о признании права собственности на доли в праве общей долевой собственности жилой дом и земельный участок и включении имущества в состав наследства



Дело № 2-983/12

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июня 2012 года г.Борисоглебск

Борисоглебский городской суд Воронежской области в составе:

председательствующего-судьи Оленина Д.С.,

при секретаре Тиверикиной Н.В.,

с участием ответчика Аристовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Плешивцевой Юлии Ивановны к Аристовой Анастасии Владимировны о признании права собственности на доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, включении имущества в состав наследства,

установил:

Истец обратилась в суд с иском, указывая, что по данным учета Бюро технической инвентаризации <адрес> жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, значится на праве общей долевой собственности в равных долях за ФИО4 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ Р, выданного нотариусом <адрес> ФИО8, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Р, удостоверенного нотариусом Борисоглебского нотариального округа <адрес> ФИО8, и ФИО2 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Р, удостоверенного Борисоглебской государственной нотариальной конторой.

В соответствии с условиями договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Р, удостоверенного нотариусом Борисоглебского нотариального округа <адрес> ФИО8, ФИО3 безвозмездно передала в собственность ФИО4 2/18 ид.д. жилого дома и 2/18 ид.д. земельного участка площадью 600 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, со своей стороны, ФИО4 принял в дар указанное имущество.

Договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ подлежал в соответствии с действовавшим на момент его заключения законодательством регистрации в Борисоглебском филиале ГУЮ «<адрес> центр государственной регистрации прав на недвижимость» (в настоящее время Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>).

Однако, указанный договор был лишь поставлен сторонами сделки на государственный технический учет в органах БТИ.

В связи с указанными обстоятельствами право собственности на 2/18 ид.д. жилого дома и 2/18 ид.д. земельного участка площадью 600 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, в соответствии с положениями действующего законодательства не возникло.

В соответствии с данными государственного кадастрового учета земельный участок по адресу: <адрес>, имеет площадь 607 кв.м., что подтверждается кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО4.

По утверждению истца, наследниками по закону к имуществу ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, является она, как мать наследодателя, а также – его дочь ФИО5.

Поскольку, по причинам, указанным выше, у наследодателя не возникло право собственности на 2/18 ид.д. жилого дома и 2/18 ид.д. земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, ФИО3 не может получить у нотариуса свидетельство о праве на наследство по закону и потому обратилась в суд с иском, в котором просит:

признать за ФИО4, умершим ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на 2/18 ид.д. жилого дома и 2/18 ид.д. земельного участка площадью 607 кв.м., расположенных по указанному адресу;

включить в состав наследства, оставшегося после смерти ФИО4, 1/2 ид.д. жилого дома и 1/2 ид.д. земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явилась. В заявлении, адресованном суду, поддержала заявленные требования.

Ответчик ФИО5 в судебном заседании иск признанала.

ФИО2, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Возражений против удовлетворения заявленных требований не представила.

Исследовав представленные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно данным Бюро технической инвентаризации <адрес> (справка от ДД.ММ.ГГГГ имеется в материалах дела) жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, значится на праве общей долевой собственности в равных долях за ФИО4 на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ Р, выданного нотариусом <адрес> ФИО8, свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>, договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Р, удостоверенного нотариусом Борисоглебского нотариального округа <адрес> ФИО8, и ФИО2 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Р, удостоверенного Борисоглебской государственной нотариальной конторой.

В соответствии с условиями договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ Р, удостоверенного нотариусом Борисоглебского нотариального округа <адрес> ФИО8, ФИО3 безвозмездно передала в собственность ФИО4 2/18 ид.д. жилого дома и 2/18 ид.д. земельного участка площадью 600 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, со своей стороны, ФИО4 принял в дар указанное имущество.

Договор дарения от ДД.ММ.ГГГГ подлежал в соответствии с действовавшим на момент его заключения законодательством регистрации в Борисоглебском филиале ГУЮ «<адрес> центр государственной регистрации прав на недвижимость» (в настоящее время Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>).

Однако, указанный договор был лишь поставлен сторонами сделки на государственный технический учет в органах БТИ.

В соответствии с положениями ч.1 ст.131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно ст.223 ГКРФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.

Договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (ч. 3 ст. 574 ГК РФ).

В материалах дела имеется выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о том, что за ФИО4 зарегистрировано право общей долевой собственности на 7/18 ид.д. жилого дома общей площадью 55,7 кв.м. и право общей долевой собственности на 7/18 ид.д. земельного участка площадью 607 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>. Вместе с тем, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним имеются записи о государственной регистрации права общей долевой собственности ФИО3 на 2/18 ид.д. указанных объектов недвижимости соответственно и от ДД.ММ.ГГГГ, т.е. еще до заключения договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, право общей долевой собственности на 2/18 ид.д. жилого дома и 2/18 ид.д. земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, у ФИО4 на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГне возникло.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО4, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти , что подтверждается свидетельством о смерти серии II-СИ , выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС <адрес>.

Согласно сообщению нотариуса нотариального округа Борисоглебского городского округа <адрес> ФИО9 наследниками к имуществу ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, являются дочь ФИО5 и мать ФИО3.

Таким образом, истец является наследником ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, и поэтому имеет право заявлять указанные исковые требования.

Согласно ст.1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Таким образом, исковые требования, заявленные ФИО3, подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования ФИО3 – удовлетворить.

Признать за ФИО4, умершим ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на 2/18 ид.д. жилого дома общей площадью 55,7 кв.м., в том числе жилой – 30,8 кв.м., и на 2/18 ид.д. в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 607 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>.

Включить 1/2 ид.д. жилого дома общей площадью 55,7 кв.м., в том числе жилой – 30,8 кв.м., и 1/2 ид.д. земельного участка площадью 607 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, в состав наследства, открывшегося после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца.

Председательствующий: