Решение от 02.11.2010 по иску Деревяга Н.Н. к ГУ ОПС ПФР в Большеуковском районе о признании права на досрочное назначение пенсии по старости



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Большеуковский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Рязановой О.А.,

при секретаре Зибировой И.А.,

с участием сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Большие Уки 2 ноября 2010 года гражданское дело № 2-400\2010 по иску Деревяга Н.Н. к государственному учреждению - Отдел пенсионного страхования Пенсионного Фонда РФ в Большеуковском районе Омской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости,

У с т а н о в и л:

Деревяга Н.Н. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отдел Пенсионного страхования Пенсионного Фонда Российской Федерации в Большеуковском районе о признании права на досрочное назначение пенсии по старости как лицу, занятому на работах с тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

В исковом заявлении Деревяга Н.Н. ссылается на то, что достиг пенсионного возраста 55 лет, имеет страховой стаж более 25 лет, при этом стаж работы мастером строительных и монтажных работ, прорабом составляет более двенадцати лет.

При обращении за назначением пенсии, ему в этом было отказано по тем основаниям, что документов, подтверждающих занятость на работах с тяжелыми условиями труда в определенных условиях им не представлено, а потому в специальный стаж не были включены периоды работы в качестве мастера строительных и монтажных работ и прораба в <данные изъяты>

Считает необходимым назначить ему пенсию с момента обращения за таковой, с 30 марта 2010 года.

В судебном заседании Деревяга Н.Н. заявленные исковые требования поддержал, пояснил, что на протяжении более пятнадцати лет работа его была связана со строительством, при этом он работал мастером строительных и монтажных работ и прорабом. Согласно записи в трудовой книжке, сразу после окончания техникума ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в <данные изъяты> мастером-строителем СМР. Кто в отделе кадров <данные изъяты> занимался оформлением трудовых книжек, теперь не помнит, значения произведенной записи в трудовой книжке в то время не придавал. Работал мастером строительных и монтажных работ в селах Чернецовка, Белогривка, Становка Большеуковского района, иногда его направляли на строительство объектов в райцентре. В 1970-1980 годах в районе велось активное строительство, и практически все объекты социальной сферы (школы, детские сады, сельские клубы, конторы) и жилые дома в этих селах построены с его участием. В этой должности проработал до марта 1979 года, затем на 4 месяца был переведен на должность прораба, и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вновь работал мастером строительных и монтажных работ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал мастером строительных работ в <данные изъяты> однако документов, подтверждающих его трудовой стаж, за данный период работы в архиве не сохранилось. На протяжении указанного периода времени он был занят на работах, связанных только с монтажом стальных и железобетонных конструкций. Пояснил, что, кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в <данные изъяты> в должности прораба. В <данные изъяты> бригада строителей работала круглый год, возводили хозспособом для <данные изъяты> здания из кирпича, в том числе здания магазина, конторы, складов, при этом его работа также была связана с монтажом стальных и железобетонных конструкций. При обращении в отдел Пенсионного фонда по Большеуковскому району ему не удалось представить документов, подтверждающих факт работы прорабом и мастером строительных и монтажных работ в вышеперечисленных организациях. Из-за неправильно оформленной трудовой книжки в назначении досрочной пенсии по старости ему было отказано. Считает, что имеет необходимый стаж работы для назначения трудовой пенсии по старости досрочно, в связи с тяжелыми условиями труда.

Представитель ГУ - отдел ПС ПФР в Большеуковском районе Киккас Г.В. исковые требования Деревяга Н.Н. не признала. Пояснила, что Деревяга Н.Н. было отказано в досрочном назначении пенсии по старости по тем основаниям, что по представленным документам невозможно определить характер выполняемой им работы в <данные изъяты>, а за период работы в <данные изъяты> истец не представил документов вовсе. Правом на досрочное назначение пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда пользуются мастера строительных и монтажных работ и производители работ (прорабы), однако из представленных Деревяга Н.Н. документов не усматривается занятость его на указанных работах.

Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 39 Конституции РФ гарантировано социальное обеспечение каждому гражданину в случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173 -ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правом на досрочное назначение трудовой пенсии обладают мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

В постановлении Правительства РФ от 18 июля 2002 года № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» разъяснено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2.

Согласно Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 раздел ХХV11 «строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов», позиция 2290000а- 23419, правом на получении указанной пенсии пользуются мастера строительных и монтажных работ.

Более того, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1773 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», Список № 2, работа в должности прораба дает право на получение трудовой пенсии на льготных условиях (п. «б» раздела ХХIХ Списка № 2).

Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Суд полагает, что факт работы Деревяга Н.Н. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 9 лет 6 месяцев 3 дня, в качестве мастера строительных и монтажных работ <данные изъяты> и в качестве прораба в этой же организации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 месяца) подтверждается записями в его трудовой книжке, архивными справками, объяснениями свидетелей.

Так, согласно записям в трудовой книжке, Деревяга Н.Н. этот период времени работал мастером- строителем СМР, мастером СМР.

Данные обстоятельства подтверждаются также уточняющей справкой, приказами по <данные изъяты>, исторической справкой (л.д. 14-17).

Как пояснил истец, записи в трудовую книжку вносились неграмотным специалистом.

Деревяга Н.Н. в материалы дела представлены акты приемки в эксплуатацию жилых домов, производственных объектов сел Становка, Чернецовка, Белогривка Большеуковского района, строительство которых, как утверждает истец, велось <данные изъяты> с непосредственным участием мастера строительных и монтажных работ <данные изъяты> Деревяга Н.Н.(л.д. 29-35).

Свидетели ФИО4, ФИО2, ФИО5 подтвердили, что Деревяга Н.Н. работал в <данные изъяты> мастером строительных и монтажных работ, одновременно со свидетелями. С его участием были построены многие жилые дома, производственные объекты в селах Чернецовка, Белогривка, Становка Большеукуоского района. Истец был занят строительными и монтажными работами в течение всего рабочего дня, работа носила постоянный характер, однако документально этого не было отражено из-за неграмотности работников бухгалтерии и отдела кадров <данные изъяты>

Факт работы этих свидетелей в <данные изъяты> в один период с истцом подтверждается записями в их трудовых книжках, также составленными неграмотно.

Показания свидетелей в данном случае считаются допустимыми доказательствами, поскольку каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей.

При оценке показаний Деревяга Н.Н. суд приходит к выводу, что представленные им доказательства в их совокупности с достоверностью свидетельствуют о том, что истец действительно в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, всего 9 лет 10 месяцев 3 дня, выполнял работу мастера строительных и монтажных работ и прораба <данные изъяты>.

Указанный период подлежит включению в трудовой стаж для назначения льготной пенсии.

Кроме того, из записей в трудовой книжке истца следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (5 лет 24 дня) Деревяга Н.Н. работал прорабом в <данные изъяты>.

Изучив архивную справку (л.д. 21), суд установил, что в 1989-1992 годах в структуре <данные изъяты> на самом деле был строительный участок, райпо осуществляло хозспособом строительство магазина на 4 рабочих места, жилого дома, что подтверждается актами ввода в эксплуатацию объектов строительства.

Свидетели ФИО3, ФИО1, работающие в <данные изъяты> одновременно с Деревяга Н.Н., что подтверждается записями в их трудовых книжках, пояснили, что все строительство в <данные изъяты> велось бригадой каменщиков, объекты возводились из кирпича, круглый год, в любую погоду. Строительство велось небольшими темпами, поскольку использование в качестве строительных материалов только кирпича не позволяет ускорить работу.

Согласно трудовой книжке истца, в указанные периоды данная работа являлась для него основной, каких-либо сведений об одновременном выполнении иной работы суду не представлено.

Неполное указание работником отдела кадров характера выполняемой работы в трудовой книжке истца при фактическом ее выполнении не может служить основанием для лишения работника его законного права на получение льготной пенсии, поскольку обязанность по правильному и полному ведению трудовых книжек возложена в силу требований трудового законодательства на работодателя.

Отказ в назначении пенсии по причинам, не зависящим от работника, нарушает установленные ст. 39 Конституции РФ гарантии гражданина по социальному обеспечению.

Поскольку действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях, суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ст. 55 ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей, если подтверждение работы документами невозможно.

Кроме того, в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда.

Вступившими в законную силу решением Большеуковского районного суда установлен факт работы ФИО1, работавшего одновременно с Деревяга Н.Н. в <данные изъяты>, на тяжелых условиях труда, дающих право на льготное назначение пенсии.

Согласно записям трудовой книжки ФИО1, представленных истцом, характер выполняемой ФИО1 работы также не отражен.

Таким образом, период работы истца в <данные изъяты> (5 лет 24 дня) подлежит включению в трудовой стаж для назначения льготной пенсии.

Однако суд находит неубедительными доводы Деревяга Н.Н. о занятости его на работе с тяжелыми условиями труда в <данные изъяты>, поскольку достоверных доказательств, подтверждающих данный факт, суду не представлено.

Суд с недоверием относится к справке, выданной начальником <данные изъяты> (л.д. 19), поскольку, согласно данных Архивного фонда Омской области, в ведомостях по начислению заработной платы, личных карточках за 1986-1989 годы Деревяга Н.Н. не значится (л.д. 18).

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для включения периода работы Деревяга Н.Н. в <данные изъяты> в льготный стаж.

Страховой стаж на период обращения Деревяга Н.Н. за трудовой пенсией составлял более 34 лет.

Из вышеуказанного следует, что Деревяга Н.Н. обладает правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицо, занятое на работах с тяжелыми условиями труда.

На основании ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсии назначаются и выплачиваются со дня обращения за пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления.

Согласно расписки-уведомления, Деревяга Н.Н. обратился за назначением пенсии 30 марта 2009 года (л.д. 5).

Поскольку на указанную дату истцу исполнилось 55 лет (дата рождения истца - ДД.ММ.ГГГГ), право на пенсию у Деревяга Н.Н. на день обращения возникло.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Следовательно, государственная пошлина, уплаченная Деревяга Н.Н. при подаче искового заявления, подлежит взысканию с ответчика.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Деревяга Н.Н. к государственному учреждению - отдел пенсионного страхования Пенсионного Фонда РФ в Большеуковском районе Омской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости удовлетворить в полном объеме.

Обязать Государственное Учреждение - Отдел пенсионного страхования Пенсионного Фонда Российской Федерации в Большеуковском районе Омской области зачесть в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Деревяга Н.Н. периоды работы мастером строительных и монтажных работ и прорабом в <данные изъяты> (9 лет 10 месяцев 3 дня), а также прорабом в <данные изъяты> (5 лет 24 дня).

Обязать ГУ - Отдел ПС ПФР в Большеуковском районе Омской области назначить Деревяга Н.Н. трудовую пенсию по старости досрочно с 30 марта 2009 года.

Взыскать с Государственного учреждения - отдел пенсионного страхования Пенсионного Фонда Российской Федерации в Большеуковском районе в пользу Деревяга Н.Н. государственную пошлину в 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья О.А. Рязанова