Дело № 2-383/12 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г.Борисоглебск 28 февраля 2012 года Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи СТРОКОВОЙ О.А. при секретаре КУДРЯВЦЕВОЙ Н.С., с участием представителя истца прокурора ГРИНЦЕВИЧ В.В., представителя ответчика администрации Борисоглебского городского округа ГРИГОРОВОЙ О.Ю., представителей третьих лиц: Роспотребнадзора ГАЛЕЙЧЕНКО Д.А., Чигоракского территориального отдела администрации Борисоглебского городского округа БИРЮКОВА В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Борисоглебского межрайонного прокурора Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области незаконным и понуждении к совершению действий, у с т а н о в и л: Борисоглебский межрайпрокурор обратился в суд с иском, пояснив, что Борисоглебской межрайпрокуратурой была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что в <адрес> городского округа <адрес> отсутствует организованный сбор, вывоз и утилизация бытовых и промышленных отходов специализированной организацией в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами. Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ за № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № введены в действие санитарные правила «СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-012.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», которыми утверждены гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.п. 12, 25 ч.1 ст. 11 Устава Борисоглебского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения городского округа относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» также установлено, что организация сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. В ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» закреплено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлены пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно данной норме к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: чрезвычайно опасные (1), высокоопасные (2), умеренно опасные (3), малоопасные (4), практически неопасные (5). Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, твердые коммунальные отходы (отходы из жилищ несортированные, отходы из жилищ крупногабаритные) отнесены к 4 и 5 классам опасности. Статьей 9 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В силу подпункта 74 пункта 17 Закона № 128-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Новая редакция названной нормы предусматривает обязательность лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности (деятельность по накоплению отходов 1-5 классов опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 5 класса опасности не подлежит лицензированию). По информации руководителя Чигоракского территориального отдела Борисоглебского городского округа на территории <адрес> городского округа <адрес> сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов специализированной организацией в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами не осуществляется. Вывоз бытовых отходов осуществляется жителями села самостоятельно или с привлечением частного транспорта на две свалки, места расположения которых определены решением заседания членов Совета ТОС села <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом эксплуатирующая организация, ответственная за содержание данной свалки мусора не определена. Согласно информации территориального отдела управления ФИО2 по <адрес> в Борисоглебском, Грибановском, Поворинском, <адрес>х на территории Чигоракского территориального отдела администрации Борисоглебского городского округа отсутствует полигон ТБО, на существующую свалку санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии её санитарным правилам не выдавалось, проверка на соответствие не проводилась. Вышеуказанный факт свидетельствует о применении на территории Чигоракского территориального отдела администрации Борисоглебского городского округа недопустимых условий и способов хранения и захоронения ТБО, которые не безопасны для здоровья населения и среды обитания. Истец считает, что администрация Борисоглебского городского округа допускает бездействие по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов специализированной организацией в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами в <адрес> городского округа. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, Борисоглебский межрайпрокурор, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с требованием о признании бездействия администрации Борисоглебского городского округа <адрес> по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов в <адрес> городского округа <адрес> незаконным. Также истец просил обязать администрацию Борисоглебского городского округа <адрес> организовать на территории <адрес> городского округа <адрес> сбор, вывоз и утилизацию бытовых и промышленных отходов в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями, установив срок для совершения указанных действий шесть месяцев после вступления решения в законную силу. Помощник Борисоглебского межрайпрокурора ФИО5 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика администрации Борисоглебского городского округа ФИО7 в судебном заседании иск не признала, пояснив, что Чигоракским территориальным отделом осуществляются мероприятия по организации сбора мусора. Для организации мероприятий по сбору, вывозу и утилизации отходов необходимо 5,5 млн.руб. Администрация такими средствами не располагает и дотаций из областного бюджета на эти мероприятия не получает. Представитель третьего лица Чигоракского территориального отдела, его руководитель ФИО8 полагался на усмотрение суда, пояснив, что в селе организованы своими силами 2 свалки. В настоящее время им ведутся переговоры с комбинатом по благоустройству об установке контейнеров для приемки мусора, и планируется заключение договоров с каждым жителем села на вывоз мусора и оплату за его вывоз. В настоящее время подана заявка в администрацию с просьбой узаконить временное складирование на территории села бытовых и промышленных отходов. Представитель третьего лица ФИО2 ФИО6 в судебном заседании поддержал иск, пояснив, что существующие в селе Чигорак свалки не отвечают санитарным требованиям. Выслушав объяснения прокурора, пояснения представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. В ходе судебного разбирательства было установлено следующее. В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ за № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Существующие в селе Чигорак свалки ТБО, места под которые выделены Советом территориального общественного самоуправления «Чигорак» (Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) в двух местах: 1-е в районе садоводческого товарищества «Здоровье» за <адрес> на расстоянии 600 м от жилых домов и 50 м от дачных участков, 2-е в южной части села Чигорак, в районе бывшей МТФ к-за «Луч», на расстоянии 500 м. от жилых домов, не соответствует санитарным требованиям, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии указанного места гигиеническим нормативам не выдавалось, поверки мест сбора ТБО не проводились. Администрация не представила других доказательств конкретных действий по организации сбора и ввоза твердых бытовых отходов с территории села Чигорак: не оборудованы площадки для этих целей, граждане не уведомлены о мероприятиях по сбору и вывозу ТБО, на фактически существующие свалки не представлена необходимая документация по ее оборудованию и содержанию. Учитывая сложившиеся обстоятельства, суд считает возможным удовлетворить требования истца. Руководствуясь ст.ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд р е ш и л: Признать бездействие администрации Борисоглебского городского округа <адрес> по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов в селе Чигорак Борисоглебского городского округа <адрес> незаконным. Обязать администрацию Борисоглебского городского округа <адрес> организовать на территории <адрес> городского округа <адрес> сбор, вывоз и утилизацию бытовых и промышленных отходов в соответствии с санитарно – эпидемиологическими требованиями, предоставив срок для совершения указанных действий шесть месяцев после вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский облсуд в течение одного месяца. Председательствующий –