Дело № 2-381/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Борисоглебск 28 февраля 2012 года Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи Морозовой Е.Ю., при секретаре Максимовой О.С., с участием: заявителя– помощника Борисоглебского межрайпрокурора Гринцевич В.В., представителей заинтересованных лиц: администрации Борисоглебского городского округа Григоровой О.Ю., территориального отдела Роспотребнадзора по Воронежской области в Борисоглебском, Грибановском, Поворинском, Терновском районах Галейченко Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Борисоглебского межрайонного прокурора Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании бездействия администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов в с.Тюковка Борисоглебского городского округа Воронежской области незаконным и понуждении к совершению действий, установил: Борисоглебский межрайпрокурор обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, указывая, что Борисоглебской межрайпрокуратурой была проведена проверка исполнения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов специализированной организацией в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами и правилами. При проведении проверки установлено, что на территории села Тюковка Борисоглебского городского округа <адрес> отсутствует организованный сбор, вывоз и утилизация бытовых и промышленных отходов специализированной организацией в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами и правилами. Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № введены в действие санитарные правила «СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», которыми утверждены гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. В соответствии с п.п. 11, 24 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.п. 12, 25 ч.1 ст. 11 Устава Борисоглебского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения Борисоглебского городского округа относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» также установлено, что организация сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обратился в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, в котором просит признать бездействие ответчика по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов в <адрес> городского округа <адрес> незаконным и обязать администрацию Борисоглебского городского округа <адрес> организовать на территории указанных сел сбор, вывоз и утилизацию бытовых и промышленных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в течение шести месяцев после вступления в законную силу соответствующего судебного постановления. В судебном заседании помощник Борисоглебского межрайпрокурора ФИО4 поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении. Представитель администрация Борисоглебского городского округа в судебном заседании против удовлетворения требований возражал, мотивируя тем, что администрацией БГО приняты все меры, предусмотренные действующим законодательством в сфере организации сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов. В частности, Решением Борисоглебской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила благоустройства и содержания территории Борисоглебского городского округа». Согласно п.1.6 указанных Правил …юридические и физические лица… обязаны заключать договоры на вывоз ТБО с подрядными мусоровывозящими организациями, имеющими договорные отношения со специализированными предприятиями, производящими утилизацию и обезвреживание отходов. Публичные типовые договоры на вывоз ТБО были размещены в средствах массовой информации. Полигон ТБО на территории <адрес> функционирует. Представитель заинтересованного лица Тюковского территориального отдела администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела. Представитель заинтересованного лица – территориального отдела управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> в Борисоглебском, Грибановском, Поворинском, <адрес>х поддержал требования прокурора и просил их удовлетворить. При этом пояснил, что позиция, изложенная представителем администрации БГО неприемлема, поскольку упомянутый полигон ТБО находится в другом населенном пункте, на значительном расстоянии, а срок хранения отходов составляет одни сутки в теплое время года, трое суток – в холодное. Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, считает, что заявление подлежит удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 56 Водного Кодекса РФ отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные водные объекты, на водосборные площади и на почву запрещен. В силу ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, способы и условиях которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами. Из пункта 3.2 Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, усматривается, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлены пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно данной норме к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. При этом в компетенцию органов местного самоуправления входит не только законодательное закрепление обязанности граждан заключать договоры на вывоз ТБО, но и осуществление всего комплекса мер по обеспечению сбора, вывоза бытовых отходов и мусора организацией, осуществляющей деятельность, связанную с обращением опасных отходов на основании лицензии, организация процесса сбора и вывоза бытовых отходов, определение порядка сортировки отходов на их виды, определение мест расположения контейнерных площадок и порядка их обслуживания. Согласно статье 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: чрезвычайно опасные (1), высокоопасные (2), умеренно опасные (3), малоопасные (4), практически неопасные (5). Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, твердые коммунальные отходы (отходы из жилищ несортированные, отходы из жилищ крупногабаритные) отнесены к 4 и 5 классам опасности. Статьей 9 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В настоящее время Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» утратил силу в связи с принятием и вступлением в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В силу подпункта 30 пункта 1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности (деятельность по накоплению и транспортировке отходов 1 - 5 классов опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 5 класса опасности не подлежит лицензированию). По информации руководителя Тюковского территориального отдела Борисоглебского городского округа на территории <адрес> городского округа <адрес> сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов специализированной организацией в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами и правилами не осуществляется. Вывоз бытовых отходов осуществляется на три санкционированные свалки, определенные постановлением администрации села <адрес> №-а от ДД.ММ.ГГГГ, при этом эксплуатирующая организация, ответственная за содержание данных свалок мусора не определена. Согласно информации территориального отдела управления Роспотребнадзора по <адрес> в Борисоглебском, Грибановском, Поворинском, <адрес>х на территории Тюковского территориального отдела администрации Борисоглебского городского округа отсутствует полигон ТБО, на существующие свалки санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии их санитарным правилам не выдавалось, проверка на соответствие не проводилась. Вышеуказанный факт свидетельствует о применении на территории Тюковского территориального отдела администрации Борисоглебского городского округа недопустимых условий и способов хранения и захоронения ТБО, которые не безопасны для здоровья населения и среды обитания. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Исходя из вышеизложенного, суд считает, что администрация Борисоглебского городского округа <адрес> обязана организовать и финансировать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов от населения в <адрес> городского округа, обеспечив выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Определяя срок, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения закона, прав и законных интересов граждан, суд соглашается с тем сроком, который указан прокурором в заявлении – шесть месяцев, находя этот срок разумным. При этом суд исходит из характера установленного бездействия, нарушения прав и свобод граждан, а также времени, необходимого для их устранения. На основании изложенного, руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд, решил: Заявление Борисоглебского межрайонного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации Борисоглебского городского округа <адрес> о признании бездействия администрации Борисоглебского городского округа <адрес> по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов в <адрес> городского округа <адрес> незаконным и понуждении к совершению действий, – удовлетворить. Признать бездействие администрации Борисоглебского городского округа <адрес> по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов в <адрес> городского округа <адрес> незаконным. Обязать администрацию Борисоглебского городского округа <адрес> организовать на территории <адрес> городского округа <адрес> сбор, вывоз и утилизацию бытовых и промышленных отходов в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями. Установить администрации Борисоглебского городского округа <адрес> срок для совершения указанных действий продолжительностью шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу. На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Воронежский областной суд через Борисоглебский городской суд в течение месяца. Председательствующий: