение органа государственного земельного контроля материалов, содержащих признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.34 КоАП РФ (без оговорки на отличный от общего срок введения в действие данной нормы). Однако глава 7 КоАП РФ будет дополнена статьей 7.34 КоАП РФ согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 212-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N Э42-ФЗ) лишь с ДД.ММ.ГГГГ. В проекте имелись и иные нормы, несоответствующие законодательству. По заключению межрайпрокурора, данному на заседании сессии, депутатами единогласно принято решение о снятии проекта с рассмотрения и возвращении на доработку. ДД.ММ.ГГГГ в администрации Борисоглебского городского округа прокурором внесено представление, в котором указано на выявленные нарушения в представленном проекте ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также о неисполнении администрацией Борисоглебского городского округа полномочий по разработке и принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля. По результатам рассмотрения представления администрацией Борисоглебского городского округа сообщено о принятых мерах к устранению нарушений, в том числе разработке проекта административного регламента с указанием планируемого срока - декабрь 2010 года. В связи с непринятием мер ДД.ММ.ГГГГ главе администрации Борисоглебского городского округа прокурором направлена информация о необходимости принять меры по активизации работы по разработке и внесению на рассмотрение Борисоглебской городской Думы проекта Положения в новой редакции, а также к разработке и принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля. Однако до настоящего времени меры к разработке и принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля администрацией Борисоглебского городского округа не приняты. В силу ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится осуществление земельного контроля за использованием земель поселения и осуществление муниципального лесного контроля и надзора. Согласно ст.17.1 этого же Закона к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В соответствии с п. 4 ст. 2 ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. Согласно п.2 ст.6 указанного Закона к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 812 утвержден Порядок разработки и утверждения административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления <адрес>. Из приведенных норм федерального законодательства следует, что для реализации полномочий по муниципальному контролю необходимо принятие соответствующих административных регламентов. Непринятие административного регламента свидетельствует о незаконном бездействии администрации Борисоглебского городского округа и нарушает права неопределенного круга лиц при осуществлении муниципального контроля. Необходимость разработки соответствующих административных регламентов обусловлена требованиями ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Борисоглебский межрайпрокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц просит признать бездействие администрации Борисоглебского городского округа <адрес> по принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля незаконным; возложить обязанность на администрацию Борисоглебского городского округа <адрес> принять административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу. Представитель ответчика – администрации Борисоглебского городского округа <адрес> ФИО5, действующая по доверенности, при вынесении решения полагается на усмотрение суда. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии с п. 21 ст.7 Федерального закона «О противодействии коррупции» от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 к основным направлениям деятельности государственных органов по противодействию коррупции относится оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных и должностных регламентах. Отсутствие административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля влечет неопределенность требований к организациям и гражданам, и соответственно, возможность нарушения порядка осуществления муниципального контроля. До настоящего времени административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля администрацией Борисоглебского городского округа не принят. В силу ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится осуществление земельного контроля за использованием земель поселения. Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК РФ, решил: признать бездействие администрации Борисоглебского городского округа <адрес> по принятию административного регламента проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля незаконным. Возложить обязанность на администрацию Борисоглебского городского округа <адрес> принять административный регламент проведения проверок при осуществлении муниципального земельного контроля в течение трех месяцев после вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца. Председательствующий: