Решение по гражданскому делу № 2-14/2011 по иску Гиблер И.Г. к ГУ - ОПС ПФР в Большеуковском районе о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения



Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации

Большеуковский районный суд Омской области

в составе председательствующего судьи Рязановой О.А.

при секретаре Зибировой И.А.,

с участием сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Большие Уки 11 февраля 2011 года

гражданское дело № 2-14/2011 по иску Гиблер И.Г. к Государственному учреждению - Отделу пенсионного страхования Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеуковском районе Омской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения

У С Т А Н О В И Л:

Гиблер И.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделу пенсионного страхования Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеуковском районе Омской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

В заявлении истица ссылается на то, что стаж ее медицинской деятельности составляет более 25 лет, что дает ей право на досрочное назначение пенсии по старости. Однако, при обращении за назначением пенсии, ей в этом было отказано по следующим основаниям:

В стаж, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения, не включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нахождения на курсах повышения квалификации. Считает необходимым назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за таковой, с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Гиблер И.Г. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просила включить в стаж, в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, в календарном порядке периоды нахождения на курсах повышения квалификации: : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ поскольку была направлена по инициативе работодателя, и за ней в этот период сохранялась средняя заработная плата, производились отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ученические отпуска, когда она, работая в Городской больнице № <адрес>, обучалась в Омском медицинском институте. Кроме того, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находясь в отпуске по уходу за ребенком, очно обучалась в Омской Государственной медицинской академии. Считает, что данный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) также подлежит включению в специальный трудовой стаж.

Представитель ГУ- Отдела пенсионного страхования ПРФ в Большеуковском районе Рейтер О.А. исковые требования Гиблет И.Г. не признала в полном объеме. Пояснила, что курсы повышения квалификации и ученические отпуска не могут быть включены в стаж работы, поскольку указанные периоды не поименованы в списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет Разъяснения Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 5, утвержденного Постановлении Минтруда РФ от 22.05.1996 г. № 29 и Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г.. Период очного обучение в Омской Государственной медицинской академии (ДД.ММ.ГГГГ также не подлежит включению в специальный стаж работы, поскольку из представленных истцом документов следует, что на самом деле в данный период времени Гиблер И.Г. находилась в отпуске по уходу за ребенком, ей производились соответствующие начисления. Исходя из этого, на момент обращения Гиблер И.Г. за назначением пенсии по старости досрочно, она не имела необходимого стажа работы.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом.

Ст. 27 п.1 пп.20 «О трудовых пенсиях в РФ» предусматривает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Решая вопрос о включении периода нахождения Гиблер И.Г. на курсах повышения квалификации с отрывом от основной деятельности в стаж в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению частично.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Факт направления истца работодателем на курсы повышения квалификации с отрывом от основной работы подтверждается справками главного врача Большеуковской ЦРБ, записями в трудовой книжке Гиблер И.Г..

Кроме того, в соответствии со ст. 173 Трудового кодекса РФ, работникам, поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка в целях обучения в образовательном учреждении.

Как следует из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - ученические отпуска, когда Гиблер И.Г., работая в Городской больнице № <адрес> в штатной должности медицинской сестры 1 хирургического отделения основного стационара, обучалась в Омском медицинском институте.

В силу ст. 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. В этой связи не допускается необоснованное ограничение объема прав, сокращение гарантий, механизмов правовой защиты и т.п..

При таком положении не включение в специальный стаж периодов нахождения по направлению работодателя на курсы повышения их квалификации или иной вид профессионального обучения влечет необоснованное ограничение объема пенсионных прав работника.

Следовательно, периоды нахождения Гиблер И.Г. на курсах повышения квалификации и в ученических отпусках подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения.

Данные периоды необходимо включать в стаж работы Гиблер И.Г. в календарном исчислении (1:1).

В тоже время, изучив архивную справку от ДД.ММ.ГГГГ, суд установил, что с марта 1995 года по октябрь 1997 года в расчетных листках количество отработанного времени Гиблер И.Г. в <данные изъяты> отсутствует, а в период ДД.ММ.ГГГГ ей начислялось пособие по уходу за ребенком.

Как пояснила Гиблер И.Г., в данный период времени она, находясь в отпуске по уходу за ребенком, одновременно обучалась в Омской Государственной медицинской академии.

Между тем, в соответствии с п. 3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденных постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в стаж работы врачей и других работников здравоохранения не засчитывается время обучения в медицинских учебных учреждения, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала медицинская деятельность.

При этом постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 № 677 продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до трех лет.

Законом Российской Федерации № 3543-1 от 25 сентября 1992 года «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», вступившем в силу 06.10.1992, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Поскольку период нахождения Гиблер И.Г. в отпуске по уходу за ребенком имел место после 6 октября 1992 года, он не подлежит включению в стаж работы на льготных условиях.

На основании ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» пенсии назначаются и выплачиваются со дня обращения за пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Однако на дату обращения за пенсией специальный стаж работы Гиблер И.Г. составляет <данные изъяты>, соответственно, право на досрочное назначение пенсии по старости у истца на данную дату не возникло.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Гиблер И.Г. к Государственному учреждению - Отделу пенсионного страхования Пенсионного фонда Российской Федерации в Большеуковском районе Омской области о признании права на досрочное назначение пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения удовлетворить частично.

Обязать Государственное Учреждение - Отдел пенсионного страхования Пенсионного Фонда Российской Федерации в Большеуковском районе Омской области включить в стаж работы в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждении здравоохранения Гиблер И.Н. периоды нахождения на курсах повышения квалификации и в ученических отпусках: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней.

Судья О.А.Рязанова