РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Рязановой О.А., при секретаре Воробьевой Т.П.,
с участием представителя истца прокурора Большеуковского района Умрихина П.Г.,
представителя ответчика - администрации Большеуковского муниципального района Омской области по доверенности Кирсанова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело № 2-286\2010 по иску прокурора района в интересах Левиной А.С. к Администрации Большеуковского муниципального района о признании права гражданина - инвалида Великой Отечественной войны на обеспечение жильем за счет средств государства,
Установил:
Прокурор Большеуковского района обратился в суд с названным иском, в обоснование которого указал, что ответчиком в нарушение требований закона не принято достаточных мер к обеспечению Левиной А.С. жильем за счет средств федерального бюджета. Являясь несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, Левина А.С. в плане материально-бытового обеспечения приравнена к статусу инвалида Великой Отечественной войны, в связи с чем имеет право на обеспечение ее собственным жильем за счет средств государства. В настоящее время Левина А.С. проживает в жилом помещении по договору социального найма, однако решение о включении ее в список граждан, претендующих на получение выплаты для приобретения жилья, районной администрацией принято не было.
В судебном заседании помощник прокурора Большеуковского района Умрихин П.Г. исковые требования прокурора в интересах Левиной А.С. поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Левина А.С. в судебное заседание не явилась в силу преклонного возраста и состояния здоровья, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Стороны не возражали против рассмотрения дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика - Администрации Большеуковского муниципального района Омской области Кирсанов Д.В. исковые требования прокурора района признал в полном объеме, пояснил, что Левина А.С. не включена в список лиц для получения государственной поддержки на приобретение жилья по недоразумению.
Заслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, суд полагает необходимым принять признание иска ответчиком.
Как установлено в судебном заседании (л.д. 8,9,11), Левина А.С. является ветераном ВОв, и одновременно является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, признанным инвалидом вследствие общего заболевания, в связи с чем, в соответствии с Указом Президента Российской Федерацииот 15.10.1992 № 1235, пользуется льготами по материально-бытовому обеспечению, установленными для инвалидов Великой Отечественной войны.
Таким образом, согласно требований действующего законодательства статус Левиной А.С. в плане материально-бытового обеспечения приравнен к статусу инвалида Великой
Отечественной войны, в связи с чем, она имеет право на обеспечение ее
собственным жильем за счет средств государства.
Как пояснила свидетель ФИО1, дочь Левиной А.С., до июня 2009 года ФИО3 проживала по адресу: <адрес>, а в настоящее время проживает по договору социального найма в общежитии по <адрес>.
В соответствии с актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 37), жилой дом по <адрес> в <адрес> признан ветхим (основанием для принятия комиссией такого решения послужило отсутствие фундамента, нарушение жесткости сруба, деформация стен, образование трещин, прогиб балок перекрытий, отклолы и трещины в кровле, протечки, просадка пола, повреждение изоляции электропроводки).
При этом ДД.ММ.ГГГГ Левина А.С. обратилась в администрацию муниципального района с заявлением о предоставлении государственной поддержки на приобретение жилого дома (л.д. 12).
По результатам рассмотрения заявления Левина А.С. прията на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и в июне 2009 года ей по договорусоциального наймапредоставлено жилое помещение, состоящее из 2 комнат в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 13,14).
Однако решение о включении Левиной А.С. в список граждан, претендующих на получение выплаты для приобретения жилья, районной администрацией принято не было.
Суд полагает, что данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении социальных прав Левиной А.С. как ветерана (инвалида) Великой Отечественной войны на достойные условия проживания.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе, устанавливаются Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах».
Статья 23.2 названного Федерального закона закрепляет положения об обеспечении мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем.
Из пункта 1 указанной нормы следует, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и полномочия по обеспечению жильем категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе, в соответствии со статьей 14 Закона.
Так, в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 14 Закона, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Из вышеприведенной нормы закона следует, что инвалид Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечивается жильем за счет средств государства вне зависимости от даты постановки его на учет в данном качестве.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах», объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе для инвалидов Великой Отечественной войны.
На основании пункта 11 статьи 23.2 Федерального закона, определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Так, Постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 99-п утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее - Порядок).
Как следует из пункта 2 Порядка, право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Порядком имеют проживающие на территории Омской области, нуждающиеся в улучшении жилищных условий категории граждан, установленные статьей 14 Закона, то есть инвалиды Великой Отечественной войны.
В силу пунктов 5 и 6 Положения, уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по предоставлению социальных выплат гражданам является Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Органы местного самоуправления городского округа, городского, сельского поселения или муниципального района Омской области (в случае передачи им полномочий поселения по обеспечению малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями) добровольно участвуют в реализации настоящего Порядка, а также оказывают содействие гражданам в приобретении жилого помещения с использованием социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 7 Порядка, для включения в списки граждан, претендующих на получение социальных выплат, граждане ежегодно до 1 декабря года, предшествующего планируемому году, представляют по месту жительства в органы местного самоуправления Омской области документы, перечень которых определен указанным пунктом.
На основании пункта 8 Порядка, органы местного самоуправления Омской области рассматривают заявление и прилагаемые документы, и по результатам рассмотрения принимают решение о включении либо об отказе во включении заявителя в списки граждан, претендующих на получение выплат.
Из пункта 9 Порядка следует, что органы местного самоуправления Омской области формируют отдельно в течение года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", а также до 1 января текущего года списки граждан, претендующих на получение выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 3 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Поскольку Левина А.С., бывшая несовершеннолетняя узница фашистских концлагерей, инвалид вследствие общего заболевания, в силу Указа Президента Российской Федерацииот 15.10.1992 № 1235 приравнена к инвалидам ВОв, то она относится к категории граждан, претендующих на получение выплат.
Сформированные списки граждан, претендующих на получение выплат, направляются в Минтруд Омской области.
Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что Минтруд Омской области ежегодно формирует сводный список граждан, претендующих на получение социальных выплат, из числа категорий граждан, указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", по муниципальным образованиям Омской области и представляет их в Минстрой Омской области.
Более того, в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем Ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945» до 1 мая 2010 года необходимо было завершитьобеспечение жильемнуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов иучастников Великой Отечественной войны,имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Пунктом 3 вышеприведенного Указа Президента РФ высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации предложено принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа.
Таким образом, из вышеприведенных положений федерального и регионального законодательства следует вывод, что инвалид Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, нуждающийся в улучшении жилищных условий и вставший на учет в качестве такового, имеет право на обеспечение жильем за счет средств государства. Обязанность же по совершению действий, необходимых для реализации данного права возложена на администрацию органа местного самоуправления по месту проживания инвалида войны, Министерство Строительства и жилищно-коммунального хозяйства Омской области, Министерство Труда и социального развития Омской области.
Между тем, судом установлено, что администрация района, не дав должной правовой оценки документам, представленным Левиной А.С., не совершила зависящих от нее действий по обеспечению жильем за счет средств государства Левиной А.С., фактически имеющей статус инвалида Великой Отечественной войны.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования прокурора района.
Согласно положениям статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Левина А.С. - лицо преклонного возраста, инвалид Великой Отечественной войны, а потому в силу здоровья не может осуществить надлежащую защиту своих прав.
С учетом изложенного, прокурор правомерно обратился в суд за защитой прав Левиной А.С..
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, а потому государственная пошлина подлежит взысканию с Администрации Большеуковского района.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования прокурора района в интересах Левиной А.С. к Администрации Большеуковского муниципального района о признании права гражданина - инвалида Великой Отечественной войны на обеспечение жильем за счет средств государства удовлетворить в полном объеме.
Признать за Левиной А.С. право на обеспечение жильем за счет средств государства в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Обязать Администрацию Большеуковского муниципального района Омской области включить Левину А.С. в список граждан, претендующих на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Взыскать с Администрации Большеуковского муниципального района солидарно в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение десяти суток со дня получения путем подачи жалобы в Большеуковский районный суд Омской области.
Судья О.А. Рязанова
Вступило в законную силу 20.07.2010 г.