о признании акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии администрации Борисоглебского городского округа незаконным



2-972/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Борисоглебск 8 июня 2012 года

Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Разумова М.В.,

при секретаре Невзоровой О.И.,

с участием, - прокурора Черных С.А.,

истицы Иванниковой А.П.,

представителя истицы по доверенности Бабахановой Т.Е.,

представителя ответчика –

администрации Борисоглебского городского округа

Воронежской области по доверенности Бохонок Е.А.,

представителя третьего лица –

муниципального бюджетного учреждения

Борисоглебского городского округа «Архитектура»

Воронежской области Березиной И.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Борисоглебского межрайонного прокурора Воронежской области в интересах бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны Иванниковой Анны Павловны к администрации Борисоглебского городского округа Воронежской области о признании акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии администрации Борисоглебского городского округа незаконным,

установил:

- Борисоглебский межрайонный прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны ФИО2 к администрации Борисоглебского городского округа <адрес> о признании акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии администрации Борисоглебского городского округа, указывая, что Борисоглебской межрайпрокуратурой по обращению ФИО2 проведена проверка исполнения администрацией Борисоглебского городского округа <адрес> (далее - администрация БГО) жилищного законодательства при решении вопроса о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

В ходе проверки установлено, что ФИО2 имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. ДД.ММ.ГГГГ ей выдано соответствующее удостоверение сер. У .

ФИО2 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение находится в её собственности.

ДД.ММ.ГГГГ в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий она обратилась в администрацию БГО с заявлением о создании межведомственной комиссии для обследования и признания непригодным для проживания жилого дома по вышеуказанному адресу.

ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией составлен акт , ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией принято заключение , согласно которым жилое помещение - <адрес> жилом <адрес>, принадлежащая заявительнице, - пригодно для проживания.

По мнению прокурора, заключение принято в нарушение закона. Проверка фактического состояния указанного жилого помещения выполнена формально.

В акте и заключении имеются сведения о том, что кровля не имеет протечек, тогда как указанные обстоятельства не соответствуют действительности. Межведомственной комиссией при составлении заключения не дана оценка доводам заявительницы о низкой степени инсоляции в жилом помещении и его техническом состоянии, выводам МУ «Архитектура» по комплексному обследованию технического состояния части жилого дома (оценка звукоизоляции, оценка теплотехническго состояния ограждающих конструкций и т.д.), экспертному заключению филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» в Борисоглебском, Грибановском, Поворинском, <адрес>х от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии условий проживания в жилом доме санитарно- эпидемиологическим требованиям, данные о проценте износа квартиры ФИО2 использованы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а не на настоящее время.

О соответствии (несоответствии) помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, вывод комиссией сделан не был, что является нарушением п.47 Положения. При принятии решения комиссией принимала участие приглашенный представитель собственника ФИО7, однако согласно её объяснениям от ДД.ММ.ГГГГ она на заседании комиссии не присутствовала. Данных об извещении ФИО2 или её представителя о дате, месте и времени заседания межведомственной комиссии для решения вопросов о соответствии помещения, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности (непригодности) для проживания, не имеется.

Таким образом, собственник жилого помещения ФИО2 (уполномоченное им лицо) к работе в комиссии с правом совещательного голоса не привлекалась. Доводы администрации БГО о том, что присутствие собственника при обследовании жилого помещения членами комиссии является его привлечением к участию в работе комиссии, не соответствуют требованиям закона.

В акте обследования жилого помещения не указан адрес гражданина, по заявлению которого произведено обследование помещения, отсутствуют данные о принадлежности помещения, кадастровом номере, годе ввода помещения в эксплуатацию, отсутствует какое-либо приложение к акту, в т.ч. протокол лабораторных измерений от ДД.ММ.ГГГГ, на который ссылается в акте комиссия.

Из текста заключения и акта обследования следует, что заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания принято только на основании заявления собственника помещения ФИО2 и акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Сведений об исследовании документов, дающих объективную оценку соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и о его пригодности (непригодности) для постоянного проживания, в материалах межведомственной комиссии не имеется.

Таким образом, межведомственной комиссией администрации Борисоглебского городского округа оценка соответствия помещения жилого дома ФИО2 проведена формально в нарушение требований закона, что существенно нарушает права и законные интересы ФИО2

Обратившаяся в межрайпрокуратуру за защитой своих интересов ФИО2 не в состоянии самостоятельно защищать свои права и законные интересы, имеет преклонный возраст, необходимость в постоянном уходе, в связи с чем, межрайпрокурор обращается в суд в защиту её прав.

Просит признать акт обследования помещения, принадлежащего ФИО2, от ДД.ММ.ГГГГ , составленный межведомственной комиссией администрации Борисоглебского городского округа, а также заключение межведомственной комиссии администрации Борисоглебского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.

Обязать администрацию Борисоглебского городского округа <адрес> провести повторное обследование помещения, принадлежащего ФИО2, по адресу: <адрес> целью определения и признания соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и о его пригодности (непригодности) для постоянного проживания в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании истица ФИО2, ее представитель ФИО7, действующая по доверенности, заявленные исковые требования прокурора поддержали.

Представитель ответчика – администрации Борисоглебского городского округа <адрес> ФИО6, действующая по доверенности, иск не признала. Пояснила, что <адрес> жилого <адрес> в <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО2 Межведомственной комиссией администрации Борисоглебского городского округа ДД.ММ.ГГГГ составлен акт обследования , и ДД.ММ.ГГГГ принято заключение , согласно которому указанное жилое помещение, принадлежащее ФИО2, признано пригодным для проживания. Указанные акт и заключение межведомственной комиссии соответствуют требованиям закона. Обследование жилого помещения проведено детально, в целях проверки соответствия жилого помещения проведены все необходимые обследования

Представитель третьего лица - муниципального бюджетного учреждения Борисоглебского городского округа «Архитектура» <адрес> ФИО8, действующая по доверенности, полагается на мнение суда.

Представители третьих лиц – отдела государственного пожарного надзора по <адрес>, Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в Борисоглебском, Грибановском, Поворинском, <адрес>х, Бюро технической инвентаризации <адрес>, Муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное управление » Борисоглебского городского округа, в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, заслушав заключение прокурора, поддержавшего заявленные исковые требования, суд приходит к следующему.

ФИО2 имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. ДД.ММ.ГГГГ ей выдано соответствующее удостоверение сер. У .

ФИО2 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Жилое помещение принадлежит ей на праве собственности.

В целях постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Борисоглебского городского округа <адрес> с заявлением о создании межведомственной комиссии для обследования и признания непригодным для проживания жилого дома по вышеуказанному адресу.

ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией составлен акт , ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией принято заключение , согласно которым жилое помещение - <адрес> жилом <адрес>, принадлежащая заявительнице, - пригодно для проживания.

Данные акт и заключение являются незаконными по следующим основаниям.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище; органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны» бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих груп<адрес> бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ "О ветеранах". Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 5-ФЗ (подп. 3 пункта 1 статьи 15).

Пленумом Верховного суда Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в пункте 7 разъяснено, что объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ. Жилым признается изолированное помещение, относящееся к недвижимому имуществу, пригодное для постоянного проживания граждан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 ЖК РФ). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ).

П. 37 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ также разъяснено, что необходимо учитывать общие требования к благоустроенности жилого помещения, определенные в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение). Эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

В соответствии с п.7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Во исполнение данных требований и норм Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановлением администраций Борисоглебского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав и положение о межведомственной комиссии администрации Борисоглебского городского округа по оценке жилых помещений. В указанном положении закреплены полномочия комиссии по оценке соответствия жилых помещений установленным требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Согласно п.44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования включает:

- прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;

- определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;

- определение состава привлекаемых экспертов проектно- изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;

- работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;

- составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

- составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения;

- принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;

- передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Пунктом 43 Положения предусмотрено, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положений требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно- эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

В нарушение указанных требований проверка фактического состояния указанного жилого помещения выполнена формально. Краткое описание состояния жилого помещения, инженерных систем здания, оборудования и механизмов и прилегающей к зданию территории, нашедшее отражение в акте, не соответствует вышеуказанным предъявляемым Положением требованиям, то есть не содержит их фактического описания, не проведена оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости и т.д. В акте и заключении имеются сведения о том, что кровля не имеет протечек, тогда как указанные обстоятельства не соответствуют действительности. Межведомственной комиссией при составлении заключения не дана оценка доводам заявительницы о низкой степени инсоляции в жилом помещении и его техническом состоянии, выводам МУ «Архитектура» по комплексному обследованию технического состояния части жилого дома (оценка звукоизоляции, оценка теплотехническго состояния ограждающих конструкций и т.д.), экспертному заключению филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» в Борисоглебском, Грибановском, Поворинском, <адрес>х от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии условий проживания в жилом доме санитарно- эпидемиологическим требованиям, данные о проценте износа квартиры ФИО2 использованы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а не на настоящее время.

Исходя из требований п.47 Положения, применительно к индивидуальному жилому дому, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико- экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.

О соответствии (несоответствии) помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, вывод комиссией сделан не был, что является нарушением п.47 Положения.

Согласно абз.6 п.7 Положения к работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

В заключении от ДД.ММ.ГГГГ отражено, что при принятии решения комиссией принимала участие приглашенный представитель собственника ФИО7, однако согласно её объяснениям от ДД.ММ.ГГГГ она на заседании комиссии не присутствовала. Данных об извещении ФИО2 или её представителя о дате, месте и времени заседания межведомственной комиссии для решения вопросов о соответствии помещения, требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности (непригодности) для проживания, не имеется.

Таким образом, собственник жилого помещения ФИО2 (уполномоченное им лицо) к работе в комиссии с правом совещательного голоса не привлекалась. Доводы администрации БГО о том, что присутствие собственника при обследовании жилого помещения членами комиссии является его привлечением к участию в работе комиссии, не соответствуют требованиям закона.

Помимо изложенного, приложениями №, 2 к Положению установлены формы заключения о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания и акта обследования помещения. Однако, при составлении акта и заключения комиссией был допущен ряд нарушений законодательства. Так, в акте обследования жилого помещения не указан адрес гражданина, по заявлению которого произведено обследование помещения, отсутствуют данные о принадлежности помещения, кадастровом номере, годе ввода помещения в эксплуатацию, отсутствует какое-либо приложение к акту, в т.ч. протокол лабораторных измерений от ДД.ММ.ГГГГ, на который ссылается в акте комиссия.

Из текста заключения и акта обследования следует, что заключение о признании жилого помещения пригодным для постоянного проживания принято только на основании заявления собственника помещения ФИО2 и акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Сведений об исследовании документов, дающих объективную оценку соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и о его пригодности (непригодности) для постоянного проживания, в материалах межведомственной комиссии не имеется.

Таким образом, межведомственной комиссией администрации Борисоглебского городского округа оценка соответствия помещения жилого дома ФИО2 проведена формально в нарушение требований закона, что существенно нарушает права и законные интересы ФИО2

С учетом изложенного, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194,198, 254 ГПК РФ,

решил:

- удовлетворить иск Борисоглебского межрайонного прокурора <адрес> в интересах бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны ФИО2 к администрации Борисоглебского городского округа <адрес> о признании акта обследования помещения и заключения межведомственной комиссии администрации Борисоглебского городского округа незаконным.

Признать акт обследования помещения, принадлежащего ФИО2, от ДД.ММ.ГГГГ , составленный межведомственной комиссией администрации Борисоглебского городского округа, а также заключение межведомственной комиссии администрации Борисоглебского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ - незаконными.

Обязать администрацию Борисоглебского городского округа <адрес> провести повторное обследование помещения, принадлежащего ФИО2, по адресу: <адрес> целью определения и признания соответствия помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и о его пригодности (непригодности) для постоянного проживания в порядке, установленном Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца.

Председательствующий:

-32300: transport error - HTTP status code was not 200