Решение от 12.07.2010 г. по иску ПЕрменева А.А. к БУ `ЦЗН` Большеуковского района о признании бездействия незаконным, признании безработным, взыскании пособия по безработице



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Рязановой О.А., при секретаре Чворда О.А.,

с участием сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело № 2-295\2010 по иску Перменева А.А. к БУ «Центр занятости населения Большеуковского района» о признании действий незаконными, признании гражданина безработным, взыскании пособия по безработице, взыскании компенсации морального вреда,

Установил:

Перменев А.А. обратился в суд с настоящим иском, указывая в его обоснование, что приказом директора районного Центра занятости от ДД.ММ.ГГГГ ему незаконно отказано в признании безработным. Просит суд признать его безработным, возложить на БУ «Центр занятости населения Большеуковского района» обязанность произвести выплату пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ, взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании Перменев А.А. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что в мае 2010 года обратился в районный Центр занятости с заявлением о поиске подходящей работы, после двух собеседований с сотрудниками Центра ему был назначен повторный прием на ДД.ММ.ГГГГ. Явиться на прием в этот день не смог, поскольку отбывал административное наказание в виде ареста со 2 по ДД.ММ.ГГГГ. О причинах неявки руководителю службы занятости Перменеву А.П. было известно, т.к. именно по его заявлению был привлечен судом к административной ответственности из-за внутрисемейного конфликта. Предполагая, что со стороны отца будут чиниться препятствия в регистрации его безработным, ДД.ММ.ГГГГ обошел шесть (в то время как сотрудниками ЦЗН предлагалось только две) организаций для поиска подходящей работы. После отбытия административного наказания в первый рабочий день - ДД.ММ.ГГГГ, пришел в службу занятости со справкой из ИВС, однако ему был вручен приказ от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности признания безработным вследствие осуждения. Не согласившись с данным приказом, обратился в прокуратуру района. После принесения прокурором протеста директором ЦЗН были внесены изменения в приказ, в качестве основания отказа в признании безработным указана неявка в срок для регистрации безработным. Считает приказ незаконным, поскольку причина его неявки является уважительной, и была известна руководителю службы занятости. Просит признать его безработным с ДД.ММ.ГГГГ, и обязать ЦЗН выплатить пособие по безработице с указанной даты. Размер компенсации морального вреда оценивает в <данные изъяты> рублей.

Представитель ответчика, директор БУ «Центр занятости населения Большеуковского района» Перменев А.П. исковые требования Перменева А.А. не признал в полном объеме, пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ от истца сотрудником службы занятости было принято заявление о предоставлении государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. При этом подлинники документов, подтверждающих квалификацию, Перменевым А.А. не были предоставлены: диплом, водительское удостоверение, документ, подтверждающий наличие навыков пользования компьютером. В качестве пожелания к искомой работе Перменев А.А. заявил должность руководителя с заработной платой в 100 000 рублей в месяц. От предложенной вакансии директора УК ООО «Жилбытсервис» Перменев А.А. отказался. Истцу были назначены явки на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, однако ДД.ММ.ГГГГ Перменев А.А. в службу занятости не явился. Вследствие неявки ДД.ММ.ГГГГ им издан приказ об отказе в государственной регистрации Перменева А.А. в качестве ищущего работу вследствие осуждения. После вмешательства прокуратуры в приказ внесены изменения, Перменеву А.А. отказано в государственной регистрации в качестве ищущего работу по основаниям неявки в срок для регистрации безработным. Пояснил, что исходя из рекомендаций Главного управления государственной службы занятости населения Омской области, возможность учета уважительности причин неявки для признания гражданина безработным законодателем не предусмотрена.

Заслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Порядок и условия признания граждан безработными установлены в статье 3
Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в
Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 названного Закона, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы,ищут работу и готовы приступить к ней.

Из заявления-анкеты Перменева А.А. (л.д. 22) суд установил, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Центр занятости Большеуковского района за предоставлением государственной услуги содействия в поиске подходящей работы.

Согласно карточки обратившегося в службу занятости за консультацией (л.д. 24), ДД.ММ.ГГГГ Перменев А.А. был на приеме у специалиста ФИО2, вакансии подходящей работы ему предложены не были, но назначена дата повторного приема - ДД.ММ.ГГГГ.

Свидетели ФИО1 и ФИО2, специалисты БУ «Центр занятости населения Большеуковского района», подтвердили, что в мае 2010 года истец был у них на приеме, вел себя вызывающе, на просьбы предоставить копии документов и подлинник диплома отвечал грубостью.

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 3 Закона «О занятости населения в
Российской Федерации», решение о признании гражданина,
зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается
органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня
предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжкиили документов
их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию
справки о среднем заработкеза последние три месяца по последнему месту работы.

При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей
работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей
работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных
документов.

ДД.ММ.ГГГГ Перменевым А.А. подано заявление о постановке его на учет в качестве безработного без справки о средней заработной плате (л.д. 25).

Таким образом, необходимые документы, определенные законом, были представлены истцом в службу занятости ДД.ММ.ГГГГ, и не позднее 11 дней с этой даты органом службы занятости должно быть принято решение о признании гражданина безработным.

Как пояснили в судебном заседании стороны и свидетели, на повторный прием ДД.ММ.ГГГГ в службу занятости Перменев А.А. не явился, а явился в первый рабочий день после отбытия наказания.

Судом установлено, что с 12 часов ДД.ММ.ГГГГ до 12 часов ДД.ММ.ГГГГ Перменев А.А. отбывал административное наказание в виде ареста сроком 10 суток в изоляторе временного содержания ОВД по Большеуковскому району в соответствии с постановлением мирового судьи (л.д. 9-11, 31).

Из материалов дела следует, что основанием для привлечения истца к административной ответственности за совершение мелкого хулиганства послужило обращение в милицию потерпевшего Перменева А.П., а потому суд приходит к выводу, что Перменеву А.П. было известно о причинах неявки истца на повторный прием в Центр занятости населения.

ДД.ММ.ГГГГ директором БУ ЦЗН Большеуковского района Перменевым А.П. издан приказ № ДА\10-12 об отказе в признании Перменева А.А. безработным ввиду осуждения лица, получающего пособие по безработице, к исправительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы (л.д. 26).

ДД.ММ.ГГГГ приказом директора Центра № в приказ №ДА\10-12 от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения: основанием отказа в признании Перменева А.А. безработным указана неявка в срок для регистрации безработным (л.д. 27,28).

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными не могут быть признаны граждане, не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных.

Оценив обстоятельства дела, суд полагает, что причина неявки Перменева А.А. ДД.ММ.ГГГГ в службу занятости является уважительной, поскольку в период отбытия административного наказания в виде ареста свобода передвижения Перменева А.А. была ограничена, и по независящим от него причинам истец не мог явиться в Центр занятости.

Более того, очевидно, что причина неявки Перменева А.А. руководству БУ ЦЗН была известна, т.к. в первой редакции приказа № ДА\10-12 от ДД.ММ.ГГГГ основанием отказа в признании Перменева А.А. безработным указано осуждение лица.

Таким образом, отказ в регистрации Перменева А.А. в качестве безработного по основаниям, указанным ответчиком, является незаконным.

Доводы представителя ответчика об отсутствии у руководителя ЦЗН полномочий по определению уважительности причин неявки граждан в органы службы занятости для регистрации в качестве безработных суд находит не основанными на законе.

В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественных права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 20.12.994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» указал, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна), или нарушающими его личные неимущественные права (право пользования своим именем, право авторства) и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности либо нарушающими имущественные права гражданина.

Любое неправомерное действие или бездействие может вызвать у потерпевшего нравственные страдания различной степени и лишить его полностью или частично психического благополучия, однако правовая защита путем компенсации морального вреда законом установлена лишь для случаев, когда страдания являются последствием противоправного нарушения неимущественных прав и умаления других неимущественных благ.

Согласно с. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в
Российской Федерации».

Поскольку действиями ответчика нарушено право Перменева А.А. на защиту от безработицы, требования истца в части взыскания компенсации морального вреда являются обоснованными.

Статья 1099 ГК РФ, устанавливающая общие положения компенсации морального вреда, при определении оснований и размера такой компенсации отсылает к правилам ст. 151 ГК РФ.

Согласно ст. 151 ГК РФ при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Согласно ч. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из фактических обстоятельств, при которых был причинен Перменеву А.А. моральный вред, характера причиненных физических и нравственных страданий, кроме того, при принятии решения суд руководствуется требованиями разумности и справедливости.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, а потому государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Перменева А.А. к БУ «Центр занятости населения Большеуковского района» о признании действий незаконными, признании гражданина безработным, взыскании пособия по безработице, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать незаконными действия БУ «Центр занятости населения Большеуковского района», связанные с отказом в регистрации Перменева А.А. безработным.

Возложить на БУ «Центр занятости населения Большеуковского района» обязанность принять меры к регистрации Перменева А.А. безработным с ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на БУ «Центр занятости населения Большеуковского района» обязанность выплатить Перменеву А.А. пособие по безработице с даты регистрации в качестве безработного.

Взыскать с БУ «Центр занятости населения Большеуковского района» в пользу Перменева А.А. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты> рублей.

Взыскать с БУ «Центр занятости населения Большеуковского района» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Большеуковский районный суд Омской области.

Судья: О.А. Рязанова

Вступило в законную силу 08.09.2010 г.