о праве на досрочное назначение трудовой пенсии



Дело № 2-53/2011

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с. Бондари 14 февраля 2011 года.

Бондарский районный суд, Тамбовской области в составе:

председательствующего, судьи - Баранова В.В.,
при секретаре - Бурашниковой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левиной А.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Бондарском районе, Тамбовской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии и понуждении включения в трудовой стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

дд.мм.гггг Левина А.В. обратилась с заявлением в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Бондарском районе, Тамбовской области (далее ГУ УПФ РФ в Бондарском районе, Тамбовской области) о досрочном назначении трудовой пенсии по старости как лицу, не менее 25 лет осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Бондарском районе, Тамбовской области от дд.мм.гггг №, Левиной А.В. было отказано в назначении пенсии по старости из-за отсутствия стажа, дающего право на пенсию в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Левина А.В., считая решение комиссии необоснованным, дд.мм.гггг обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ УПФ РФ в Бондарском районе, о признании незаконным отказа в назначении пенсии и понуждении включения в трудовой стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости: с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (3 года 7 месяцев) - в должности «Заведующей ФАП»; с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (1 год 03 месяца 13 дней) - период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, а также с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг и с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (2 месяца 02 дня) - время нахождения на курсах повышения квалификации.

В судебном заседании Левина А.В. исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в заявлении основаниям и пояснила, что работая в должности заведующей <адрес> ФАП, она выполняла обязанности: и фельдшера, и медицинской сестры, и акушерки, поскольку для этого у неё были необходимые знания (в 1986 году она окончила Тамбовское медицинское училище по специальности «Медицинская сестра детских лечебных и профилактических учреждений»), кроме того, в период с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг, она находилась в отпуске по уходу за вторым ребенком в возрасте до полутора лет (время нахождения в отпуске по уходу за первым её ребенком за период 1988 - 1989 г.г. в возрасте до полутора лет ответчик включил в специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости), а с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг и с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг находилась на курсах повышения квалификации, во время работы акушеркой в Кершинской врачебной амбулатории и медсестры Кершинского врачебного, в общей сложности 5 лет 23 дня утверждая, что все периоды указанной ею работы должны быть включены в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Представитель третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, специалист отдела кадров муниципального учреждения здравоохранения «<данные изъяты>» (далее по тексту МУЗ «<данные изъяты>) Клинкова Н.А. (по доверенности) в судебном заседании считает заявление Левиной А.В. подлежащим удовлетворению в полном объеме по указанным в исковом заявлении основаниям.

В судебном заседании представитель ответчика, начальник отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсии и оценки пенсионных прав застрахованных лиц ГУ УПФ РФ в Бондарском районе, Тамбовской области Николаева Н.В. (по доверенности) с заявленными исковыми требованиями не согласилась и просила об оставлении их без удовлетворения, сославшись на то, что должность «заведующей ФАП» не предусмотрена номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденного приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 года № 377, применяемой за периоды работы до 01.11.1999 года, период нахождения в отпуске по уходу за ребенком исключен из стажа на соответствующих видах работ, поскольку не предусмотрен п.21 Разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 года №5, утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 года №29, а также время нахождения на курсах повышения квалификации не включены в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку в постановлении Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», названные периоды, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - не перечислены.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Из материалов дела усматривается, что истица после окончания Тамбовского медицинского училища по специальности медицинская сестра детских лечебных и профилактических учреждений, о чем имеется диплом ИТ № об окончании от дд.мм.гггг - с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг работала в должности заведующей Казыванского фельдшерско-акушерского пункта, Бондарской центральной районной больницы, <адрес>.

В соответствии с п.1 ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным гражданам, предусмотрено подпунктом 20 пункта 1 ст.27 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который предписывает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В силу п.3 этой же статьи списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пункт 9 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях» предусматривает, что оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянии. на 01.01.2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом, но не позднее 01.01.2013 года. При этом применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях - заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Статьей 55 Конституции РФ предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом тольков той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П вновь принятое законодательство не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответстсвии с подпунктом 11 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Указанным Списком предусматривается включение в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, работа в должности врачей-специалистов всех наименований (за исключением врачей-статистиков), в том числе врачей-руководителей учреждений (их структурных подразделений), осуществляющих врачебную деятельность; заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшером; фельдшера (Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2006 г. №435 установлено тождество наименований должностей «фельдшер скорой помощи» наименованию должности «фельдшер»); помощника энтомолога; помощника санитарного врача; лаборанта; в больницах всех наименований, в фельдшерско-акушерских пунктах; в центрах государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066, действовавшим с 1 ноября 1999 года до вступления в действие Постановления Правительства РФ №781, также был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В соответствии с данным Списком также предусмотрены наименования указанных выше должностей и учреждений.

Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до дд.мм.гггг в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464.

В соответствии с п.2 Постановления СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», (в редакции Постановления Правительства РФ от 27 августа 1992 года №634, от 23 июля 1993 года №701, от 22 сентября 1993 года №953), действовавшим до 01 ноября 1999 года, в стаж, дающий право не пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологически учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановления СМ РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464, были предусмотрены врачи и средний медицинский персонал, независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

При этом в законодательстве определение термина «средний медицинский персонал» не раскрывается, в связи с чем, следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональных образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава от 15.10.1999 года № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», в соответствии с которым должности заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушерка, медицинская сестра), лаборанта, помощников санитарного врача и энтомолога, отнесены к среднему медицинскому персоналу.

По указанным основаниям как медицинские сестры, фельдшеры, акушерки ФАП, так и заведующие ФАП отнесены к среднему медицинскому персоналу и соответственно были наделены таким правом.

Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397, действовавшее до 22 сентября 1993 года, предусматривало включение в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, работу в качестве помощников врачей, фельдшеров (всех независимо от наименования должности) больничных учреждений всех типов и наименований, здравпунктов, санитарно-эпидемиологических станций.

Кроме того, из обозренных и исследованных в судебном заседании Положения о заведующем ФАП, Должностной инструкции заведующей ФАП - фельдшера, акушерки, медсестры, справки главного врача МУЗ «Бондарская ЦРБ» уточняющей особый характер работы, штатного расписания Казыванского ФАП (1 единица - заведующей ФАП, 0,5 единицы - санитарки и 0,5 единицы - кочегара), сведений о работе в трудовой книжке истицы установлено, что Левина А.В., работая в должности заведующей Казыванского ФАП, выполняла одну и ту же лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на вверенных ей населенных пунктах <адрес>.

На основании совокупности доказательств, установленных в судебном заседании следует, что в обязанности заведующей ФАП входят обязанности фельдшера, акушерки и медсестры по осуществлению работы по охране здоровья населения, поэтому период работы истицы в должности заведующей <адрес> ФАП, <адрес> с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг в общей сложности 3 года 07 месяцев 08 дней должен быть засчитан в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

Кроме того, в силу п.3 «Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, действовавшего до 22 сентября 1993 года, в стаж работы врачей и других работников здравоохранения засчитывалась работа на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях, независимо от их наименования, в учреждениях, органах и организациях здравоохранения, а также на руководящих, инструкторских и инспекторских должностях в профсоюзе, объединяющем медицинских работников.

В силу п.п. «ж» п.1 этого же Положения, предусматривался зачет времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности.

Спорные периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации также подлежат зачету в специальный стаж работы, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, поскольку прохождение соответствующих курсов на основании приказов руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истицы. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения истицы на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты)в пенсионный фонд.

Из исследованных в судебном заседании приказов по МУЗ «<адрес>»: № от дд.мм.гггг и № от дд.мм.гггг установлено, что главный врач командирует акушерку <адрес> врачебной амбулатории и медсестру общей практики <адрес> врачебного участка Левину А.В. в г. Тамбов на курсы повышения квалификации, соответственно: с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг и с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (2 месяца 02 дня).

Совокупность исследованных в судебном заседании доказательств позволяют суду сделать вывод, что время нахождения на курсах повышения квалификации в 2002 г. и в 2007 г. в общей сложности 02 месяца 02 дня подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени её обращения за назначением пенсии и времени возникновения у неё этого права.

В тоже время суд считает не подлежащим включению в трудовой стаж дающий право для назначения досрочной трудовой пенсии по старости периода нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком от полутора до трех лет с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (1 год 03 месяца 13 дней) на основании того, что она в эти периоды не осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Суд обосновывает это тем, что в соответствии с п. 21 разъяснения Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Минтруда РВ от 22 мая 1996 года № 29, с изменениями от 1 октября 1999 г. в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации».

По указанным основаниям общий период работы, подлежащий включению в стаж истицы для исчисления досрочной трудовой пенсии по старости, составляет 24 года 8 месяцев и 14 дней и состоит из следующих периодов: 21 года 1 месяца и 06 дней - по расчету ГУ УПФ РФ в Бондарском районе; 3 лет 7 месяцев и 08 дней - работа заведующей ФАП и 2 месяцев 02 дней - нахождение на курсах повышения квалификации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований истицы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Удовлетворить исковые требования Левиной А.В. частично.

Включить в трудовой стаж Левиной А.В. работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старостив соответствии сп.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»:

- с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (3 года 7 месяцев) - в должности заведующей Казыванским фельдшерско-акушерским пунктом;

- с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг и с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (2 месяца 02 дня) - время нахождения на курсах повышения квалификации.

В части удовлетворения исковых требований о включении в вышеуказанный трудовой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с дд.мм.гггг по дд.мм.гггг (1 год 03 месяца 13 дней) - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через районный суд в течение 10 дней.

Судья - Баранов В.В.