Дело № 2-470/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Борисоглебск 07 марта 2012 г. Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе председательствующего - судьи Бачманова Ю.М., при секретаре Киреевой В.О., с участием прокурора Гарина А.А., представителя Администрации Борисоглебского городского округа Болотовой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Борисоглебского межрайпрокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Борисоглебского городского округа о признании бездействия незаконным и понуждении к совершению действий, у с т а н о в и л: Борисоглебский межрайпрокурор обратился в суд с иском, указывая, что межрайпрокуратурой проведена плановая проверка исполнения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов специализированной организацией в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами и правилами. При проведении проверки установлено, что на территории села Ульяновка ФИО2 городского округа <адрес> отсутствует организованный сбор, вывоз и утилизация бытовых и промышленных отходов специализированной организацией в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами и правилами. Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 16 введены в действие санитарные правила "СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила", которыми утверждены гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. В соответствии с п.п.11, 24 ч.1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.п.12, 25 ч.1 ст. 11 Устава ФИО2 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения ФИО2 городского округа относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Об отходах производства и потребления» также установлено, что организация сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления. В судебном заседании помощник ФИО2 межрайпрокурора ФИО5 поддержал заявленные требования и просил обязать ФИО2 городского округа <адрес> организовать на территории <адрес> ФИО2 городского округа <адрес> сбор, вывоз и утилизацию бытовых и промышленных отходов в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями. ФИО2 городского округа ФИО6 в судебном заседании указала на необоснованность заявленных требований и просила в их удовлетворении отказать. ФИО2 территориального отдела управления Роспотребнадзора по <адрес> в ФИО2, Грибановском, Поворинском, <адрес>х ФИО7 заявленные требования поддержал, пояснив, что на территории Ульяновского территориального отдела ФИО2 городского округа отсутствует полигон ТБО, на существующие свалки санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии их санитарным правилам не выдавалось, проверка на соответствие установленным нормам не проводилась. Суд, рассмотрев материалы дела, выслушав прокурора, ФИО2 ответчика, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды», эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 56 Водного Кодекса РФ отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления в поверхностные водные объекты, на водосборные площади и на почву запрещен. В силу ч. 2 ст. 21 и ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», содержание территорий сельских поселений должно отвечать санитарным правилам. Отходы производства и потребления подлежат сбору, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, способы и условия которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами. Из пункта 3.2 Санитарных правил и норм 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, усматривается, что твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, установлены пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно данной норме к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. При этом в компетенцию органов местного самоуправления входит не только законодательное закрепление обязанности граждан заключать договоры на вывоз ТБО, но и осуществление всего комплекса мер по обеспечению сбора, вывоза бытовых отходов и мусора организацией, осуществляющей деятельность, связанную с обращением опасных отходов на основании лицензии, организация процесса сбора и вывоза бытовых отходов, определение порядка сортировки отходов на их виды, определение мест расположения контейнерных площадок и порядка их обслуживания. Согласно статье 4.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: чрезвычайно опасные (1), высокоопасные (2), умеренно опасные (3), малоопасные (4), практически неопасные (5). Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 786, твердые коммунальные отходы (отходы из жилищ несортированные, отходы из жилищ крупногабаритные) отнесены к 4 и 5 классам опасности. Статьей 9 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". В настоящее время Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» утратил силу в связи с принятием и вступлением в законную силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». В силу подпункта 30 пункта 1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности (деятельность по накоплению и транспортировке отходов 1 - 5 классов опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 5 класса опасности не подлежит лицензированию). В силу подпункта 74 пункта 17 Закона N 128-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Новая редакция названной нормы предусматривает обязательность лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 классов опасности (деятельность по накоплению отходов 1 - 5 классов опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 5 класса опасности не подлежит лицензированию). По информации руководителя Ульяновского территориального отдела ФИО2 городского округа на территории <адрес> ФИО2 городского округа <адрес> сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов специализированной организацией в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами и правилами не осуществляется. Вывоз бытовых отходов осуществляется жителями села на личном транспорте на выделенный для этих целей земельный участок для хранения твердых бытовых отходов. Согласно информации территориального отдела управления Роспотребнадзора по <адрес> в ФИО2, Грибановском, Поворинском, <адрес>х на территории Ульяновского территориального отдела ФИО2 городского округа отсутствует полигон ТБО, на существующие свалки санитарно эпидемиологическое заключение о соответствии их санитарным правилам не выдавалось, проверка на соответствие не проводилась. Вышеуказанный факт свидетельствует о применении на территории Ульяновского территориального отдела ФИО2 городского округа недопустимых условий и способов хранения и захоронения ТБО, которые не безопасны для здоровья населения и среды обитания. Таким образом, ФИО2 городского округа допускает бездействие по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов специализированной организацией в соответствии с санитарно - эпидемиологическими нормами и правилами в <адрес> ФИО2 городского округа. Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Исходя из вышеизложенного, суд считает, что ФИО2 городского округа <адрес> обязана организовать и финансировать мероприятия по сбору и вывозу бытовых отходов от населения в <адрес> ФИО2 городского округа, обеспечив выполнение этих мероприятий в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Определяя срок, в течение которого должны быть устранены выявленные нарушения закона, прав и законных интересов граждан, суд соглашается с тем сроком, который указан прокурором в заявлении – шесть месяцев, находя этот срок разумным. При этом суд исходит из характера установленного бездействия, нарушения прав и свобод граждан, а также времени, необходимого для их устранения. На основании изложенного и руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд решил : бездействие ФИО2 городского округа <адрес> по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов в <адрес> ФИО2 городского округа <адрес> признать незаконным. Обязать ФИО2 городского округа <адрес> организовать на территории <адрес> ФИО2 городского округа <адрес> сбор, вывоз и утилизацию бытовых и промышленных отходов в соответствии с санитарно - эпидемиологическим требованиями. Для совершения указанных действий ФИО2 городского округа <адрес> установить срок после вступления решения в законную силу- шесть месяцев. Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение одного месяца. Председательствующий: