Решение от 29.09.2010 по иску прокурора района в интересах Ивановой Т.А. к Комитету образования Администрации района о взыскании суммы невыплаченной специальной части вознаграждения за осуществление обязанностей по договору о приемной семье



РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Большеуковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Рязановой О.А., при секретаре Чворда О.А.,

с участием сторон,

представителя третьего лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 сентября 2010 года гражданское дело № 2-381\2010 по иску прокурора Большеуковского района в интересах ФИО1 к Комитету образования Администрации Большеуковского муниципального района о взыскании суммы невыплаченной специальной части вознаграждения за осуществление обязанностей по договору о приемной семье,

Установил:

Прокурор Большеуковского района обратился в суд с названным иском, в обоснование которого указывает, что ответчиком не выплачивается специальная часть вознаграждения за осуществление обязанностей по договору о приемной семье ФИО1 воспитывающей двоих детей - ФИО4 и ФИО3. Указывает в иске, что основанием для выплаты ФИО1 специальной части вознаграждения является наличие у нее стажа педагогической работы в качестве старшей вожатой. Размер недополученной ФИО1 части вознаграждения с марта 2008 года составляет 34 963 рубля 53 копейки (расчет приведен в иске).

В судебном заседании помощник прокурора района Умрихин П.Г. исковые требования прокурора поддержал в полном объеме, пояснив, что просит суд взыскать с ответчика невыплаченную ФИО1 специальную часть вознаграждения. Также пояснил, что факт выполнения истцом должностных обязанностей педагогического работника очевиден, поскольку ФИО1 работает в школе непосредственно с детьми, организует их досуг, ее работа носит воспитательный характер. Более того, в силу приложения к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191, старшие вожатые относятся к педагогическим работникам. В связи с тем, что законодателем стаж работы в качестве старшей вожатой отнесен к педагогическому стажу, представление каких-либо доказательств выполнения ФИО1. педагогической функции не требуется.

ФИО1 исковые требования прокурора поддержала в полном объеме, пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ работает старшей вожатой в <данные изъяты>. В ее должностные обязанности входит подготовка торжественных мероприятий, организация школьных праздников, подготовка детей к районным туристическим слетам, турнирам и другим мероприятиям. В 2009 году занималась подготовкой празднования юбилея Победы в Великой Отечественной войне, в ходе которой ею велось нравственно-патриотическое воспитание детей. Кроме того, организует досуг детей на переменах между уроками. Выполняемая ею работа является педагогической, в связи с чем ей, как педагогическому работнику, Управлением Министерства труда и социального развития Омской области по Большеуковскому району предоставляется льгота по оплате топлива. Также пояснила, что в настоящее время получает педагогическое образование.

Представитель ответчика, председатель Комитета образования Администрации Большеуковского муниципального района Омской области Таран Е.А., исковые требования прокурора района не признала в полном объеме, суду пояснила, что выполняемые ФИО1 должностные обязанности не являются педагогическими. Пояснила, что в школах, где штатным расписанием не предусмотрены ставки заместителя директора по организационной работе, введены на 0,5 ставки должности старших вожатых, в том числе и в Становской СОШ. Должностные инструкции старших вожатых являются типовыми, разработаны для работников всех школ района, и в соответствии с должностными инструкциями работа старшей вожатой носит организационные, а не воспитательные функции. Вопрос о назначении ФИО1 специальной доплаты обсуждался по ее инициативе в Министерстве образования Омской области, где подтвердили, что старшие вожатые не отнесены к педагогическим работникам, поэтому оснований для дополнительных выплат ФИО1 нет.

Представитель ответчика по доверенности Светлова И.А. с исковыми требованиями прокурора района не согласилась в полном объеме, пояснив, что выплаты ежемесячных денежных вознаграждений по договорам о передаче несовершеннолетних в приемную семью осуществляются из средств бюджета Омской области, и расходование бюджетных средств на эти цели находится на контроле Министерства образования Омской области. При наличии оснований для выплаты специальной части вознаграждения ФИО1 данные выплаты были бы истцу произведены.

Представитель привлеченного участию в деле в качестве третьего лица Отдела пенсионного страхования ПФР в Большеуковском районе Омской области по доверенности ФИО9 суду пояснила, что работа в качестве старшей вожатой не дает права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1 и ФИО5 с органом опеки и попечительства в лице главы Большеуковского муниципального района заключены договоры о передаче несовершеннолетних ФИО3 и ФИО4 в приемную семью.

Со дня заключения данных договоров (ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ соответственно) Ивановой Т.А. выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за исполнение обязанностей по указанным договорам, состоящее только из основной части.

Согласно пояснениям сторон, каких-либо доплат, относящихся к специальной части данного вознаграждения, ФИО1 не производится.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В силу статьи 152 Семейного кодекса РФ, приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

Как предусмотрено частью 2 статьи 153.1 Семейного кодекса РФ, размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Порядок создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка или детей в приемной семье определяется Правительством Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», при установлении опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя относительно представительства и защиты прав и законных интересов подопечного возникают с момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения договора об осуществлении опеки или попечительства.

Как предусмотрено частью 2 статьи 16 ФЗ «Об опеке и попечительстве», вознаграждение опекуну или попечителю может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта Российской Федерации. Предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки или попечительства за счет доходов от имущества подопечного устанавливается Правительством Российской Федерации. Случаи и порядок выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 42 Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан, Омская область передает на неограниченный срок органам местного самоуправления городского округа и муниципальных районов Омской области государственные полномочия по выплате вознаграждений.

Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Приемным родителям (приемному родителю) выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за осуществление обязанностей по договору о приемной семье за счет средств областного бюджета, которое состоит из основной и специальной частей.

Основная часть вознаграждения приемному родителю устанавливается в размере 2750 рублей за каждого принятого на воспитание ребенка.

Специальная часть вознаграждения приемному родителю состоит из совокупности различных денежных выплат, в том числе, денежной выплаты в размере, определяемом в зависимости от уровня образования и стажа педагогической работы и (или) продолжительности деятельности в качестве приемного родителя, которая при отсутствии высшего профессионального (педагогического) или среднего профессионального (педагогического) образования и наличии стажа педагогической работыи (или) продолжительности деятельности в качестве приемного родителя от трех до пяти лет составляет 1020 рублей.

При принятии настоящего решения суд не может признать убедительными доводы истца о том, что в соответствии с приложением к Постановлению Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 работа старшей вожатой является педагогической деятельностью, в связи с чем ФИО1 полагается льгота по оплате топлива.

Так, исходя из пояснений ФИО1, Таран Е.А., должностной инструкции старшей вожатой № 31, суд приходит к выводу, что должностные обязанности ФИО1 носят организационные, а не воспитательные функции, а поэтому не относятся к педагогической деятельности.

Поскольку в данном случае не подтвержден факт осуществления ФИО1 педагогической деятельности, суд полагает, что положения Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 к настоящей частной ситуации не подлежат применению в качестве доказательства выполнения истцом работы педагога.

Таким образом, убедительных доказательств, указывающих на выполнение ФИО1 трудовой функции педагогического работника истцом суду не представлено, а потому заявленные прокурором исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований прокурора Большеуковского района в интересах ФИО1 к Комитету образования Администрации Большеуковского муниципального района о взыскании суммы невыплаченной специальной части вознаграждения за осуществление обязанностей по договору о приемной семье отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы в Большеуковский районный суд Омской области.

Судья: О.А. Рязанова

Вступило в законную силу 10 ноября 2010 года