о признании бездействия администрации Борисоглебского городского округа незаконным и понуждении к совершению действий



Дело № 2-382/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Борисоглебск 28 февраля 2012 года

Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе: председательствующего-судьи СТРОКОВОЙ О.А.

при секретаре КУДРЯВЦЕВОЙ Н.С.,

с участием представителя истца прокурора ГРИНЦЕВИЧ В.В.,

представителя ответчика администрации Борисоглебского городского округа ГРИГОРОВОЙ О.Ю.,

представителей третьих лиц:

Роспотребнадзора ГАЛЕЙЧЕНКО Д.А.,

Боганского территориального отдела администрации Борисоглебского городского округа САВЧЕНКО М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Борисоглебского межрайонного прокурора Воронежской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области незаконным и понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

Борисоглебский межрайпрокурор обратился в суд с иском, пояснив, что Борисоглебской межрайпрокуратурой была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что в <адрес> городского округа <адрес> отсутствует организованный сбор, вывоз и утилизация бытовых и промышленных отходов специализированной организацией в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ за № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ введены в действие санитарные правила «СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-012.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила», которыми утверждены гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов.

В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.п. 12, 25 ч.1 ст. 11 Устава Борисоглебского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ к вопросам местного значения городского округа относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» также установлено, что организация сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.

В ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» закреплено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлены пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно данной норме к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ) отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: чрезвычайно опасные (1), высокоопасные (2), умеренно опасные (3), малоопасные (4), практически неопасные (5).

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , твердые коммунальные отходы (отходы из жилищ несортированные, отходы из жилищ крупногабаритные) отнесены к 4 и 5 классам опасности.

Статьей 9 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В силу подпункта 74 пункта 17 Закона № 128-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Новая редакция названной нормы предусматривает обязательность лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности (деятельность по накоплению отходов 1-5 классов опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 5 класса опасности не подлежит лицензированию).

По информации руководителя Боганского территориального отдела Борисоглебского городского округа на территории <адрес> городского округа <адрес> сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов специализированной организацией в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами не осуществляется. Вывоз бытовых отходов осуществляется на санкционированную свалку, определенную решением заседания членов Совета ТОС села <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, при этом эксплуатирующая организация, ответственная за содержание данной свалки мусора не определена.

Согласно информации территориального отдела управления ФИО2 по <адрес> в Борисоглебском, Грибановском, Поворинском, <адрес>х на территории Боганского территориального отдела администрации Борисоглебского городского округа отсутствует полигон ТБО, на существующую свалку санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии её санитарным правилам не выдавалось, проверка на соответствие не проводилась.

Вышеуказанный факт свидетельствует о применении на территории Боганского территориального отдела администрации Борисоглебского городского округа недопустимых условий и способов хранения и захоронения ТБО, которые не безопасны для здоровья населения и среды обитания.

Истец считает, что администрация Борисоглебского городского округа допускает бездействие по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов специализированной организацией в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и правилами в <адрес> городского округа.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п.1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с требованием о признании бездействия администрации Борисоглебского городского округа <адрес> по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов в <адрес> городского округа <адрес> незаконным.

Также истец просил обязать администрацию Борисоглебского городского округа <адрес> организовать на территории <адрес> городского округа <адрес> сбор, вывоз и утилизацию бытовых и промышленных отходов в соответствии с санитарно- эпидемиологическими требованиями, установив срок для совершения указанных действий шесть месяцев после вступления решения в законную силу.

Помощник Борисоглебского межрайпрокурора ФИО5 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Борисоглебского городского округа ФИО8 в судебном заседании признала иск не признала, пояснив, что начальником Боганского территориального отдела осуществляются мероприятия по организации сбора мусора. Для организации мероприятий по сбору, вывозу и утилизации отходов необходимо 5,5 млн.руб. Администрация такими средствами не располагает и дотаций на эти мероприятия не получает.

Представитель третьего лица Боганского территориального отдела, его руководитель ФИО7 полагался на усмотрение суда, пояснив, что на расстоянии 400 метров от села организована своими силами свалка, однако у него нет техники для того, что бы навести порядок на свалке. По его утверждению, многие жители села согласны оплачивать вывоз мусора.

Представитель третьего лица ФИО2 ФИО6 в судебном заседании поддержал иск, пояснив, что существующая в селе Богана свалка не отвечает санитарным требованиям.

Выслушав объяснения прокурора, пояснения представителя ответчика, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В ходе судебного разбирательства было установлено следующее.

В соответствии с п.п. 11, 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ за № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Существующая в селе Богана свалка ТБО, место под код которую выделено Советом территориального общественного самоуправления «Боганской» (Протокол от ДД.ММ.ГГГГ) на расстоянии 400 м от села правее трассы Богана-Миролюбие, не соответствует санитарным требованиям, санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии указанного места гигиеническим нормативам не выдавалось, поверки мест сбора ТБО не проводились.

Администрация не представила других доказательств конкретных действий по организации сбора и ввоза твердых бытовых отходов с территории села Богана: не оборудованы площадки для этих целей, граждане не уведомлены о мероприятиях по сбору и вывозу ТБО, на фактически существующую свалку не представлена необходимая документация по ее оборудованию и содержанию.

Учитывая сложившиеся обстоятельства, суд считает возможным удовлетворить требования истца,

Руководствуясь ст.ст. 45, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать бездействие администрации Борисоглебского городского округа <адрес> по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов в селе Богана Борисоглебского городского округа <адрес> незаконным.

Обязать администрацию Борисоглебского городского округа <адрес> организовать на территории <адрес> городского округа <адрес> сбор, ввоз и утилизацию бытовых и промышленных отходов в соответствии с санитарно—эпидемиологическими требованиями, установив срок для совершения указанных действий в шесть месяцев после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский облсуд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий –