Дело № 2-187/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 8 июня 2011 года. с. Бондари Бондарский районный суд Тамбовской области в составе: председательствующего, судьи - Ярыгина В.М., с участием помощника прокурора Бондарского района - Цветкова А.Ю., при секретаре - Клейменовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Бондарского района о признании бездействия администрации Бондарского сельсовета, Бондарского района, Тамбовской области в части непринятия надлежащих мер по организации, сбору и вывозу мусора и твёрдых бытовых отходов незаконным, обязать выделить на территории населённых пунктов <адрес>, <адрес> и <адрес> специальные площадки и установить на них контейнеры для твёрдых бытовых отходов, принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, суд У С Т А Н О В И Л: Прокурор Бондарского района, Тамбовской области обратился в суд с иском к администрации Бондарского сельсовета о признании бездействия в части непринятия надлежащих мер по организации, сбору и вывозу мусора и твёрдых бытовых отходов на территории сельсовета незаконным, просит обязать ответчика выделить на территории населённых пунктов <адрес>, <адрес>» и <адрес>, специальные площадки и установить на них контейнеры для твёрдых бытовых отходов, исходя из требований санитарных правил. Принять меры по ликвидации несанкционированных свалок. Свои требования он обосновал тем, что в соответствии с п. 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Согласно ч.1 ич.2 ст.13 Федерального закона №89-ФЗ территория муниципальных образований подлежит регулярной очистки от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В ходе проведенной прокуратурой района проверки было установлено, что в нарушении законодательства на территории Бондарского сельсовета размещены несанкционированные складирования твердых бытовых отходов и мусора во дворах домов по <адрес> между домами №, возле <адрес>, в <адрес>. Отходы вывозятся всего два раза в неделю. Контейнеры для сбора мусора отсутствуют, не определены специальные площадки для размещения контейнеров. Таким образом, в результате бездействия администрации Бондарского сельсовета в части ненадлежащего принятия мер по организации, сбору и вывозу мусора и твёрдых бытовых отходов, происходит загрязнение значительной части населенных пунктов. Окружающей среде причиняется существенный экологический вред, создаются благоприятные условия возникновения различного рода болезней. Нарушаются конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду. В судебном заседании помощник прокурора Цветков А.Ю. заявленные требования поддержал. Представитель ответчика глава Бондарского сельсовета Ивлиев О.Р., иск не признал, считает, вывоз отходов осуществляется согласно утверждённых депутатами правил. По его мнению, закон не указывает, в какой форме это должно осуществляться. Застройка улиц в населённых пунктах сельсовета, не позволяет устанавливать контейнеры. Выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Каждый, кто проживает на территории Российской Федерации, имеет право на благоприятную окружающую среду. Это право закреплено в конституции РФ. В соответствии с п. 18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Территория муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52 -ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно п. 2.1.3 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 г. №4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огороженной зелеными насаждениями. Пунктом 2.2.1 названных Правил предусмотрено, что при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 о и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре свыше +5 о) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно эпидемиологической службы. В силу Федерельного закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных требований, на территории Бондарского сельсовета сбор и вывоз бытовых отходов и мусора надлежащим образом не организован. Летом, когда температура воздуха достигает плюсовой температуры свыше 5оС, ежедневный вывоз мусора не производится. Администрацией Бондарского сельсовета на территории районного цента (<адрес>) организован вывоз отходов лишь по понедельникам и пятницам, да и то открытым способом (бесконтейнерным). На улицах <адрес> и <адрес> стандартные металлические контейнеры для сбора твердых бытовых отходов отсутствуют. Отсутствие специализированных площадок с необходимым количеством контейнеров приводит к тому, что население сельсовета вынуждено избавляться от отходов путем организации несанкционированных свалок, а их наличие, негативным образом сказывается на состоянии окружающей природной среды, и может вызвать возникновение опасных заболеваний населения муниципального образования и населения других территорий. Допрошенные в качестве свидетелей жители <адрес>, ФИО13 подтвердили наличие несанкционированных свалок на улицах <адрес>. При таких обстоятельствах неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора может нарушать права неопределённого круга лиц на благоприятную, природную среду. Способы защиты гражданских прав изложены в ст.12 ГК РФ. В их число входит присуждение к исполнению обязанности в натуре. Суд считает, требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а направлены на понуждение их в судебном порядке исполнить, возложенные законом обязанности. Что же касается доводов представителя ответчика и показаний свидетелей с его стороны, о нецелесообразности установки контейнеров, суд их отвергает, поскольку они не основаны на законе. При указанной совокупности доказательств суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать бездействия администрации Бондарского сельсовета, Бондарского района, Тамбовской области в части непринятия надлежащих мер по организации сбора и вывоза мусора и твердых бытовых отходов - незаконными. Обязать администрацию Бондарского сельсовета, Бондарского района, Тамбовской области, в лице главы Бондарского сельсовета принять меры по ликвидации несанкционированных свалок, организованных в <адрес> между домами №, возле <адрес>, в <адрес>, а также организовать на территории Бондарского сельсовета сбор и вывоз мусора и твердых бытовых отходов в соответствии с действующим законодательством, при температуре воздуха +5 градусов и выше ежедневно, при температуре -5 градусов и ниже, один раз в три дня. На территории домовладений Бондарского сельского совета, на улицах населённых пунктов <адрес>, <адрес>» и <адрес>, выделить специальные площадки и установить на них контейнеры для твёрдых бытовых отходов исходя из требований санитарных правил. Суду, принявшему настоящее решение, и прокурору Бондарского района, администрацией Бондарского сельсовета должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня вступления его в законную силу. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Тамбовский областной суд через районный суд. Мотивированное решение составлено 14 июня 2011 года. Судья В.М.Ярыгин.